4 июля 2019 г., 17:31

458

Британия, ты одурела

13 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу Срединная Англия
Оценка: r45-green.png

«Срединная Англия» стала третьей, пока что завершающей частью цикла, начатого романами «Клуб ракалий» (2001) и «Круг замкнулся» (2004). Не исключено, что когда-нибудь появится четвертая и трилогия превратится в тетралогию, но для этого нужен будет весомый повод. В этот раз он был, да еще какой. Джонатан Коу, прозаик, известный своими левыми взглядами, ярый противник правоконсервативного направления в британского политике, не мог не откликнуться на брекзит. Разрыв Великобритании с Объединенной Европой он считает не просто ошибкой, но почти что национальной катастрофой.

В принципе «Срединная Англия» — произведение вполне самостоятельное, его можно воспринимать вне связи с предыдущими романами цикла. Тем не менее некоторые детали биографии Бенджамина Траккалея, его сестры Лоис, его брата Пола и некоторых других ключевых персонажей для более объемного и глубокого понимания книги все же имеют значение. Читателю не помешает знать, что герои выросли в промышленном Бирмингеме, испытавшем серьезные потрясения в период премьерства Маргарет Тэтчер, к политике которой Коу относится с неприкрытой ненавистью. Что юношеское богоискательство Бенджамина в конце концов привело его к открытому атеизму. Что жених Лоис стал жертвой террористического акта. Что дочь Бенджамина от его потерянной возлюбленной Сисили была любовницей Пола — да-да, в анамнезе тут еще и инцест.

В 2016-м Бенджамину пятьдесят, он живет один в деревенской глубинке, в огромном перестроенном здании мельницы, неторопливо сочиняет роман с автобиографическими мотивами и «сознает, к своему молчаливому изумлению, что никогда прежде не был так счастлив». Остальные персонажи «Срединной Англии» куда более деятельны и непосредственно связаны с происходящими в стране общественно-политическими пертурбациями. Среди них есть представители разных взглядов, но симпатии, точнее, антипатии Коу остаются вполне однозначными. Политический истеблишмент он изображает в резко сатирических красках. Это касается и безответственных, недальновидных, склонных к дешевому популизму национальных лидеров (больше всего достается Дэвиду Кэмерону), и мелких околовластных сошек, для которых вранье стало образом жизни.

Интересная штука. Казалось бы, между Великобританией и Украиной дистанция огромного размера, однако похожих черт на удивление много. Да, английская политическая элита не настолько продажна и отвратительна, как отечественная, но параллелей хватает. Конечно, общественный раскол у них несколько иного рода, чем у нас, но фраза Коу «половина страны словно бы сделалась яростно враждебна другой» вполне применима к украинским реалиям. А уж когда читаешь «вместо того чтобы разыграть карту британского единства, консерваторы решили разыграть карту английского национализма», трудно удержаться от печальных вздохов и ехидных смешков.

Однако же, несмотря на все эти сходства, если бы «Срединная Англия» была сугубо политическим романом, она была бы не столь интересна. К счастью, книга Коу далеко не только о брекзите, но еще и о любви, о дружбе, о приходящей с возрастом мудрости, о том, что есть на свете вещи поважней политических и эстетических разногласий. Это роман не только сатирический, но и элегический, не только язвительный, но и трогательный, не только о разочарованиях, но и о надежде. Пожалуй, сюжетный ход с финальной беременностью одной из героинь романа может показаться несколько тривиальным и прекраснодушным. И все же лучшего повода для оптимистического взгляда в будущее, да еще и четко вписывающегося в логику повествования, найти было нелегко.

Характерно, что три части романа называются «Веселая Англия», «Глубокая Англия» и «Старая Англия». Один из персонажей, вдохновившись блестящей церемонией открытия Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, пытается разобраться, в чем состоит пресловутая «английскость», в каких литературных, кинематографических, музыкальных и визуальных образах она выражается. Есть ли нечто общее в текстах Честертона, симфониях Элгара и полотнах Констебла? Насколько корректно говорить о «психогеографическом явлении, связанном с деревенской лужайкой, соломенной крышей местного паба, красной телефонной будкой и тихим стуком крикетного мяча о биту»? Не берусь судить обо всей английской литературе XXI века, но в том, что трилогия Коу в целом и «Срединная Англия» в частности — один из самых актуальных британских текстов новейшего времени, у меня сомнений нет.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

13 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!