Коммерсант.ru

В поисках утраченной смерти

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу История смерти. Как мы боремся и принимаем Оценка: * Исследования смерти — невероятно популярное направление современной гуманитарной мысли. Можно даже сказать, смерть — мировая мода. В России у нее не так много адептов. Создатель журнала «Археология русской смерти» антрополог Сергей Мохов — самый заметный из них, лицо русских death studies. Его первая, вышедшая два года назад книга «Рождение и смерть похоронной индустрии» была посвящена вопросам относительно специальным. Новая «История смерти» — в каком-то смысле ликбез. Мохов выступает здесь не как исследователь или публицист, а как…

Развернуть

Пробы на жалкую роль

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Дневник. В 2-х томах Оценка: * В серии «Литературные памятники русского быта» вышло новое издание дневника Юрия Нагибина. Спустя два с половиной десятилетия после первой публикации текст, казавшийся парадоксальным постскриптумом к долгой карьере советского классика, окончательно превратился в главное его произведение Юрий Нагибин был воплощением советского литературного мейнстрима. Эта позиция была почти уникальной. Печатные писатели в позднем СССР либо были приспособленцами, либо, если принимали литературное дело всерьез, моментально оказывались хоть на слабую толику фрондерами (даже будучи абсолютно…

Развернуть

«Красная точка» Дмитрия Бавильского

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Красная точка Оценка: * Практически любой разговор о прозаике и критике Дмитрии Бавильском начинается с того, что он автор чрезвычайно плодовитый. Романы, повести, травелоги, сборники эссе, книги бесед с композиторами и художниками — всего этого много, и оттого отдельные вещи немного теряются в потоке. Между тем о романе «Красная точка» сам Бавильский пишет как о «книге своей жизни». Насколько это определение всерьез, сказать сложно. Возможно, это условность, элемент жанровой игры: Бавильский ставит задачу написать собственные «В поисках утраченного времени», задача эта требует грандиозности если не…

Развернуть

Ищите, женщина

Критик: Михаил Пророков Рецензия на книгу Непобедимое солнце Оценка: * «Непобедимое Солнце» Виктора Пелевина богато богами, смертными, древними римлянами, не такими уже новыми русскими, американскими буддистами и просто любителями почесать языком. Все они стремятся донести до читателя некую мысль. Помочь им взялся Михаил Пророков. Московская блондинка Саша Орлова живет «на пятьдесят процентов» на деньги папы, еще рисует декорации, пишет либретто, немножечко шьет и в свободное время — благо его немало — занимается духовными практиками и посещает ретриты. Когда Саше исполняется тридцать, она отправляется в большое путешествие с целью познать…

Развернуть

Масса гетто

Критик: Борис Барабанов Рецензия на книгу Жизнь и смерть Джими Хендрикса: биография самого эксцентричного рок-гитариста от легендарного Мика Уолла Оценка: * В русском переводе вышла книга Мика Уолла «Жизнь и смерть Джими Хендрикса» (оригинальное название — «Two Riders Were Approaching: The Life & Death of Jimi Hendrix»). Издание подоспело к 50-летию со дня смерти музыканта, умершего 18 сентября 1970 года. Борис Барабанов объясняет, почему биография легендарного гитариста будет интересна даже тем, кто не знает ни одной его песни. «Жизнь и смерть Джими Хендрикса» далеко не единственная биография Джими Хендрикса, но музыкант не может считаться…

Развернуть

«Почему у женщин при социализме секс лучше» Кристен Годси

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Почему у женщин при социализме секс лучше: Аргументы в пользу экономической независимости Оценка: * Антрополог Кристен Годси — автор нескольких книг о социальных трансформациях в Восточной Европе последних десятилетий, довольно заметная фигура в американской славистике. На первый взгляд эта книга тоже выглядит вполне академической. Секрет можно раскрыть сразу: на самом деле это политическая агитация. Ее цель — вернуть привлекательность социализму, обнаружить в нем способность все еще вдохновлять на борьбу и обещать лучшее будущее. (Речь идет о социализме вполне классическом: Годси много ссылается на…

Развернуть

Игорь Гулин: рецензия на книгу «Воры. История организованной преступности в России» Марка Галеотти

