Новая газета

Обреченный на одиночество

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Джеймс Миранда Барри Оценка: * Британская писательница Патрисия Данкер известна российскому читателю по сборнику «Семь сказок о сексе и смерти». Ее новый роман «Джеймс Миранда Барри» посвящен реальному человеку — известному хирургу, реформатору врачебного дела, который на самом деле был женщиной и всю жизнь это умело скрывал. Прошло двадцать лет, прежде чем книгу издали в России. Роман был опубликован издательством «Синдбад» в переводе Александры Борисенко и Виктора Сонькина — и совсем недавно эксперты премии «Ясная Поляна-2020» признали его лучшим иностранным текстом на русском языке. История…

Развернуть

Как мясо стало есть мясо

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Особое мясо Оценка: * Книга «Особое мясо» аргентинской писательницы Агустины Бастеррики (перевод с испанского — Владимир Правосудов, издательство NoAge) по праву может считаться одной из самых жутких антиутопий, написанных за последнее время. Она пробирает до костей, проникает под кожу, задевает за живое. Заставляет переосмыслить картину мира и посмотреть на свое место в ней — возможно, вы тоже для кого-то всего лишь мясо. Причем в прямом смысле этого слова. Это не легкое развлекательное чтение — Бастеррика написала книгу об узаконенном каннибализме (и получила престижную литературную премию…

Развернуть

Гумилев и другие: каким в действительности был Серебряный век?

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу «Жизнь прошла. А молодость длится...» Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» Оценка: * Если вы когда-нибудь интересовались Серебряным веком, то наверняка слышали имя Ирины Одоевцевой. Чаще всего оно идет в связке с двумя другими — поэтов Николая Гумилева (ее учителя) и Георгия Иванова (ее мужа). Но Одоевцева была не просто спутницей двух великих мужчин — она вполне самостоятельная творческая единица. И ее беллетризированные мемуары о послереволюционном Петрограде и поэтической атмосфере, царившей в нем, тому подтверждение. Книга «На берегах Невы» была издана в России в 1988 году…

Развернуть

Жизнь после травмы

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Выбор. О свободе и внутренней силе человека Оценка: * Каково это — выжить в аду и сохранить здравомыслие? Доктору Эдит Эгер сейчас 93 года, и она знает об ужасах холокоста не понаслышке: в 1944 году шестнадцатилетняя балерина Эдит вместе со своей семьей попала в Аушвиц (он же Освенцим). Ее родители погибли в газовой камере, а Эдит и ее сестра Магда прошли через все испытания и селекции, побывали в Маутхаузене и Гунскирхене, но выбрались из лагерей смерти живыми. Сейчас Эдит Эгер ведет клиническую практику, преподает на факультете психологии в Калифорнийском университете в Сан-Диего и помогает…

Развернуть

История одного ограбления

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Тревожные люди Оценка: * Шведского писателя, автора бестселлера «Вторая жизнь Уве» Фредрика Бакмана знают и обожают во всем мире. Его новую книгу — «Тревожные люди» (перевод Ксении Коваленко) — в России ждали с нетерпением, словно подарок на Новый год. Бакман уже давно стал кем-то вроде волшебника и лучшего друга — его появление в доме всегда приносит радость и теплоту. Он — тот самый сокровенный человек, который знает о нас больше, чем кто-либо. И в беспокойный 2020 год тревожные люди Бакмана — это, конечно, мы с вами. Заложники по стечению обстоятельств: «…Земля вращается в космосе со скоростью…

Развернуть

Без права голоса

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Американская грязь Оценка: * Роман Дженин Камминс «Американская грязь» называют самой скандальной книгой 2020 года. Скандалы в последнее время привлекают внимание к вещам сомнительным, но ситуация, развернувшаяся вокруг романа Камминс, симптоматична и заслуживает обсуждения. Изначально «Американской грязи» пророчили мировой успех. О ней говорили и комплиментарно отзывались такие известные авторы, как Стивен Кинг и Джон Гришэм, а телезвезда Опра Уинфри включила роман в список чтения своего Книжного клуба. За право опубликовать рукопись боролись сразу девять издательств, ее стартовый тираж составил…

