Фонтанка.ру

Последствия любви

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Маленький друг Оценка: 1. Сложнее всего рассказывать о том, что по-настоящему дорого. Прислушайтесь, например, что и как вы говорите о своих любимых – скорее всего получится бессвязный набор междометий. Любое произнесенное слово кажется неверным, поверхностным, лукавым. Мы прячемся за невинным мычанием согласных, за страстными выдохами гласных, сводя на нет логику, упраздняя пунктуацию, возвращаясь к синтаксису пещерных людей. Звук опережает речь, эмоция блокирует мысль, пришлая буква заменяет неподобранное слово. Самое удивительное, что нас при этом чаще всего понимают. Нам удается передать любовь с…

Развернуть

Чубайс и три мушкетера. О книге Михаила Зыгаря «Все свободны»

Критик: Сергей Князев Рецензия на книгу Все свободны Оценка: * В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга экс-главреда «Дождя» о выборах президента России в 1996 году. В ней автор сравнивает Коржакова с Ришелье, Ельцина — с королем Людовиком XIII, а Бориса Березовского, опутавшего всех своими чарами, — с интриганкой Миледи. В следующем году, как мы помним, исполняется 25 лет первым президентским выборам «в свободной России», в результате которых Борис Ельцин продлил себе полномочия еще на четыре года, а коммунисты окончательно распрощались с надеждой взять власть (хоть впоследствии регулярно и аккуратно участвовали во всех выборах).…

Развернуть

Двойной бигмак от Пелевина. Отчего растолстел новый роман «Непобедимое солнце»

Критик: Елена Стрельникова Рецензия на книгу Непобедимое солнце Оценка: * Виктор Пелевин выпустил свой самый толстый роман за последние шесть лет и впервые — написанный от лица женщины. Почему 700-страничную книгу можно без проблем упаковать в 170 страниц, а женский персонаж тут чисто технический, рассказывает литературный обозреватель «Фонтанки». Виктор Пелевин ссорился с феминистками не раз. В 2018 году в романе «Тайные виды на гору Фудзи» оскорбил движение против харассмента фразой: «На ней была красная майка с надписью #metoo. Стилист нашего проекта был весельчак: в таких майках выходили на смену все уборщицы с метлами. Мол, мету,…

Развернуть

Автор «Рассказа служанки» предостерегает. Новый роман «Заветы» — о том, куда приводят временные меры

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Заветы Оценка: * Новая книга Маргарет Этвуд выходит в России своевременно. Во-первых, потому что у нас, наконец, есть время на чтение. Во-вторых, параллели между коронавирусной лихорадкой и условиями, в которых появилось тоталитарное государство Галаад, не заметить сложно. Жило-было на свете тоталитарное государство Галаад. Пользуясь экологической катастрофой, кучка предприимчивых силовиков узурпировала власть в США, а Конституцию заменило на Библию. У женщин отобрали все права, мужчинам пришлось не слаще. Чтобы решить проблемы с рождаемостью, часть девушек переквалифицировали в Служанкок, — этакие…

Развернуть

Фабрика троллей и все-все-все — в «Кризисе самоопределения», самом неполиткорректном романе года

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Кризис самоопределения Оценка: * На русском языке выходит роман британского комика Бена Элтона, где разные меньшинства сражаются друг с другом. Феминистки против трансгендеров, геи против христиан. Обозреватель «Фонтанки» погрузилась в мир кровопролитной сетевой войны и рассказывает о «Кризисе самоопределения» в семи хештэгах. #УЖЕНЕЛЕВАК Бен Элтон родился в Лондоне, сделал карьеру в восьмидесятые годы в телевизионном стендапе. Начинал как левак, но для современной Британии его взгляды уже необратимо поправели. Выпустил 16 книг, и если первые десять стабильно входили в топ британских продаж, то о…

Развернуть

Концептуальные виньетки — новая проза Леонида Юзефовича

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Маяк на Хийумаа Оценка: * Леонид Юзефович для русской прозы — фигура парадоксальная. Получив почти все возможные литературные регалии (две «Большие книги» и два «Национальных бестселлера»), он остаётся неизвестным для многих читателей. В то же время те, «кто знают», наслаждаются его историческим полотном о бароне фон Унгерне «Самодержец пустыни», детективными историями о сыщике Путилине, остросюжетным романом «Казароза». Юзефович пишет о локальных в контексте мировой истории вещах, но так, что они принимают масштабы «Илиады» и «Одиссеи». И одновременно прорастают в живыми, человеческими чертами.…

