Павел Иванович Чичиков

Национальность: Русский Место жительства: Российская Империя, "довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки"
Кураторы С этим персонажем можно встретить Ссылки

http://rushist.com http://az.lib.ru

О персонаже

Павел Иванович Чичиков - литературный персонаж из поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души" и поставленных по ней фильмов, телесериалов, театральных и радиопостановок. Дворянин, коллежский советник в отставке, приобретатель, испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства.

О его наружности мы узнаём в первых строчках поэмы: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
Чистоплотен и аккуратен: Читателю, я думаю, приятно будет узнать, что он всякие два дни переменял на себе белье, а летом во время жаров даже и всякой день: всякой сколько-нибудь неприятный запах уже оскорблял его. Питает страсть к тонким голландским рубашкам и особенному сорту французского мыла, сообщавшего необыкновенную белизну коже и свежесть щекам.

В губернский город NN приезжает с целью приобретения мёртвых душ, т.е. умерших крестьян, которые, однако, числятся живыми. Души эти нужны Павлу Ивановичу для того, чтобы заложить их в опекунский совет. Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу! Точное количество приобретённых им душ неизвестно, доподлинно знаем, что у Плюшкина он купил 198 душ по 32 копейки, а у Коробочки - 18 душ по 1 рублю 20 копеек. Манилов отдал свои души бесплатно, Собакевич получил за каждую душу по 2 рубля 50 копеек. Всего же душ набралось порядка четырёхсот: Полежав минуты две на спине, он щелкнул рукою и вспомнил с просиявшим лицом, что у него теперь без малого четыреста душ.

Чичиков представляет собой центральную фигуру "Мёртвых душ". Гоголь особенно обстоятельно очертил этот образ, который, как говорят, должен был занимать видную роль во всех трех частях "Мёртвых душ". Обрисовывая своих героев, Гоголь почти всегда дает нам обстоятельную историю их личности. Эта история, в его глазах, много объясняет в характере героя, ко многому заставляет относиться снисходительнее. Вот почему обстоятельно рассказывает он о детстве и воспитании Чичикова. Беспросветно, безотрадно было это детство: бедность, отсутствие любви и ласки, безнравственность черствого, нелюбящего отца, грязь внешняя и внутренняя, – вот та обстановка, в которой он вырос, никем не любимый, никому не нужный. Но судьба наделила Чичикова железной энергией и стремлением устроить свою жизнь "порядочнее", чем отец-неудачник, нечистоплотный и в нравственном, и в физическом смысле. Эта "неудовлетворенность действительностью" окрылила энергию маленького Чичикова. Из ранних столкновений с нищетой и голодом, из жалоб отца на безденежье, из наставления его: «копить деньгу», так как только на одну "деньгу" в жизни и можно положиться, – вынес мальчик убеждение, что деньги – основа земного счастья. Оттого благополучиями жизни стало представляться герою "Мёртвых душ" то, что можно достать деньгами – сытая, роскошная жизнь, комфорт... И вот Чичиков начал "изобретать" и "приобретать": грош за грошом копил он деньги, изворачиваясь всячески в обществе товарищей, обнаруживая настойчивость необыкновенную. Еще в школе стал он "делать карьеру", подделываясь под вкусы учителя. Еще на школьной скамье развил он в себе талант всматриваться в человеческие слабости, умело играть на них, медленно и упорно. Умение подладиться под человека помогло главному персонажу «Мёртвых душ» на службе, но оно же развило в Чичикове стремление разбирать «нужных» людей от «ненужных». Вот почему он холодно отнесся к печальной участи своего бывшего учителя, вот почему он никаких чувств благодарности не питал к старому откупщику, который помог ему получить место. Чувство благодарности убыточно – оно требует "от чего-то" отказаться, "чем-то" поступиться, а это не входило в расчеты "приобретателя" Чичикова. Деньги, как единственная и главная цель жизни, – цель нечистая, и пути к ней нечисты, и Чичиков пошел к этой цели дорогой мошенничеств и обманов, не падая духом, борясь с неудачами... Между тем, выйдя на широкий простор жизни, он расширил и углубил свой идеал. Картина сытой, роскошной жизни сменилась другой, – он стал мечтать о спокойной, чистой семейной жизни, в обществе жены и детей. Тепло и уютно было ему, когда он отдавался этой мечте. Павел Иванович рисовал себе в уме дом, где царит полное довольство, где он – примерный муж, уважаемый отец и почтенный гражданин родной земли. Чичикову казалось, что когда сбудутся его мечты, он забудет все прошлое, – свое грязное, безотрадное и голодное детство и тернистую дорогу, обозначенную мошенничествами и плутовством. Ему казалось, что он бросит тогда плутовство, "исправится" и оставит "честное имя" своим детям. Если раньше, плутуя, он оправдывал себя сознанием, что "все так делают", теперь прибавилось новое оправдание: "цель оправдывает средства".

