20 июня 2019 г., 19:34

1K

Богема vs буржуазия

12 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу И повсюду тлеют пожары
Оценка: r45-green.png

Селеста Инг — из поколения 30-летних и наполовину китаянка. Первый ее роман «Все, чего я не сказала», посвященный проблемам семейных взаимоотношений, а также расовой дискриминации в США середины ХХ века, стал международным бестселлером. «И повсюду тлеют пожары», вторая книга Инг, возможно, не столь эффектная и сенсационная, но, на мой взгляд, более искусная. Если первая рассказывала о загадочной гибели девушки и строилась как детектив, то вторая обходится без трагических коллизий. Сюжет в ней не менее захватывающий, тема этнических меньшинств снова присутствует, однако в наше время отношение к ним в Штатах принципиально иное.

Снова небольшой американский городок, хотя изображенный Инг Шейкер-Хайтс все же более благополучный и зажиточный, чем описанный Руссо Эмпайр Фоллз. Порядки здесь относительно строгие, жизнь максимально упорядоченная, так что заезжая фотохудожница Мия Уоррен, прибывшая в город на древнем «пикапе», равнодушная к удобствам и перебивающаяся случайными заработками, выглядит белой вороной. Антагонистом Мии и воплощением духа Шейкер-Хайтс выступает сдающая ей жилье образцовая матрона миссис Ричардсон — всеми уважаемая хозяйка, верная супруга и добродетельная мать. Отношения между двумя женщинами поначалу вполне приязненные, но проблемы возникают из-за детей.

Пёрл, 15-летняя дочь Мии, наелась кочевой жизни. Она хочет стабильности и надежности, буржуазные порядки в доме Ричардсонов вызывают у нее восхищение и зависть. Изабелл, сокращенно Иззи, младшая дочь Ричардсонов, наоборот, ненавидит обывательскую рутину, жаждет свободы, постоянно конфликтует с родителями и учителями. Мия с ее творческой натурой, безбытностью и либеральными взглядами становится для Иззи духовной наставницей, дающей ей то, чего не способен дать в скучном Шейкер-Хайтсе никто другой. Это далеко не все сложности: младший из сыновей Ричардсонов, Сплин, влюбляется в Пёрл, но сама она предпочитает старшего, Трипа, причем это чувство взаимно.

Еще одна сюжетная линия романа связана с приятельницей Мии, китайской эмигранткой Биби. Сперва она, не имея средств к существованию, оставила рожденного вне брака ребенка, а когда девочку взяли на воспитание друзья Ричардсонов, бездетная чета Маккалоу, вознамерилась ее вернуть. Дело доходит до судебного процесса, причем адвокатом Маккалоу выступает супруг миссис Ричардсон, а Мия и Пёрл, конечно же, принимают сторону Биби. Противостояние между персонажами доходит до открытого конфликта, и самую непримиримую позицию занимает опять-таки бунтарка Иззи. Она решает не просто сбежать из ненавистного родительского дома, но еще и сжечь его.

Основная тема романа Инг — конфликт между ригоризмом и либерализмом. Вряд ли вы с легкостью вспомните, в каких произведениях авторы становились на сторону первого: все-таки большинство писателей леваки, либералы, либертарианцы и тому подобное. Инг не исключение. Прямых высказываний в чью-то пользу она избегает, жестких акцентов не расставляет, и все же ее симпатии принадлежат скорее Мии, Биби, Иззи, чем Ричардсонам-старшим. Финал романа писательница оставила открытым, и в этом видна не столько находчивость, сколько осторожность. Другое решение требовало некой определенности и категоричности, которых Инг предпочла избежать.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

12 понравилось 0 добавить в избранное