Развернуть

Вишневый сад наслаждений

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Злой мальчик Оценка: * В последнее время грани между жизнью и социальными сетями, как и между литературой и жизнью, предельно размыты. Не успел выйти в издательстве «РИПОЛ-Классик» «Один мальчик» поэта Виталия Пуханова, как его догнал «Злой мальчик» драматурга Валерия Печейкина, появившийся в новой редакции INSPIRIA (издательство «Эксмо»). Догнал, словно старшего брата, да рассмеялся ему в лицо. Шутки шутками, а обе эти книги выросли из «Фейсбука», и это, надо сказать, тренд нашего времени: тексты рождаются у нас на глазах, тестируются на бета-ридерах, подпитываются лайками. Они очень живые,…

Развернуть

Стыд во внимание не принимается

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Я очень тебя хочу. Переписка 1995–1996 годов Оценка: * В издательстве No Kidding Press вышла переписка писательницы и перформансистки Кэти Акер и медиаисследователя Маккензи Уорка, датированная 1995-1996 годами. Прошло почти двадцать лет прежде, чем ее опубликовали в Америке, с разрешения и под редакцией Уорка (Кэти Акер к тому моменту уже не стало — она умерла от рака в 1997 году в возрасте 50 лет), и двадцать пять — прежде, чем она появилась в России. «Я очень тебя хочу» — это философский роман в письмах, бесстыдная исповедь и интеллектуальная игра. Этой короткой истории могло бы и не случиться…

Развернуть

Красота по-венециански: картины карантина

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Венеция. Карантинные хроники Оценка: * 2020-й войдет в историю как год, когда вся жизнь остановилась. Наверное, впервые людей по всему миру сплотили общее горе и страх. Человеческое бессилие обнажилось перед лицом опасности — ни нанотехнологии, ни искусственный интеллект не могут спасти их создателей. Но иногда спасение оказывается в другом — например, в документации реальности, в ведении публичного личного дневника, в превращении жизни в литературу. Художница и писательница Екатерина Марголис, много лет живущая в Венеции, с самого начала карантина рассказывала в фейсбуке о происходящем в Италии…

Развернуть

Жить, чтобы служить

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Человек-комбини Оценка: * В издательстве Popcorn Books вышел роман «Человек-комбини» японской писательницы Саяки Мураты. Он отмечен престижной премией Акутагавы, переведен на множество европейских языков и стал самым продаваемым в лондонском магазине Foyles в 2018 году, как сказано на обложке. Все потому, что это не столько «азиатская» история, сколько общечеловеческая — с проявлениями социального давления сталкиваются люди всего мира. Саяка Мурата пытается исследовать, где же пролегают границы нормальности в современном обществе и что чувствует человек, не вписывающийся в них. Главная героиня…

Развернуть

Наказание вечностью

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Цирцея Оценка: * Американка Мадлен Миллер, филолог-классик и шекспировед, стала известна читателям благодаря громкому дебюту — ее роман «Песнь Ахилла», повествующий о трагической любви между двумя троянскими героями, стал событием в литературном мире. Судьба ее нового романа «Цирцея» еще более завидна — он уже переведен на 30 языков (перевод на русский — Любовь Тронина), продан тиражом более миллиона экземпляров, а права на его экранизацию выкуплены компанией HBO. Но о чем же он и чем он интересен? Миллер вновь обращается к античности — столь ею любимой и освоенной. В этот раз она дает голос той,…

Развернуть

Фальшивое чудо

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Сад Оценка: * Новый роман Марины Степновой ждали долго. Впервые фрагмент из него я встретила в сборнике «Счастье-то какое!», составленном Майей Кучерской. Он назывался «Эфир» и — очевидно — был частью чего-то большего, масштабного, неутомимого, живого. Спустя два года я увидела это «большее», и оно меня заворожило. Этот роман подчеркнуто литературен. На это намекает название, об этом же предупреждает в выносе на обложке издатель Елена Шубина. Степнова умело работает с художественным материалом: походя вспоминает «Другие берега» Набокова, цитирует Мандельштама, размышляет о графе Толстом,…

Развернуть

Писатель, в котором мы живем

Критик: Екатерина Писарева Рецензия на книгу Непобедимое солнце Оценка: * Каждый раз, когда в конце лета выходит новый роман Пелевина, это то еще зрелище: все наперебой начинают упражняться в остроумии, комментировать и препарировать текст, разглядывая его со всех сторон, попутно сокрушаясь, мол, Виктор Олегович уже не тот. Наверное, это типичная наша черта: восхищаться прекрасным далёко — будь то советское прошлое, книги или детские фотографии — и томно вздыхать: «Ах, вот же было раньше!». Но Пелевин говорит про здесь и сейчас — и участь критиков, пишущих на него обзоры, незавидна (вспомним его комментарии в IPhuck10 или «Искусстве легких…

