24 июля 2018 г., 14:41

1K

Прочитать мир

17 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Критик: Елена Хаецкая
Рецензия на книги: Обрученные холодом, Тайны Полюса
Оценка: r45-green.png
*

В центре хорошего повествования обязательно должна быть загадка. Все равно, какая: тайна Золотого Ключика, тайна рождения героя/героини, артефакта, призванного спасти мир, или убийства богатой тетушки. В случае с эпопеей «Сквозь зеркала» (предполагается тетралогия) это — тайна происхождения и устройства предлагаемой вселенной. Персонажи сами, в общем, не вполне понимают, в каком мире они живут...

Кто во всем этом в конце концов разберется? Конечно же, главная героиня, юная Офелия.

Здесь мне сразу хочется сказать о самой большой удаче книги: она имеет абсолютно точную нацеленность на аудиторию. Основной читатель «Зеркал» — девушка-подросток. Все в этом тексте создано именно для нее — от глобальной цели до стиля и взгляда на мир и дела людские.

...Вследствие какой-то древней катастрофы вселенная раскололась и существует в виде Ковчегов, плавающих в космосе. Между Ковчегами установлена связь, то есть можно с одного Ковчега попасть на другой, но это, несомненно, принципиально разные миры, и информации о постороннем Ковчеге немного. У каждого Ковчега имеется собственный «бог» или «богиня», некое сверхсущество, возможно, бессмертное, но это неточно. Некие знания о вселенной, ее устройстве и тайнах, хранятся в Книгах (у каждого «бога» книга своя, но не исключено, что это разные экземпляры одного и того же писания). В принципе, люди нормально живут, не зная, что написано в этих Книгах. Но если текст имеет место быть, значит, рано или поздно он должен быть прочитан. Вот какая задача в конечном итоге стоит перед нашей героиней.

Какие-то обрывки — текста? воспоминаний? — то и дело возникают на страницах романа. Можно предположить, что изначально «боги» были просто детьми, но вследствие той древней катастрофы мутировали и стали бессмертными... или хранителями... Они не недоступны для людей, более того, могут вступать с ними в брак...

Описание одного из этих сверх-существ, Фарука, — огромная удача автора: создан персонаж по-настоящему нечеловеческий, к которому неприменимы обычные этические мерки.

Наша главная героиня живет в довольно мирном благополучном Ковчеге. Она неловкая, носит очки, неуверенная в себе и вообще не интересуется парнями и прочими глупостями. У нее важная работа — в музее. И большой талант, точнее — «дар»: она умеет читать предметы. Прикасается к вещи и сразу считывает информацию о ее владельцах, об их настроении, мыслях, судьбе. Поэтому обычно она носит перчатки.

Несколько раз ей предлагали выйти замуж, но, как уже говорилось, все эти глупости ей безразличны. И вот — допрыгалась наша девочка: она становится заложницей государственных интриг. Ее выдают замуж за представителя другого Ковчега. Отказаться невозможно, поскольку это приведет к серьезным политическим осложнениям.

Прибывает жених: огромного роста, угрюмый, жуткий с виду, нелюбезный. Ковчег, с которым предстоит «породниться» Офелии, — это Север, с ледяным ветром, суровыми нравами и невыносимыми условиями жизни. Жениху так же охота вступать в брак, как и невесте. Но делать-то нечего, и вот начинается путешествие юной Офелии в неведомый край.

На Севере все еще хуже, чем предполагалось. Вообще же ситуация внезапно начинает напоминать самый первый том «Анжелики»: неопытная юная дева и непривлекательный, пугающий муж... Но им еще предстоит совершить открытия в себе и в своем партнере и увидеть за отталкивающей внешностью и неприятным поведением чистую, любящую, раненую душу. И все это — без секса, потому что предназначено для девочки-тинейджера. Я считаю, взято лучшее из «Анжелики» и адаптировано для среднего школьного возраста.

Пугающий жених по имени Торн... он на самом деле ужасно несчастный. Он незаконнорожденный. В клане его ненавидят. Клан у Торна тоже не отличается приятными манерами, чуть что — силой воли могут расцарапать до крови, а то и разодрать. (Здесь у всех имеются сверхспособности). Мать Торна... а, это загадка. О ней вообще не говорят, она позор семьи. Другие родственники... ой, лучше бы их не было. Но когда их действительно не стало, все сделалось еще хуже.

Девушка фактически предоставлена самой себе. Если не считать бестолковой тетушки, которая играет при ней роль дуэньи, Офелия совершенно одинока. И она храбро начинает исследовать новый для себя мир.

Фантазия автора при описании иллюзий, сновидений, интриг, разнообразных сверхспособностей и волшебных артефактов поистине неиссякаема. Сама интрига сосредоточена преимущественно на познании: героиня познает мир, в котором оказалась, изучает внутренние пружины, открывает для себя новых людей (и не в последнюю очередь — своего неприветливого жениха).

В книге много маленьких событий и почти нет больших. Это полностью соответствует уровню героини как персонажа: ее окружают именно мелкие интриги. Крупные тоже наличествуют, куда ж без них, но девочка далеко не всегда понимает их суть.

Еще одна особенность — многие персонажи показаны непоследовательно. Например, мама героини. Какая она? То это надоедливая курица, которая вообще не понимает, что происходит, и лезет с разной ерундой. То это горделивая и храбрая (в основном по незнанию ситуации!) женщина, которой героиня гордится. Почему мы практически не можем остановиться ни на какой характеристике мамы? Почему тетушка-дуэнья, бесполезная и глупая, так нужна нашей девочке? Почему слуга Ренар то в ужасе падает пред нею на колени («о, как я посмел!..»), то ведет себя более чем фамильярно?

А потому, что мир показан глазами девочки-подростка. В этом мире всё как бы устроено специально для нее. Точнее, таково ее представление о жизни. Так она видит и людей: в первую очередь оценивая их по отношению к себе. Отсюда же и достаточно нелогичные и нелепые ее поступки. Ведь очевидно, что Торн не желает Офелии зла. Очевидно также, что Торн разбирается в обстановке куда лучше, чем она. Так почему же Офелия ему не доверяет? Откуда упорное желание поступить пусть глупо, зато по-своему и не поступиться своей свободой ни на йоту? Да все оттуда же: так правильно для подростка. Лучше я сделаю глупость, зато сохраню свою независимость! От любящих меня людей, от надежных союзников, просто от здравого смысла! Глядите все!

Но и в этом подростковом бунте героиня не переходит черту и не вызывает раздражения. Понятно же, что Торн от нее без ума. Понятно, что ее это, гхм, ну предположим, огорчает. «Я стану вашей женой, но только формально! Никакого реального брака!» А он, конечно же, покорно соглашается, угу... Разве не упоительно? Тебе, четырнадцатилетняя читательница, так бы не хотелось?

Примечательно, однако, что показывая внутренний мир тинейджера и жизнь в представлении тинейджера, автор не подыгрывает героине, не старается изобразить остальных героев дураками ей в угоду. Офелия уже взрослеет. Она уже начинает воспринимать людей немного иначе: не как фигурки в ее собственной, единственно значимой полудетской вселенной, а как самостоятельную ценность, как нечто, от нее отдельное.

Возможно, в этом — главная удача книги. А еще в том, что она действительно глубоко продумана и полна восхитительных подробностей. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов ее способность разговаривать с девушкой-подростком о ней самой, о ее чрезвычайно богатом и причудливом внутреннем мире.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Питерbook
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

17 понравилось 1 добавить в избранное