Развернуть

Сегрегация как самоидентификация

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Продажная тварь Оценка: Даже если вы очень последовательны в отношениях с литературой, ни за что не читайте первую главу этой книги. Саркастический, но очень затянувшийся монолог афроамериканца, представшего перед Верховным судом США, усыпляет, особенно если вы читаете вечером после работы. Лучше начинать сразу со второй главы, где даётся предыстория происходящего. Главный герой по фамилии «Я» (повествование ведётся от первого лица) живёт в чёрном гетто Диккенс в границах Лос-Анджелеса. Отец, психолог и защитник прав афроамериканцев, ставит на мальчике экстравагантные эксперименты. Стреляет рядом с…

Развернуть

Бремя белого человека: «Люди среди деревьев» Ханьи Янагихары

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Люди среди деревьев Оценка: *Вышла самая ожидаемая книга 2018 года — «Люди среди деревьев» Ханьи Янагихары. Роман американской писательницы мог бы обернуться памфлетом против педофилии и глобализации в одном флаконе, если бы не одно «но». Сюжет «Людей среди деревьев» смутно напоминает фильм «Аватар». Американский учёный приезжает на затерянный остров в Микронезии, чтобы исследовать племя иву’иву. Некоторые аборигены живут больше шестидесяти, что по местным меркам — очень долго. А ещё где-то в джунглях скрывается группа людей, которые достигли возраста в 100 и 200 лет. Исследователь выясняет, что…

Развернуть

Последний Фандорин: Приключения продолжаются

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Не прощаюсь Оценка: *Главный спойлер последнего романа о Фандорине ещё 1 января открыл сам Борис Акунин, когда выложил первую главу книги в Facebook. Благородный детектив вовсе не погиб в 1915 году, когда в него в романе «Чёрный город» выстрелил разбойник Гасым. Фандорин впал в кому. И пришёл в себя в 1918-м в купе поезда, по пути из Самары в Москву. В первопрестольную верный камердинер Маса своего господина вез после очередного сеанса лечения. С этого начинается путешествие по постреволюционной России — герои смотрят, как живут московская артель анархистов, «зеленая директория» в «дикой степи»…

Развернуть

Почти святая Лиза

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Доктор Лиза Глинка: "Я всегда на стороне слабого". Дневники, беседы Оценка: Книга, где жизни больше, чем смерти. «Фонтанка» прочитала дневники Елизаветы Глинки и выяснила – доктор Лиза была не не только благотворителем, но и талантливым писателем. Елизавета Глинка — российский филантроп и благотворитель, известная под ником «доктор Лиза». В конце 1990-х создала в Киеве первый хоспис, в 2007-м — основала в Москве организацию «Справедливая помощь», помогающую тяжелобольным, умирающим, необеспеченным, бездомным. Большинство россиян, скорее всего, узнали о Глинке, когда в 2014 году она начала…

Развернуть

По законам советского двоемыслия: откровенная биография Ольги Берггольц

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Ольга Берггольц: смерти не было и нет Оценка: Как в 1938 году плелось дело троцкистки Ольги Берггольц, как её спасала сестра, и как «блокадная муза» металась между советским и несоветским. Издательство «Редакция Елены Шубиной» в ноябре выпускает новую биографию Берггольц под заголовком «Смерти не было и нет» – предельно откровенную, впервые – на основе семейных архивов. Наталья Громова – пока единственный исследователь, имеющий доступ к семейному архиву наследников Берггольц и фонду Берггольц в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Вместо «новая биография» в случае с…

Развернуть

Елена Кузнецова: рецензия на книгу «Патриот»

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Патриот Оценка: Эксцентричный московский бизнесмен Сергей Знаев, известный читателям по книге 2005 года «Сажайте, и вырастет», закрыл собственный банк, чтобы открыть антикризисный супермаркет «Готовься к войне». На полках лежат не только хлеб и тушенка, но и лопаты, валенки, кирзовые сапоги, телогрейки, тельняшки и прочие годные в военных условиях товары народного потребления. Вскоре телеэкраны начинает разрывать сводками новостей из Украины и Донбасса. Учитывая, что дела не ладятся, а на магазин покушаются конкуренты, коммерсант решает отправиться на фронт. Сборы продлятся весь роман, и интрига…

Развернуть

Елена Кузнецова: рецензия на книгу «Красный Крест»