Идеалы Чичикова стали шире, но пути к ним оставались грязными, и он грязнился все больше и больше. И, в конце концов, ему самому пришлось сознаться, что "плутоватость" сделалась его привычкой, его второй натурой. «Нет больше отвращения от порока! – жалуется он во второй части "Мёртвых душ" Муразову. – Огрубела натура; нет любви к добру, нет такой охоты подвизаться для добра, какова есть для получения имущества!» Несколько раз удавалось Чичикову воздвигнуть шаткое здание своего благополучия на мошеннических проделках всякого рода; несколько раз был он близок к осуществлению своих идеалов, – и всякий раз все рушилось, приходилось все строить сначала.

Главный персонаж "Мёртвых душ" отличается немалой силой воли. "Назначение ваше – быть великим человеком", – говорит ему Муразов, упрекая его за то, что великая сила его души, его энергия, была всегда направлена к нечистой цели. Об энергии Чичикова не раз говорит в "Мёртвых душах" и Гоголь, хотя бы, рассказывая его многотрудную "одиссею", когда сызнова приходилось устраивать свою жизнь. Кроме силы воли, Павел Иванович наделен большим умом, не только практическим, – сметкой, изобретательностью, лукавством и изворотливостью, но и тем созерцательным, философским умом, который ставит его выше всех других героев поэмы. Недаром Гоголь вкладывает в его голову глубокие размышления о судьбе русского человека (чтение списка купленных мужиков). Кроме того, Чичиков здраво рассуждает о пошлости жизни прокурора, о том воспитании, которое в России портит девушку. Недаром он понимает не только человеческие слабости, но и достоинства, недаром, сталкиваясь с честными людьми (генерал-губернатор, Муразов), он оказывается способным, именно в момент своего унижения, нравственно подниматься. Не только плутом изворотливым и лукавым рисуется он в их обществе, а павшим человеком, который понимает глубину и позор своего падения. "За ум он не уважал еще ни одного человека", – говорит Гоголь, пока судьба не свела его с Костанжогло, Муразовым и др. Не уважал потому, что сам был умнее всех, кого встречал прежде.

В практическом герое-плуте "Мёртвых душ" Гоголь отметил еще одну характерную черту – наклонность к поэзии, к мечтательности. Минутное увлечение Чичикова барышней, встреченной в пути, чистое увлечение губернаторской дочкой, его настроение в доме Платоновых, наслаждение вечером в имении Петуха, весной – в деревне Тентетникова, сами мечты его о тихом благообразном семейном счастье полны действительной поэзии...

Вместе с тем Чичиков очень высокого мнения о себе: он уважает себя за свою энергию, за свой ум, за свое умение жить. Он любит себя за свои "чистые мечты", которым ревностно служит; он любит себя за свое благообразие, за свой нарядный костюм, за свои благородные манеры, – словом, за то, что, выйдя из грязной норы, из грязного общества отца, – он сумел сделаться, по его мнению, порядочным человеком.

