15 декабря 2018 г., 16:39

791

Василий Владимирский о романе «Дом малых теней» Адама Нэвилла

12 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Василий Владимирский
Рецензия на книгу Дом малых теней
Оценка: r45-green.png
*

С Кэтрин Говард что-то капитально не так. Умница-красавица, сотрудница крошечного, но вполне успешного аукционного дома, специалист по прикладному искусству, предметам роскоши и коллекционным куклам викторианской эпохи, типичная self-made woman, она чувствует, что сходит с ума. Возвращаются подростковые страхи, череда детских психологических травм дает о себе знать. Кэтрин выросла в приемной семье, в бедном квартале, в школе вечно становилась объектом травли, да еще оказалась свидетелем исчезновения (похищения?) единственной подруги, официально объявленной «пропавшей без вести». Во взрослой жизни ей тоже пришлось несладко: ни друзей, ни семьи, вечная необходимость что-то кому-то доказывать, перешептывания за спиной, гламурная стерва-начальница, потихоньку ворующая у подчиненных их лучшие идеи — приятного тут мало. Хорошо хоть после колледжа у Кэтрин прекратились приступы транса, во время которых ее сознание переносилось в совсем другое, донельзя странное место.

Но теперь трансы начинаются снова, накатывают с пугающей силой, а триггером, спусковым крючком для этого рецидива становится работа по оценке сокровищ Красного Дома, готического особняка, когда-то принадлежавшего гениальному художнику, кукольнику и таксидермисту М. Г. Мэйсону, а затем перешедшего в собственность его выжившей из ума почти столетней племянницы. Справедливости ради, тут есть от чего повредиться умом даже человеку с нервами как двутавровые стальные балки. Сама атмосфера дома, сохранившегося в нетронутом виде как минимум с начала XX века, две чокнутые старухи, хозяйка в инвалидном кресле и немая экономка, чудовищные диорамы, где роль солдат Первой мировой исполняют искусно изготовленные чучела крыс, наконец, куклы-марионетки, разыгрывающие «мистерии жестокости» без участия кукловода — все это не способствует душевному спокойствию. Похоже, паранойя Кэтрин разыгралась не зря. Но что-то не дает ей покинуть Красный Дом: то ли мысль о триумфе, который ждет аукциониста, сумевшего организовать продажу всех этих диковин, то ли внутренний голос, твердящий, что снаружи ее поджидает только предательство, ложь и разочарование.

Из четырех романов Адама Нэвилла, переведенных на русский, «Дом малых теней» — вещь, пожалуй, самая сильная и самая жуткая. И в «Номере 16», и в «Странных днях», и в «Ритуале» весь макабр разворачивался во внешнем мире, хоровод бесов вился вокруг главных героев, не претендуя на их души. Кэтрин Говард носит свой персональный ад в себе: от голосов в голове не сбежишь, не спрячешься, в какую щель ни забейся, каких антидепрессантов ни наглотайся. Образцово-показательный психологический хоррор. Атмосфера безысходности, обреченности — вот что по-настоящему жутко; куда там вашим зловещим мертвецам.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Горький
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

12 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!