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Красный Крест Оценка: Прошлогодний роман Саши Филипенко «Травля» вошел в шорт-лист «Большой книги», но это не свидетельствовало о достоинствах сочинения. Актуальный сюжет о прокремлёвском пропагандисте, чья семья живёт в Ницце, был упакован в совершенно неудобоваримую оболочку. Короткие, на грани примитива предложения, пространные диалоги на фоне дефицита авторской речи выдавали в Филипенко сценариста: до того, как заняться прозой, он работал на «Первом канале» и «Дожде». Роман «Красный крест» можно трактовать как чудо – за год Филипенко ощутимо поднабрал писательской формы. Да, он всё ещё не…

Развернуть

Чемодан с русской литературой

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Библия бедных Оценка: «Библия бедных» Евгения Бабушкина – настоящая пытка для рецензента. Ее практически невозможно осилить за один-два присеста, и не потому, что книга большая, а потому, что очень плотная, щедрая, густонаселенная. Это медленное чтение, которым хочется от случая к случаю делиться с друзьями, зачитывая вслух особенно полюбившиеся куски, прихлебывать неравномерными глотками, как грузинское вино из вошедшего в сборник эссе «Забытый русский» (впервые я прочел его несколько лет назад, и до сих пор считаю, что это лучший текст о Тбилиси, написанный на русском языке). Здесь во всем…

Развернуть

Веселые поминки

Критик: Елена Кузнецова Рецензия на книгу Манарага Оценка: * В 2002 году прокремлёвское движение «Идущие вместе» установило в Москве огромный унитаз, в котором сожгло (по другой версии – утопило) выдержки из книг писателя Владимира Сорокина. В 2006-м Сорокин выпустил роман «День опричника» – о новом российском средневековье. Там были строки: «В огонь гляжу. А там горят «Идиот» и «Анна Каренина». И сказать надобно – хорошо горят. Вообще, книги хорошо горят. А уж рукописи – как порох. Видал я много костров из книг-рукописей – и у нас на дворе, и в Тайном Приказе. Да и сама Писательская Палата жгла на Манежной, от собственных крамольников…

Развернуть

Девушка с пистолетом в автомобиле

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Эйлин Оценка: Двадцатичетырехлетняя Эйлин работает в тюрьме для малолетних преступников, страдает нарциссическим расстройством личности и мечтает, однажды сбежав из родного города, отринуть отца и имя изменить. Она выписывает журнал National Geographic, время от времени по мелочи подворовывает в местных магазинах и возит в бардачке семейного автомобиля дохлую мышь (не спрашивайте). Ее папа, полицейский на пенсии, выживший из ума алкоголик с манией преследования, большую часть суток пьет джин или спит, а еще иногда целится в прохожих, стоя у окна с фрейдистских размеров пистолетом. Мама главной…

Развернуть

Попранная анатомия, исчезнувшая собака и умышленная красота

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Все, чего я не сказала Оценка: Коротко о сюжете. В семидесятые годы двадцатого века жила-была американская семья: папа, мама и трое детей. Точнее, двое, потому что средний ребенок – шестнадцатилетняя Лидия – умирает в первом же предложении. И следующие 320 страниц все пытаются понять, что же на самом деле с ней произошло. Утонула или утопили? Кто во всем виноват? И виноват ли кто-нибудь вообще? Самое главное – прорваться сквозь первые страниц двадцать, читая которые, кто-то, вполне возможно, захочет закрыть ее раз и навсегда. Дебютный роман (если только автора зовут не Донна Тартт, впрочем, здесь…

Развернуть

Кому церковь не мать

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу История одиночества Оценка: В издательстве «Фантом Пресс» выходит новый роман Джона Бойна «История одиночества». В центре сюжета – жизнь католического священника, рушащаяся на фоне церковного скандала в Ирландии. Все сводится к очевидной и довольно удручающей мысли, равно применимой как к Святому Престолу, так и к РПЦ: вопросы веры – судя по всему, последнее, что волнует сегодняшнюю церковь. Джон Бойн – один из самых популярных современных ирландских писателей. Его книги переведены более чем на пятьдесят языков, а мировые продажи самого коммерчески успешного романа «Мальчик в полосатой пижаме»…

