4 июня 2016 г., 14:30
805
Репортаж: XI Санкт-Петербургский международный книжный салон
Заранее извиняюсь за некоторые размытые и нерезкие фотографии, давайте спишем это на мою криворукость и хором осуждающе помотаем головой, а я пообещаю исправиться в следующий раз.)
В последний четверг мая, 26го числа, в 10:30 утра открыл свои двери четырехдневный XI Санкт-Петербургский международный книжный салон. Ваш покорный слуга не мог упустить столь прекрасную возможность слинять с работы, поглазеть на новинки книгоиздания и сравнить текущее мероприятие с прошлогодним!
Для начала краткая информация о самом Книжном Салоне:
Это одно из крупнейших мероприятий, направленных на поддержку, развитие и популяризацию чтения в России и на продвижение российской литературы за рубежом. Организаторами Книжного Салона являются Правительство Санкт-Петербурга и Российский книжный союз. Проводится ежегодно, вот уже в одиннадцатый раз. В 2016 году салон посвящен Году российского кино и перекрестному году Российской Федерации и Греческой Республики. В связи с этим была представлена отдельная кинопрограмма, показы старых фильмов на отдельной сцене.
Как любой офисный работник с хроническим недосыпом, я не смогла заставить себя проснуться пораньше и приехать к самому началу Салона, однако опоздала не сильно. Как обычно, на центральной уличной сцене какой-то коллектив пел песни, как выяснилось, из Шурика.
Не задерживаясь, я пошла к Зеленому шатру - там была обещана лекция от Литреса «Как выдавать электронные книги». С трудом сообразив, как различаются шатры (цветной полосой понизу белой палатки - в прошлом году они были все белые!), и найдя нужный, к большому моему сожалению, я никого там не увидела. Даже на фото вы можете наблюдать печальную пустоту.
Посему пошла дальше, к самому интересному - в программе мероприятий был заявлен мастер-класс раскрашивания по номерам. Обойдя весь зал, я не нашла нужный стенд, и у входа доброжелательные девушки указали мне дорогу. Почему в этом году план территории не дали в руки - не знаю, и это еще один минус организации.
Однако время уже было потеряно, и я ушла на пленарное заседание «Книга и кино в современном мире». Спикерами на заседании выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга – руководитель администрации Губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, министр внутренней политики, информации и связи Республики Крым Дмитрий Полонский, писатель и журналист Андрей Константинов, директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин.
Участники обсуждали наиболее актуальные вопросы, связанные с культурой чтения и ее сегодняшней трансформацией в связи с появлением электронных книг. Разговор постоянно перескакивал на проблемы отечественного кино, его финансирование и нелюбовь нашего зрителя. Больше всего говорил Эдуард Пичугин, а лично мне импонировал Александр Говорунов. Судя по разбирательствам перед стартом обсуждения и пустующему месту, по дороге потерялся Михаил Боярский.
Вспомнили и зарубежные экранизации, в первую очередь, проект «Война и мир» от BBC. Упомянули и комиксовую культуру США, на которую подсела бОльшая часть цивилизованного мира, но свой вопрос про новеллизации я задать не успела - конферец-зал был отведен всего на час, и за все время лишь один раз обратились в зал с вопросом публике - Ходите ли вы в кино, что вы там смотрите, и как относитесь к российскому кинопрому. Ругать мне наших не хотелось на камеру, как и остальным зрителям, поэтому там выступил греческий писатель Харис Циркинидис с переводчиком, презентуя попутно свою книгу Красная река и будущую экранизацию по ней, уведя дискуссию в сторону от кинокомиксов.
Из минусов: постоянно срывающийся звук на микрофонах, постоянный съезд темы от литературы к кино и его продвижению. Из плюсов: потрясающей красоты девушка-журналист-модератор заседания. Не уставала на нее любоваться.
Но мы идем дальше. Следующее интересное мероприятие минимум через час, и у нас есть время погулять по прилавкам и стендам. Все стараются, кто во что горазд, но самые красивые и заметные стенды у издательства Речь, Москвы Книжной, Петергофа, вездесущих Буквоеда, АСТ и Эксмо, и куда же без нежно любимой мною Умной Бумаги, но только за счет их продукции. Дальше много фото.
Было представлено много разных регионов России, зарубежных стран, присутствовали книги на других языках.
На удивление много нон-фикшна и научной литературы.
Хочу отметить, что в этот раз была катастрофически мало комиксов и практически отсутствовала манга, что неимоверно меня опечалило - собственно, из покупок я только на них и рассчитывала. Но из всего, на что я надеялась, представлены были лишь Подписные издания и Комильфо.
На улице стояла небольшая сцена, на которой мужчина распевал песни и арии из различных фильмов и не только. По моему разумению, уличные ряды не пользуются особой популярностью, утром посетителей практически не было, но тем не менее, почти все прилавки заполнены участниками.
Больше всего меня покорил писатель Владимир Дудров, своим обаянием и безмерным добродушием. Воистину детский писатель! Он дал мне почитать некоторые свои басни, предложил несколько вариантов, как поиграть с ребенком по его книгам, показал пару книг для взрослых. Тут я даже немного пожалела, что не взяла с собой наличные деньги (специально ведь не взяла!).
Перекусив каким-то пирожком из представленной уличной кухни (и опять по сравнению с прошлым годом полное фиаско!), я зашла обратно в Михайловский манеж, и сразу уткнулась в толпу, стоящую у стенда ТАСС. Там выступал народный артист России и директор Исаакиевского собора Николай Буров. Второго я не знаю.
