15 мая 2018 г., 15:55

4K

Елена Ядренцева о романе «Продажное королевство» Ли Бардуго

13 понравилось 1 комментарий 0 добавить в избранное

Критик: Елена Ядренцева
Рецензия на книгу Продажное королевство
Оценка: r40-green.png

Отъявленному головорезу Казу Бреккеру вместе с такой же отмороженной компанией удалось почти невозможное: проникнуть в неприступную тюрьму и выкрасть обладающего ценными знаниями учёного. Только вот по возвращении вместо обещанной награды героев ждёт беда: теперь их ищут все, начиная с городской стражи и заканчивая собратьями-бандитами. Чтобы не только выжить, но и отыграться, Казу приходится заключать союз с иностранными шпионами, прибегать к карнавальным переодеваниям, изобретать новый вид бомб и идти на другие ухищрения.

«Продажное королевство» — вторая часть дилогии Ли Бардуго о Казе Бреккере и его команде, вышедшая вскоре после первой. Действие на сей раз происходит только в Кеттердаме — городе, где есть магия, трущобы, игорные дома, мосты, каналы, кладбища, соборы и бордели. Сперва кажется, что Бардуго собралась поведать ту же историю об одарённых юных изгоях, что и в первой книге, сменив лишь декорации. И в первой, и во второй части героям нужно в кратчайшие сроки провернуть сложносочинённые аферы — план изначально строится на сильных сторонах каждого из них, очень важна внезапность, и второго шанса на успех не будет. Только в «Шестёрке воронов» команде Каза нужно было выкрасть учёного, а в «Королевстве» — испортить репутацию предавшему их могущественному нанимателю-олигарху. В обеих книгах герои дерутся, нейтрализуют стражу, отстреливаются, убегают по крышам и так далее. Однако если в первой части налёт на тюрьму, хоть и не без сбоев, удаётся, то во второй книге героев ждёт фиаско — и в этом разница. Первая книга — авантюра формата «пан или пропал», вторая — разгребание последствий провала. Если ранее герои во многом брали удачливостью и наглостью, то ныне фортуна явно не на их стороне: где повезло раз, не прокатит снова. В общем, вместо того чтобы эксплуатировать проверенную схему, автор её серьёзно меняет — и выигрывает.

Ведь в «Продажном королевстве» важны не столько приключения, сколько внутренний рост героев, антураж и детали происходящего. Бардуго наглядно показывает: ворваться в иностранную тюрьму — одно, выжить на улицах родного города, откуда бежать уже некуда, — другое. В игру вступает в разы больше факторов: тут вам и конкурирующие банды, и старые счёты, и взбалмошные боссы, и родители, приехавшие навестить в самый неожиданный момент, и бывшие товарищи. Нельзя сказать, что «Продажное королевство» реалистичнее «Шестёрки», это всё ещё приключенческое фэнтези, но мир здесь устроен сложней, и полутонов в нём больше. Кеттердам — очень выразительная локация: Бардуго описывает много новых мест, в том числе Малую Равку, пристанище эмигрантов из страны, прототипом которой служит Россия. И герои, и город тут открываются с многих, часто неожиданных сторон. Не в последнюю очередь важно то, что «Продажное королевство» — финальная часть дилогии, так что автор стремится вложить в неё столько, сколько вообще возможно. Периодически это идёт книге на пользу, как в случае с прошлым героев: у каждого в шкафу обнаруживаются разной величины скелеты, и каждый вынужден с ними разобраться, прежде чем идти дальше. Маг-шпионка Нина сталкивается со своими учителями, солдат-отступник Матиас — с бывшими друзьями, которые считают его предателем, сын богача Уайлен — с чувством собственной неполноценности, сам Каз — с жаждой мести и так далее. Планомерно развиваются и романтические линии: те, кто ещё не признался в любви своему избраннику, во второй книге обязательно объяснятся, да ещё и начнут строить планы на будущее, не всем из которых суждено сбыться. А вот новых героев Бардуго порой включает в сюжет, явно не всё о них рассказав, из-за чего многообещающие сюжетные ходы выглядят необязательными «роялями в кустах». Таково появление Дуняши, антагонистки наёмницы Инеж. Дуняша и дерётся лучше, и совестью не терзается — и откуда она вдруг взялась, мы так точно и не узнаем. Таковы маги-равкианцы, могущественные сородичи Нины, о каждом из которых хотелось бы узнать побольше, но увы.

Итог: «Продажное королевство» расширяет и углубляет мир «Шестёрки воронов». И вместо ещё одного авантюрного квеста мы получили хорошо сработанную книгу о «повседневной жизни разыскиваемых преступников».

Источник: Мир фантастики
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

13 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 1

Таково появление Дуняши, антагонистки наёмницы Инеж. Дуняша и дерётся лучше, и совестью не терзается — и откуда она вдруг взялась, мы так точно и не узнаем. Таковы маги-равкианцы, могущественные сородичи Нины, о каждом из которых хотелось бы узнать побольше, но увы.


Если я правильно понимаю, это персонажи первой трилогии, просто у нас почему-то издали в странном порядке.