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Воры. История организованной преступности в России Оценка: * Не то чтобы о российской преступности известно мало. Наоборот, информации слишком много: тысячи статей, книг, фильмов, расследований, домыслов и мифов. Из этого необъятного массива практически невозможно составить хоть сколько-нибудь цельную картину. Именно здесь может помочь исследование известного британского политолога Марка Галеотти. Галеотти разворачивает историю русского бандитизма с самых азов: легендарный Ванька Каин, деревенские конокрады, порожденные стремительной урбанизацией городские трущобы начала XX века, романтическая эпоха…

Развернуть

Игорь Гулин: рецензия на книгу «Лев Яхин-Боазов и Боаз-Яхинов. Кляйнцайт» Расселла Хобана

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Лев Яхин-Боазов и Боаз-Яхинов. Кляйнцайт Оценка: * У прозаика Расселла Хобана двойное литературное гражданство и связанная с ним особенная пограничная репутация. Будучи вполне успешным американским детским писателем, он в конце 1960-х перебрался в Британию и только там начал писать романы для взрослых. Помимо сугубо биографических причин, у этого переезда явно были и художественные мотивы. Хобан хотел писать европейскую прозу — подчеркнуто нереалистическую, наполненную дендистскими каламбурами и мифологическими аллюзиями, эксцентричную, но укорененную в большой культуре. К началу 1970-х эта манера уже…

Развернуть

Сильно после бала

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Бал в Кремле Оценка: * Курцио Малапарте — один из самых провокативных авторов итальянской литературы прошлого века. Авантюрист, интриган, эстет и циник, воевавший в составе итальянской, французской и американской армий (а также продвигавшийся в качестве корреспондента с немецкой во время наступления на восточном фронте), в разное (а иногда в одно и то же) время изображавший ревностного фашиста, коммуниста и католика. Наибольшую известность он получил в конце 1940-х, после публикации романов «Капут» и «Шкура», несколько лет назад переведенных на русский,— самых безжалостных и откровенных книг, написанных…

Развернуть

Игорь Гулин о романе Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Все, способные дышать дыхание Оценка: * Новая книга поэта, эссеиста, прозаика и художника Линор Горалик — настоящий большой роман. Более того — по жанру это постапокалиптическая фантастика, повествование о мучительном выживании человечества после глобальной катастрофы. Точнее — не только человечества. В начале 2020-х годов в Израиле случается война. История конфликта, стороны, причина остаются читателю неизвестны. Зато известно последствие: асон (в переводе с иврита: «трагедия») — череда катастроф, меняющих облик страны, а вместе с тем и всего мира. Один из главных эффектов асона — животные обретают…

Развернуть

Игорь Гулин о книге «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет Оценка: * Книга британского журналиста Уилла Сторра на самом деле не о селфи. Фотографии в соцсетях — лишь крохотная часть обсуждаемых тут вещей (в этом смысле русский перевод названия волей-неволей сбивает с толку). Она о корне этого феномена — self,— о том, какое место в нашем мире занимает «я». Сторр начинает с вопроса: почему так много успешных людей кончают с собой? Что за сила делает для них жизнь невозможной? Этот демон — идеальный образ самого себя — могущественного и совершенного господина собственной жизни. Но как возник этот фетиш,…

Развернуть

Игорь Гулин: рецензия на книгу «Никополь. Трилогия» Энки Билала

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Никополь. Трилогия Оценка: * Энки Билал, французский художник, автор комиксов и режиссер югославского происхождения, относительно известен в России только благодаря фантастическому фильму «Бессмертные» 2004 года. Это экранизация его собственной главной книги, масштабной трилогии «Никополь». Если в фильме сюжет все же несколько сглажен, приведен к нормам блокбастера, то оригинал — вещь по-настоящему диковинная. 2023 год. Париж представляет собой неофашистскую диктатуру под управлением изнеженных патрициев-геев с раскрашенными лицами. После ядерных и биологических войн человечество раздирают всевозможные…

Развернуть

Прививка небытия

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Головокружения Оценка: * К русскому читателю романы В.Г. Зебальда приходят практически в обратном порядке. Сначала — финальный, сокрушительный «Аустерлиц», затем — «Кольца Сатурна», квинтэссенция меланхолической манеры Зебальда и самое обстоятельное выражение его взглядов на человеческую историю. Исключение: второй роман, «Эмигранты»,— он пока что переведен только фрагментами. Зато теперь вышел его прозаический дебют «Головокружения». И, наверное, удачно, что перевод появляется уже на фоне хорошо ощутимого в России интереса к Зебальду. Иначе эту странную книгу гораздо легче было бы не заметить.…

