4 июня 2016 г., 00:00

732

Обычный, Оловянный

1 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
boocover.jpg
Критик: Егор Осипов
Рецензия на книгу Дикий Лебедь и другие сказки
Оценка: r40-green.png

В издательстве Корпус вышел “Дикий Лебедь” Майкла Каннингема (в переводе Дмитрия Карельского) — не роман с острой критикой института семьи (как «Плоть и Кровь») или непростыми квир-любовными треугольниками (как «Дом на Краю Света»), неизменно затрагивающими проблемы ЛГБТ-сообщества, — но сборник переделанных (пусть и моментально узнаваемых) сказок, истории которых продлены за пределы happy-end’а.

Сказки у Каннингема не перекликаются между собой (за исключением, пожалуй, “Маленького Человечка”, где Румпельштильцхен безуспешно пытается стать приемным отцом, и лучшей сказки сборника “Стойкий, Оловянный”, в которой постаревший герой находит свое отцовство одним из главных “счастливых концов” жизни), но, написанные кристально ясным языком, сливаются в один текст. Порой в них проскальзывает современная Америка (например, высочайшие цены за колледж), но, в большинстве своем, истории про Рапунцель или одного из Диких лебедей читаются — как сказкам и положено — вне времени. Ну, съели тебя; ну, обманула королева, не отдала ребенка, как обещала: что поделать, будь добр, живи дальше.

Благо что жить все равно не долго: Каннингем многих персонажей доводит до возраста размышлений о прожитой жизни, в которой герои ошибались, расставались, были неудачниками или сходились вновь, — то есть жили как обычные люди. А если и были состоятельны (как Джек и его мать, разбогатевшие на отмщении когда-то провинившемуся великану), то не очень-то и счастливы. То ли это сказки не сказочные, то ли жизнь чудесней, чем кажется.

В начале сборника Каннингем, замечая, что большинству читателей героями сказок стать не грозит, все же спрашивает: кто из нас не захотел бы наложить проклятие на других, красивых и богатых? Из сказок становится ясно, что ничем хорошим такие волшебства не заканчиваются, и “Дикий лебедь” предупреждает нас о грядущих проблемах, вроде изменения ДНК человеческого эмбриона (да и манипуляций с телом вообще: достаточно вспомнить историю принца, оставшегося навсегда с крылом лебедя): откуда нам знать, во что это выльется? Заглядывая в будущее, Каннингем прощается с культурой хиппи (сумасшедшую старуху цветов пожирают подростки) и почти ни слова не говорит о проблемах гей-культуры: в Америке после дела Обергефелла против Ходжеса эта тема Каннингема, занимающего видную нишу в пантеоне ЛГБТ-писателей, временно не волнует.

В “Диком лебеде” читатель не найдет сложных сюжетов, проходящих через несколько эпох и подробно исследующих тонкости человеческого и общественного устройства. Но тем, кто только перевалил за третий десяток, “Дикого лебедя” прочитать стоит: чтобы помнить, что чуда не произойдет. И что это к лучшему.

Источник: Дискурс
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

1 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!