Забредя на стенд Швеции, я поговорила немного с приятной женщиной, которая сообщила мне, что прям сейчас на детской площадке выступает Анника Тор. Сунувшись туда, я поняла, что общение уже практически подходит к концу, чем была опечалена - этого мероприятия я не нашла в официальной программе, хотя знала, что писательница будет присутствовать на ярмарке.
По дороге наткнулась на Майкла Роуча и презентацию его книг «Алмазная мудрость. Будда о стратегиях управления бизнесом и личной жизнью» и «Карма Любви. 100 ответов на вопросы о личных отношениях (из древней тибетской мудрости)» .
Время подходило к двум часам дня, и передо мной встал тяжелый выбор - круглый стол «Научпоп: сколько вешать в граммах? Как писать доступно и верно», встреча с писателем Михаилом Веллером или «Школа чтения с Еленой Колиной. Как научить любить читать». Веллера не читала, поэтому отмела этот вариант, рискуя ничего не понять из беседы, и уж было зашла на круглый стол по научпопу, но передумав в последний момент, направилась прямиком на стенд Российского Книжного Союза, где уже рассаживались молодые мамы, в ожидании волшебного рецепта приобщения любимых чад к священному чтению.
Надо отметить, что мне очень понравилась эта встреча, хотя, конечно, чудодейственного рецепта никто не получил. Елена оказалась очень открытым и позитивным человеком, и все участники активно вносили свой вклад в обсуждение, причем не только вопросами, но и собственными советами и жизненными ситуациями. Поступало много вариантов игровых занятий с детьми по книгам, мелких хитростей по заинтересовыванию их текстом, решения возникающих проблем. А вы знали, что школьная успеваемость, по исследованиям не-помню-кого-но-очень-авторитетного, напрямую зависит от скорости чтения и восприятия ребенка? А что некоторым детям куда легче заниматься этим в группе? В общем, тут полноценный такой жирный плюс мероприятию.
Гуляя по просторам ярмарки, следует отметить еще один перфоманс, устроенный Библиотекой друзей, оставшейся у меня на слуху еще с прошлогоднего Салона. Тогда они устроили забавный тест для детей, по итогам которого выписывали рецепты - что читать, кого читать, зачем читать, в презабавных формулировках. На этот же год был организован игровой кастинг на причастность к одной из трёх ролей: художник, сценарист и продюсер. Для этого надо было нарисовать что-нибудь на бумажке с кругом, придумать подписи к картинам известных художников (мне досталось «Купание красного коня» Петрова-Водкина) и расставить по кассовости три фильма из предложенных забавно зашифрованных описаний.
В последнем мне один сразу поменяли, потому что увидя слово «банановые» я сразу заявила, что это Миньоны.))) Веселый молодой человек резюмировал - сценарист - и сфотографировав меня с облачком «пишу сценарии за еду», отпустил с подаренной закладкой и визиткой.
Еще из достойного внимания - несколько старинных печатных станков разных веков, от 15го до 19го, стоявших перед детской площадкой. Там было можно выбрать себе трафарет и вручную сделать оттиск картинки или стихотворения на память.
В центре павильона стояло Дерево нарисованных пожеланий, вокруг которого была организована рекреационная зона с пуфиками. Неподалеку был стенд для фотографирования с крокодилом Геной и Чебурашкой.
Далее, получив однозначные сообщения о том, что мне пора оттуда уходить, и мне как бы уже скоро будут ждать, я прямиком пошла к Сбербанку, представляющему «Библиотеку делового человека». В программе были заявлены подарочные книги для активных участников, но в зале собралось на удивление мало людей, всего около 5-6 человек, включая меня. Сотрудник интересно рассказала про библиотеку Сбербанка, которую формируют Герман Греф и его топ-менеджеры, ответили на вопросы о принципах её построения, критериях отбора включенных книг, о содержании и полезности представленных произведений, некоторых нюансах работы корпоративной системы. Например, вы знали, что в Сбербанке есть одна книга, под названием «Жалоба - это подарок» , обязательная к прочтению всеми сотрудниками? Так как народу было немного, подарки получили все присутствующие, а мне перепало аж две книги в фирменном зеленом оформлении: Голдрат, Кокс «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» и Тапскотт, Уильямс «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все» .
Тут уже время моё кончилось, и я помчалась в кино на долгожданного «Варкрафта», но это уже совсем другая история...) Спасибо за внимание!
Репортаж выполнен в рамках проекта «Специальный корреспондент Livelib»
Авторы из этой статьи
Комментарии 14
Показать все
По поводу лекции от Литреса «Как выдавать электронные книги» - к примеру, в библиотеке Выборгского района в этом году дали такую возможность всем, имеющим единый читательский билет. Думаю, и во всем городе это работает. Я уже пару месяцев пользуюсь. Библиотека по моему выбору покупает на litres (если я первая спросила книгу) или дает из имеющихсся доступ к электр.версии на 2недели (скачать нельзя), продлять можно без ограничения.
Замечательно лучший репортаж! Сегодня перечитываю второй и раз и вот заметил, что все время с лица не сходит улыбка! Крокодилу Гене 50 лет! Подумал, какое удачное имя ему дал автор - Гена, а не Петя, Ваня или Жора. Замечательно сделать самому себе гравюру на старинном станке. Или что пойти на выставку без налички - это же подвиг. Несомненно автор репортажа - фотохудожник, только сережек стало меньше. И Буквоед впервые увидел - нравится мне этот магазин, хотя связь через почту. И Крым в гостях, и Швеция, и, главное Греция - где "все есть"! Спасибо, супер! Вам Аленький цветочек
Отличное путешествие по книжному салону! Спасибо за репортаж:)