Развернуть

Грозный как Страна чудес

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Ослиная порода Оценка: В издательстве «Время» вышел автобиографический роман Полины Жеребцовой «Ослиная порода», действие которого начинается в последние годы существования СССР и заканчивается первыми днями крупномасштабных боевых действий на Северном Кавказе. В своей новой книге автор международного бестселлера «Муравей в стеклянной банке», неизменно упоминаемого в числе лучших произведений о двух чеченских войнах, рассказывает о детстве в Грозном конца восьмидесятых – начала девяностых годов, городе, где повсеместная бедность компенсировалась присутствием в жизни оживших сказок, мистических…

Развернуть

Оружие за подкладкой

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Пальто с хлястиком Оценка: В новую книгу Михаила Шишкина вошли тексты, написанные с 1991 по 2016 годы: сборник, несмотря на черно-белую обложку, получился достаточно пестрым. Автобиографические очерки, откровенные до такой степени, что читать их порой становится неловко, перемежаются с философскими эссе и документальными рассказами и повестями, кусками чужой жизни, из которых будто бы вовсе выпарен голос писателя, но при этом именно в них автор раскрывается со всей полнотой и рассказывает читателю о самом себе гораздо больше, нежели в текстах, где повествование ведется от первого лица. «То, что…

Развернуть

Долго и несчастливо

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Уроки дыхания Оценка: «А было в твоей жизни точно осознанное тобой мгновение, когда ты решила стать посредственностью?» – спрашивает у главной героини «Уроков дыхания» ее дочь. Сорокавосьмилетнюю Мэгги Моран эти слова, что неудивительно, всерьез задевают. Одно дело, когда ты говоришь сама себе, мол, ладно, я толстая, в чем-то (о’кей, во многом) неудачливая, неловкая, да и вообще не семи пядей во лбу. Даже если произносить все это вслух перед зеркалом, признаваться в несбывшейся жизни своему отражению, всегда остается надежда, что зеркало если не врет, то малость привирает, а за уверенной критической…

Развернуть

Неизбежность финала

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Маленькая жизнь Оценка: На сегодняшний день о «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары написано и сказано уже так много, что говорить о романе в целом, с одной стороны, нет особой необходимости, а с другой, не очень-то получается о нем говорить. Эта книга обнаруживает в каждом отдельно взятом читателе такое количество болевых точек, пробуждает столько навязчивых воспоминаний, вскрывает самые старые, вроде бы давно зарубцевавшиеся раны, что адекватно объяснить – с какой угодно точки зрения, – о чем же все-таки роман, практически невозможно. Кто бы и что ни сказал о «Маленькой жизни», окажется по-своему прав,…

Развернуть

Мрачные тайны неаполитанского детства

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Моя гениальная подруга Оценка: * История дружбы и взросления двух девочек, живущих в бедном квартале Неаполя, – в первую очередь «Гениальная подруга» Элены Ферранте именно об этом. Вроде бы незамысловатый, а местами откровенно расплывчатый сюжет поначалу наводит на очевидную мысль: стоит ли вообще это читать? Книга о так называемом «становлении героя», а уж тем более о детстве – сколько их было написано? Чем автор, собственно говоря, может нас удивить? Почему мы должны следующие триста пятьдесят страниц, три-четыре дня жизни, провести именно с этими персонажами, что в них такого уж необычного? В…

Развернуть

Опознанное волшебство, завоеванное счастье

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Детская книга Оценка: Сюжет «Детской книги» Антонии Байетт во многом строится вокруг сказок, которые сочиняет одна из главных героинь: писательница Олив Уэллвуд вплетает волшебные события в реальные факты из жизни своих детей, меняя, порой до неузнаваемости, истории их взросления. Как это часто бывает с настоящим искусством, вымысел – то здесь, то там – прорывается наружу и вносит значительные коррективы в судьбы тех, кого эти самые сказки должны были вроде как исключительно развлекать. Волшебство, нередко довольно мрачное, отсылающее к английской готической литературе и жутковатым сагам северных…

Развернуть

«Непереводимая игра слов»: симфония Александра Гарроса

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Непереводимая игра слов Оценка: В какой-нибудь иной, параллельной версии вселенной Александр Гаррос мог бы, наверное, быть не писателем, а композитором. В абсолютно любом его тексте, будь то колонка для журнала GQ, очерк для «Сноба» или даже пост в «Фейсбуке», неизменно угадывается та сложная организация не просто смыслов, но именно каждого отдельно взятого слова – подобно точно пойманному звуку, идеально выверенной ноте, занимающей единственно возможное место в симфонической партитуре. Настоящий писатель – тот, кто не просто выжимает максимум из доступного ему словаря, но имеет наглость вытворять с…

Развернуть