Развернуть

Я/Мы Лев Толстой

Критик: Анна Наринская Рецензия на книгу Жизнь Льва Толстого Оценка: * Одно из важных достоинств этой книги — ее длина. Меньше 250 станиц довольно крупного шрифта. Мощь фигуры Толстого, место, которое он занимает в нашем сознании и в истории, да и, собственно, толщина его главных книг, казалось бы, требует некоей масштабности и увесистости. Многие покупатели, подходившие на ярмарке Non/fiction к стенду издательства НЛО, выпустившего «Жизнь Льва Толстого», с недоверием вертели в руках нетяжелое издание и осведомлялись у продавца, нет ли второго тома. Эта краткость — не то чтоб составляющая часть, а скорее проявление интонации автора, который…

Развернуть

Анна Наринская о новой книге Виктора Пелевина «Искусство легких касаний»

Критик: Анна Наринская Рецензия на книгу Искусство легких касаний Оценка: * Как выкрутиться несчастному критику, которому надо опять писать про ежегодную книгу Пелевина? Уже вроде бы проделаны все попытки как-то встряхнуть жанр «осенняя статья о новом Пелевине»: ее писали в форме письма к Виктору Олеговичу, в стихах и в виде ответов на вопросы. Так что чуть ли не единственное, что остается, — рецензия в хрестоматийном, так сказать, смысле этого слова. О чем книга, как написана, как соотносится с прежними образцами творчества автора. Вот она. Название книге — «Искусство легких касаний» (М., Эксмо) — дает один из трех входящих в нее текстов —…

Развернуть

Пионеры, оппозиционеры, шпионы и президенты

Критик: Ксения Рождественская Рецензия на книгу Корвус Коракс Оценка: * Москва, наше время. Нет ни телефонов, ни фотоаппаратов, ни компьютеров — не изобретены. Летать приходится на дирижаблях, считать — на арифмометрах, а важнейшим из искусств является цирк. Музыкальные альбомы выходят большими тиражами, но сильно воняют и требуют ежедневного ухода: вся звукозапись ведется при помощи птиц. Коррупция в альтернативной России цветет точно так же, как и у нас, а властители готовы на все, лишь бы никто не узнал их страшных тайн. Молодой идеалист Иннокентий Ломов и его гуру, бодрый столетний разведчик Вилли Максович Фишер, пытаются спасти свои…

Развернуть

Бал в Кремле, который никогда не заканчивается

Критик: Анна Наринская Рецензия на книгу Бал в Кремле Оценка: * Писатель Курцио Малапарте числится среди прототипов Воланда — ​наряду с американским послом Уильямом Буллитом и, собственно, Люцифером. Немец по происхождению, посылающий своим псевдонимом привет Наполеону Бонапарту, член фашистской партии, исключенный в начале 1930-х за сочувствие коммунистическим идеям, участник войн, любитель Пруста, поклонник Мао и красавец. «Самый красивый из всех когда-либо виденных мною мужчин», — ​писала о нем предпоследняя жена Булгакова Любовь Белозерская. С четой Булгаковых Малапарте встретился в 1929 году, когда приезжал в СССР в качестве журналиста…

Развернуть

Про стихи как наркотик

Критик: Владимир Панкратов Рецензия на книгу Опосредованно Оценка: * Лена — ничем не примечательная учительница, получившая от учеников прозвище Индезит, а от наркоманов родного города — Волколамск. Среди последних она известна тем, что умеет сочинять «стишки», за чтением которых иногда наступает «приход» — и потому они считаются наркотиками и находятся вне закона. При этом «стишки» остаются актом творчества, для их «изготовления» нет единого рецепта. Что порождает еще один род зависимости: особо преданные потребители тратят жизнь на разгадку секрета — как сложить несколько строф, чтобы вызвать у читателя эйфорию. Самое смешное, что Лену…

Развернуть

О свободе и правде

Критик: Петр Алешковский Рецензия на книгу Красная планета Оценка: * С момента появления на карте мира новой, свободной от коммунизма России прошло много лет, мир потерял Берлинскую стену, и кажущееся невероятным передвижение из страны в страну стало нормой для многих и многих наших сограждан. Девяностые канули в бездну, как и детективные сериалы о бандитах — ​никак не раскрывавшие сложности и глубины произошедшего. Наконец, кажется, наступило время осмысления пережитого. Роман Глеба Шульпякова «Красная планета» — ​одна из попыток такого осмысления. Красная планета — ​полузабытая жизнь в академическом городке, сателлите Москвы-столицы, —…