Образ Чичикова сразу пошлеет, когда он попадает в общество пошляков. Это происходит потому, что он всегда подлаживается под тех людей, с которыми имеет дело: он даже говорит и ведет себя иначе в обществе Манилова, Собакевича и Коробочки. С первым Чичиков сентиментальничает, мечтает, втирается в его чувствительное сердце; со вторым он деловит, и на недоверие хозяина отвечает таким же недоверием (сцена с деньгами и распиской); на безобидную глупую Коробочку он кричит, сулит ей чёрта. Когда Чичиков оказывается в "обществе", он подделывается под "тон" этого общества, усваивает те манеры, которые здесь считаются "приличными", – и потому для толпы он всегда будет "приличным", "благонамеренным", "приятным": Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, приехавши довольно поздно из города и уже совершенно раздевшись и легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: "Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!" На что супруга отвечала: "Гм!" и толкнула его ногою.

Чичиков понимает людей и умеет производить впечатление выгодное, – во второй части «Мертвых душ» он очаровывает даже умного Костанжогло, недоверчивого брата Платонова располагает в свою пользу. Кроме того, он осторожен, – даже в подпитии он умеет удержать свой язык от излишней болтливости: осторожности, очевидно, научила его жизнь. Впрочем, иногда Чичиков ошибается: так ошибся он в Ноздрёве, ошибся и с Коробочкой. Но эта ошибка объясняется тем, что и у этих двух действующих лиц "Мертвых душ" такие своеобразные характеры, которых сразу даже Чичиков не постиг.

Страсть к "приобретению" наложила на главного героя "Мёртвых душ" некоторую печать "мелочности" – он собирает в свою шкатулку даже старые афиши, – черта, достойная Плюшкина. Устройство его шкатулки, с ящичками и секретными отделениями, напоминает комод Коробочки, с его мешочками для гривенников, двугривенных. В школе Чичиков копил деньги по методу Коробочки. Мелочность Чичикова выражается и в его любопытстве: он всегда выспрашивает половых, слуг, собирает всевозможные сведения "на всякий случай", – так, как Плюшкин собирал разные предметы в своем кабинете.

Не без иронии, вскользь отмечает Гоголь в "Мёртвых душах" еще одну черту Чичикова – его "сострадательность", – он всегда подавал нищим гроши. Но сострадательность эта грошовая, – она далека от самопожертвования, отречения от каких-нибудь благ в пользу ближнего. У Чичикова вообще нет любви к ближнему. Он не возвысился дальше идеалов любви семейной, по существу своему, все-таки эгоистических.

Если Гоголь действительно хотел на примере Чичикове показать стремление порочного человека продраться сквозь любые гадкие тернии к идеалу, то выбор героя сделан был им верно и показательно. Сложная натура Чичикова богата самыми разнообразными качествами. Изумительная энергия его сочеталась с умом, здравым смыслом, лукавством, большою гибкостью и неутомимостью.

Но, кроме всего этого, Гоголь отметил в нем "человека-изобретателя", способного выдумать нечто "новое", сказать обществу, погрязшему в косности, свое новое, хотя и преступное слово. У Чичикова нет косности, – его ум свободен и фантазия крылата. Но все это качества, так сказать, «нейтральные», – они могут быть равно направлены на зло и добро. Но Гоголь подчеркнул в душе этого героя "Мёртвых душ" наличие сознательности, – Павел Иванович знает, что совершает зло, но утешает себя мыслью, что "делание зла" в его жизни – лишь переходный момент. В этом умении отличить "добро" и "зло" – кроется источник возрождения Чичикова. Оно тем для него легче, что, в сущности, жизненные идеалы его были если не особенно высоки, то, все же, безупречны. К тому же в душе его есть мягкие элементы поэзии и мечтательности. Вероятно, на всех этих положительных качествах Павла Ивановича Гоголь желал в дальнейшем развитии действия "Мёртвых душ" построить его восхождение к свету, триумфу.

Обновлено: 24 июля 2015 г., 23:21