Матильда де Ла-Моль

Mathilde de La Môle
Национальность: Француженка Место жительства: Париж, Франция
Кураторы С этим персонажем можно встретить Ссылки

В СССР в 1976 году снят мини-сериал "Красное и черное", в котором Матильду де Ла-Моль сыграла Наталья Белохвостикова.

О персонаже

Матильда де Ла-Моль (Mathilde de La Môle) - одна из героинь романа Стендаля "Красное и черное" .

Дочь Маркиза де Ла-Моля.

Матильда де Ла-Моль — девятнадцатилетняя гордая и холодная красавица, которая царствует на баллах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная и насмешливая, она выше своего окружения. Острый ум, образованность — она читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны — деятельная натура Матильды принуждает ее с презрением относиться ко всем знатным поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце. От них, и в частности от маркиза де Круазнуа, брак с которым должен был бы принести Матильди герцогский титул, о котором мечтает ее отец, — для нее веет скукой. «Что может быть в мире более банальным от такого сборища?» — выражает взгляд ее «синих, как небо», глаз.
Современная действительность не вызывает никакого интереса в Матильде. Она буднична, сера и вовсе не героическая. Все покупается и продается — «титул барона, титул виконта — все это можно купить… в конечном счете, чтобы получить богатство, мужчина может вступить в брак с дочерью Ротшильда».
Матильда живет прошлым, которое появляется в ее воображении, окутанное романтикой сильных чувств. Она жалеет, что нет больше двора, подобных двору Екатерины Медичи или Людовика XIII.
Свое внимание на Жюльена Сореля она обращает потому, что чувствует в нем необычную натуру. Так же, как граф Альтамира со своей романтичной судьбой («очевидно, только смертный приговор и выделяет человека… это единственная вещь, которую нельзя купить»), Жюльен вызывает ее заинтересованность и уважение как таковой, что «…не родился, чтобы ползать». Матильду поражает мрачный огонь, который пылает в его глазах, его надменный взгляд. «В наши дни, когда всевозможная решительность потеряна, его решительность пугает их», — думает Матильда, противопоставляя Жюльена всем молодым вельможам, которые красуются в салоне ее матери, которые могут пощеголять разве что изысканными манерами. Вид святоши, который Жюльен напускает на себя, не могут ее обмануть. Невзирая на его черный костюм, какой он не снимает, «на поповскую мину, с которой бедняге приходится ходить, чтобы не умереть от голода», — его высочество пугает их, — понимает Матильда.
Осмелиться полюбить Жюльена, того, кто ниже от нее стоит на социальных ступенях, отвечает ее характеру, тайна которого — потребность рисковать. Но любовь ее тяжела. Она — в постоянном душевном напряжении. У нее продолжается борьба между естественным стремлением к счастью и «цивилизацией», теми взглядами, которые навязало их общество от самого ее рождения. Колеблясь между любовью и ненавистью к Жюльену, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Жюльену придется подчинять ее. Полюбив наконец Жюльена, Матильда готова пожертвовать и своей репутацией, и титулом, и богатством. Она спасла бы Жюльена от казни, если бы тот этого захотел. После смерти любимого она выполнила его последнюю просьбу — похоронила в пещере на высокой горе, которая вздымается над Верьером. «Благодаря усилиям Матильды эта дикая пещера украсилась мраморными статуями, которые она заказала в Италии за большие деньги».

Обновлено: 4 апреля 2022 г., 19:21