Развернуть

В будущее не берите никого

Критик: Анна Наринская Рецензия на книгу Остров Сахалин Оценка: * Ажиотаж вокруг фантастического романа «Остров Сахалин» — ​вещь в нашей литературной ситуации не совсем логичная. Место главных писателей у нас давно и прочно занимают Сорокин и Пелевин, а тут вдруг всполошились по поводу текста — на них обоих, ​и вместе, и по отдельности, похожего. Только этот текст попроще и пожанровее. Удивляться у нас стоит появлению реалистической, или почти совсем реалистической прозы про «здесь и сейчас», со всеми календарными и политическими признаками. Вроде «Текста» Дмитрия Глуховского или «Раунда» Анны Немзер (именно такое нетипично для нашей…

Развернуть

Пелевин и безразличие

Критик: Анна Наринская Рецензия на книгу Тайные виды на гору Фудзи Оценка: * За то время как Виктор Пелевин выпускает по ежегодной осенней книге, обсуждение — не спецконтракт ли это у него с издательством и не доставляет ли ему такая регулярность какого-то совсем уж невиданного баблоса — изжило себя. Теперь эта обязательность представляется каким-то послушанием, повинностью. В этом тянет усматривать не казенные отношения с бухгалтерией, а самурайскую самодисциплину, например. Ровно так же отношение Пелевина к критикам хочется рассматривать как работу, делание, осознанный шаг доброй воли. Потому что как ни крути, нашу жизнь он облегчил до…

Развернуть

Русская американка в поисках неожиданных случайностей

Критик: Иван Толстой Рецензия на книгу Записки русской американки. Семейные хроники и случайные встречи Оценка: Книгу Ольги Матич («Записки русской американки: Семей­ные хроники и случайные встречи». Москва: НЛО, 2016) интересно прочесть хотя бы по трем причинам. Третья причина: она — племянница Ирины Гуаданини, полузагадочной возлюбленной Владимира Набокова, чей брак с Верой дал из-за Ирининого появления временную трещину, но был все же спасен. Кто из мемуаристов может похвастать своим личным знакомством с фигурой «той стороны» романа? Правда, до появления Брайан-Бойдовской биографии рассказчица и сама об этом романе не догадывалась.…

Развернуть

Что это значит — быть?

Критик: Ольга Тимофеева Рецензия на книгу Бюро проверки Оценка: * Представляю, как Архангельский опасался своей известности телеведущего, журналиста, историка, когда речь заходила о его романах! Кого же убедишь, что человек с таким отягощенным бэкграундом еще и настоящий писатель. Не знаю, достаточное ли тому свидетельство — шорт-лист «Большой книги»-2018, но художественное достоинство романа «Бюро проверки» (М.: АСТ, «Редакция Елены Шубиной») теперь подтверждено «официально». И не будем делать вид, что такое отличие — пустой звук. Думаю, что даже сверхпопулярный Дмитрий Глуховский не стал бы отнекиваться от места в этом престижном списке.…

Развернуть

Джером кафка джером

Критик: Михаил Юдсон Рецензия на книгу Гость: туда и обратно Оценка: * Привычная книжная система стандартов, жанровых ГОСТов к «Гостю» (Александр Генис «Гость: туда и обратно», М., АСТ: Редакция Елены Шубиной) неприменима — здесь, как в ирландском рагу от Гениса, смешались, булькая смешно и аппетитно, путевая проза, эссе «про искусство», интеллектуальная кулинария, щепотка здравого абсурда — джером кафка джером. Устроено в книге все разумно и целесообразно: траве — лог, скитальцу — скит. Набродившись по свету, автор обязательно возвращается в покой, в точку исхода, в родимое жилище в дебрях Нью-Джерси, к домашнему компьютеру с…

Развернуть

Не беда, а вина

Критик: Анна Наринская Рецензия на книгу Некто Гитлер. Политика преступления Оценка: * Немногим больше года назад у нас вышел перевод «Истории одного немца» — ​книги, которую тридцатилетний Хафнер писал в 1938-м, только что сбежав из рейха в Англию, и которая была опубликована лишь после его смерти в 1999-м. Это документальный роман о приходе фашизма, хроника душевной жизни молодого человека в мире, который день ото дня расчеловечивается, сдается злу. «История», без сомнений, — ​текст выдающийся, даже уникальный, и странно было бы ожидать, что следующая переведенная книга этого автора будет такой же. Если все же говорить о том, что здесь…

Развернуть