Развернуть

Игорь Гулин о книге Мишеля Тевоза «Искусство как недоразумение»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Искусство как недоразумение Оценка: * Мишель Тевоз — швейцарский писатель, историк и теоретик искусства, но главное — многолетний директор знаменитого музея ар-брют в Лозанне. Именно Тевоз придумал превратить коллекцию искусства душевнобольных, заключенных и других аутсайдеров, собранную сюрреалистом Жаном Дюбюффе, в настоящий музей, сделать ар-брют предметом серьезных исследований. Его книга «Ар-брют», своего рода концептуальное описание коллекции с комментариями ее хранителя, выходила в 1995 году крохотным тиражом по-русски. Однако по-настоящему русский читатель знакомится с работой Тевоза только с…

Развернуть

И немедленно выпрямился. Игорь Гулин о биографии Венедикта Ерофеева

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Венедикт Ерофеев: посторонний Оценка: * О жизни Венедикта Ерофеева написано много. Можно сказать, что биографический миф, слагающийся из собственных и чужих легенд,— второе его главное детище после знаменитой поэмы. Тем не менее книга филологов Олега Лекманова, Михаила Свердлова и Ильи Симановского — первая полноценная биография автора «Москвы — Петушков». Несмотря на некоторую игривость тона, по своему формату это — настоящее ЖЗЛ: повествование плавно ведется от рождения к смерти, отмечаются драматические моменты и свершения, сравниваются версии событий, строятся предположения о туманных эпизодах. Это…

Развернуть

Игорь Гулин о книге «Динозавры. 150 000 000 лет господства на Земле»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Динозавры. 150 000 000 лет господства на Земле Оценка: * Динозавры, любимые герои детей и гиков, персонажи сериалов и мемов,— существа, которых мы никогда не увидим, но о которых многим хочется знать как можно больше. На эту распространенную жадность до сведений о громадных ящерах и рассчитана книга двух британских палеонтологов и страстных популяризаторов динозавров Даррена Нэйша и Пола Барретта. О динозаврах тут все: история появления и теории вымирания, анатомия и пищевые повадки, география обитания и подробнейшее семейное древо, забавные картинки и серьезные схемы, общепринятые концепции и новейшие…

Развернуть

Игорь Гулин о романе Стивена Крейна «Третья фиалка»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Третья фиалка Оценка: * Поэт, прозаик и журналист Стивен Крейн умер, немного не дожив до тридцати лет, в первые месяцы ХХ века. Он оказался одним из авторов, определивших, чем станет в этом веке американская литература. О влиянии Крейна хором говорили все фигуранты американского модернистского канона — от Хемингуэя и Фолкнера до Элиота и Фроста. В истории он остался прежде всего благодаря радикальным для конца XIX века экспериментам в свободном стихе, натуралистическим рассказам об обитателях социального низа, военным репортажам и особенно роману «Алый знак доблести», первой книге об американской…

Развернуть

Игорь Гулин о книге Гертруды Стайн «Париж Франция»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Париж Франция Оценка: * Эта вышедшая в 1940 году небольшая книжка великой американской писательницы — вероятно, один из самых причудливых текстов, написанных в начале Второй мировой войны и фиксирующих изменения, которые та принесла в европейский мир. Определить жанр невозможно: мемуары, эссе, манифест. Принцип — следование прихоти, превращение любой случайной ассоциации в закон, логика легкомыслия. Поэтому пустяковые личные воспоминания здесь вызывают грандиозные исторические обобщения, судьба ХХ века сгущается в истории о деревенской девочке, выгуливающей собаку. Двадцатипятилетняя Гертруда Стайн…

Развернуть

Игорь Гулин о книге Мориса Бланшо «Задним числом»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Задним числом Оценка: * Один из самых глубоких авторов французского авангарда, писатель, теоретик литературы и политический мыслитель Морис Бланшо прожил на редкость долгую жизнь, почти столетие. Это долгожительство может выглядеть странным, учитывая, что большая часть его текстов посвящена смерти, напряженному вглядыванию в несуществование. И одновременно оно очень логично: письмо Бланшо — не трансгрессивное вбрасывание в смерть, не самоуничтожительный рывок, напротив — неотступное выговаривание предела, иссякание речи, постоянно требующей возобновления, обнаружение истока в обрыве. Книга «Задним…

Развернуть

Раздражение следует

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Родина слоников Оценка: * В издательстве «Флюид ФриФлай» вышел сборник избранных статей киноведа и критика Дениса Горелова «Родина слоников» — написанная поперек канонов и приличий, предельно пристрастная версия истории советского кинематографа. Аляповато-кокетливое, вызывающее моментальную досаду название на редкость органично образу автора, его репутации немного розановского толка. Денис Горелов — гуру-провокатор, борец с интеллигентскими ценностями и глубокий знаток русской культуры, автор, презирающий изысканность, и виртуоз афоризма. Так же работает его книга — с первых страниц она раздражает до…

Развернуть

Соцреалистический феминизм

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Одеяло из лоскутьев Оценка: * В издательстве Common place переиздан впервые вышедший в 1934 году роман Любови Копыловой «Одеяло из лоскутьев» — первая книжка в затеянной филологом Марией Нестеренко серии, посвященной забытой женской прозе XIX–XX веков. Для открытия этого ретрофеминистского проекта писательница Любовь Копылова — кандидат крайне удачный. Во-первых, она и правда абсолютно забытый автор. Во-вторых, ее роман очень хорошо подходит под оптику феминисткой истории литературы. Дает возможность увидеть женское творчество как одновременно описание опыта эмансипации и ее осуществление самим моментом…

Развернуть

Не от мема сего. Игорь Гулин о «Страдающем Средневековье»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Страдающее средневековье Оценка: * В последние годы западноевропейское Средневековье — рыцари, святые, химеры, демоны, крестовые походы, еретики — стало предметом новой моды, бесконечным источником для шуток и мемов. Главную роль в ее распространении в России сыграла группа сети «ВКонтакте» под названием «Страдающее Средневековье». Изначально это был крохотный междусобойчик: несколько студентов-историков обменивались картинками из манускриптов, приписывали забавные реплики воинственным зайцам и блудливым монахам. За несколько лет паблик обрел сотни тысяч подписчиков и породил целую субкультуру. Из ее…

Развернуть

Игорь Гулин о книге «Заметки к перформативной теории собрания»

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Заметки к перформативной теории собрания Оценка: * Джудит Батлер — одна из главных фигур гендерных исследований, феминизма и квир-теории. Несмотря на то что направления эти уже давно не выглядят в России маргинальными, из ее текстов до сих пор были переведены крохи — несколько статей, одна труднодоступная книга. Полноценное появление русской Батлер — событие долгожданное. Немного обидно, что оно начинается с книги далеко не главной. Вместо блеска, критической безжалостности и воодушевляющего радикализма ее классических текстов 90-х — тут некоторая рассеянность, поспешность. Во многом это обусловлено…

Развернуть

Роман без ключа. Игорь Гулин об «Элефантине» Юлии Кисиной

Критик: Игорь Гулин Рецензия на книгу Элефантина. Запрещенный андеграунд Оценка: * Художница и писательница Юлия Кисина — одна из самых заметных деятелей современной эмигрантской русско-немецкой культуры. В Берлине она оказалась в 1990 году, а за 10 лет до того — подростком — переехала из Киева в Москву, где стала активной участницей местной художественной сцены, главным образом той ее части, что связана с младшим поколением московского концептуализма. Этому романтическому периоду и посвящена ее новая книга. В России она выглядит частью большой волны осмысления последнего периода советского подполья. Подзаголовок «запрещенный андеграунд»,…

Развернуть

Танец как образ жизни. Татьяна Кузнецова о книге мемуаров Азария Плисецкого

Критик: Татьяна Кузнецова Рецензия на книгу Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров Оценка: * Мемуары вышли основательными: 360 страниц без учета именного указателя, в котором кого только нет — от Фиделя Кастро до братьев Кеннеди, от авиаконструктора Яковлева до Лили Брик. Не говоря уже о балетных небожителях вроде Михаила Барышникова или Мориса Бежара, которым посвящены отдельные главы. В книге — десятки людей-легенд, и всех их Азарий Плисецкий знал не понаслышке: с некоторыми встречался, со многими работал, с большинством дружил-приятельствовал — так удивительно сложилась жизнь этого москвича, сделавшего первые шаги в…

Развернуть