Рэндалл Флэгг

Randall Flagg
Другие имена: Человек в Черном, Уолтер Падик, Уолтер o'Дим, Мартин Броадклок, Ньярлатхотеп Раса: Квази Бессмертный Колдун Место жительства: Дэлейн
Кураторы С этим персонажем можно встретить
О персонаже

Рэндалл Флэгг – вымышленный персонаж Стивена Кинга. Флэгг фигурирует в восьми романах, а так же в качестве камео в других работах Кинга. Он представляется разными именами, большинство из которых с инициалами Р.Ф. Однако, имеются и исключения: в цикле «Темная Башня», Уолтер о’Дим - имя чаще всего ассоциируемое с Флэггом. Флэгг опытный колдун со сверхъестественными способностями в некромантии, пророчестве, и неестественном влиянии хищников и поведение человека. Его главная цель - уничтожение цивилизаций, как правило, сея разрушения и конфликты.

Рэндалл Флэгг это воплощение зла. Когда Стивен Кинг писал свое первое виденье Флэгга, то вкладывал в образ абсолютно все окружающее злое. Для Кинга, Флэгг это, - "кто-то очень харизматичный, постоянно смеется, [он] чрезвычайно привлекателен для мужчин и женщин, и берет самое худшее от каждого из нас." Эта идея является базой для романа «Противостояние», первой книгой, где фигурирует Флэгг в литературе. В ней Флэгг характеризуется как олицетворение концентрированного зла на фоне Матери Абигейл, олицетворяющей добро. Персонаж Том Каллен описывает Флэгга, как имеющего способность убивать животных, и одарять людей раком, только посмотрев на них, а так же ссылается на него, как демона, имя, которому Легион. По словам Стивена Кинга, он не пытался создать дьявола из Флэгга, а просто представить в роли "гигантского зла". Кинг говорит, -"Я думаю, что на самом деле, дьявол довольно забавный парень. Флэгг же, архетип всего того, что я знаю о реальном зле, со времен Чарльза Старквитера 50-х годов — его опустошили, и заполнили ненавистью, страхом обидой, насмешками. Флэгг, Кореш, Джим Джонс, Гитлер — практически он все один и тот же паренек." Хотя Флэгг и не представлен в образе дьявола, это еще не значит, что таковое не является его конечной целью. Кинг отмечает, что не имеет значения, кто видит его, или, как видят его, - «Флэгг может выглядеть по-разному для каждого из нас, но послание одно для всех: «Я знаю все твои желания, и могу дать все это, взамен попрошу лишь душу.»»

Помимо интерпретации Кинга, литературные критики так же отмечают склонность Флэгг ко злу. Тони Магистрале видит Флэгг шекспировским злодеем, сравнивая его с Яго, Эдмундом и Ричардом Третьим, заходя так далеко, приравнивая персонажа к антигероям. Тони подчеркивает, что зло Флэгга основано на способности вызывать конфликты там, где они никогда не были прежде, и уничтожать вещи просто потому, что они едины; хотя он и ищет власти, но власть для таких лишь ресурс для достижения более высокой степени разрушения. Хайди Стрингелл считает, что Флэгг поистине, - "воплощение чистого зла," - и что Кинг выражает добро и зло "реальными силами", что является доказательством принадлежности Флэгга к чистому злу является, -"он — убийца, генератор вредности, лжец и искуситель". Для Стрингелла, исчезновение Флэгг в конце романа «Противостояние» показывает, что , -"зло в конечном счете, ведет в никуда," - она называет Флэгга "типичным гибридом" архетиповых персонажей "Темный Человек и Трикстер", такое комбинирование двух персонажей, из разных культурных реалий, это то, что вынуждает людей признать свои "человеческие недостатки" в сочетании с "аморальностью" Флэгга.

«Глаза Уолтера округлились, и на мгновение он выглядел оскорбленным до глубины души. Каллахан всмотрелся в глубокие глаза собеседника и, не смотря на абсурдность происходящего, понял, что эмоции — подлинны. В одно мгновение он лишился последней надежды на то, что видит сон, или последний, яркий эпизод до подлинной смерти. Во снах, по крайней мере, плохие ребята — ужасные люди, у которых нет комплексов.»
- Стивен Кинг, «Темная Башня: Волки Кальи»

Дуглас Винтер считает, что Флэгг, фактически, олицетворение готического злодея, - "атавизм воплощения зла," -т.к. его внешний образ довольно не четкий и является "коллекцией масок". Флэгг символизирует, - "необъяснимый страх возвращения былых сил: технологических и, социально-политических, на что указывает его имя." Как и у других готических злодеев, планы Флэгга рушатся на каждом шагу, в то время, как казалось бы, нужно убедить других в своей значимости. Винтер заявляет, что Флэгг всего лишь навсего Супермэн с Милтоника, черпающий силы из темного и таинственного источника. Он сравнивает Флэгга к Сауроном Дж. Р. Р. Толкиена, из «Властелина колец», тем, что оба невероятно уязвимы при прямом подходе. Алиса Штиклер описывает Флэгга, как, - "современная интерпретация средневековой тематики о тьме, зле, магии и злобных буратинах". Штиклер считает, что Флэгг точно фигурировал, в речи Мерлина, когда тот шептал Артуру на ухо; она отмечает, что Флэгг силен в политике, как в «Противостояние», так и в «Глаза Дракона», и, что использует эту власть по-разному в каждом романе, не смотря на не стандартный средневековые приемы отображения зла и колдовства. Объясняя тем, что нет никакой «Высшей Силы», к которой Флэггу "нужно обращаться за способностями", что типично для традиционного зла. Флэгг, скорее похож на приспешника "очеловеченного зла" — религии, которая в конечно счете, больше работает против него, нежели, чем на него. Сверхъестественные познания Флэгга, далеки от непогрешимости истины, хотя бы потому, что его понимание черного и белого заменено на оттенки серого. Она заявляет, что хоть Флэгг и выражен, - "ужасным и сверхординарным," - благодаря подчеркиваниям Кинга, но все же он не является воплощением абсолютного зла. Штиклер приходит к выводу, что Флэгг скорее средневековый монстр прошлого и будущего, который олицетворяет, и в тоже время искажает наше восприятие средневековья представленного в литературе.

Олицетворение зла Флэггом некоторые считают и клеветой. В своем эссе "Дракон Со Стеклянными Глазами", автор Л. Спрагуэ де Камп критикует роль Флэгга в романе «Глаза Дракона», указывая на то, что Флэгг был одним из наименее правдоподобных персонажей в книге, т.к. представлял собой гипертрофированное понятие зла. По словам де Кампа, абсолютное зло — это то, во что трудно поверить и там, где такие люди, как Адольф Гитлер и Иосиф Сталин видят,улучшение мира благодаря своим действиям, то Флэгг просто наслаждается разрушением и хаосом. Автор пытается сказать, что сам Флэгг не видит никакого смысла в своих поступках.

Представление зла не единственная характеристика оцененная критиками. Джозэф Рейно отметил, что присутствие Рэндалла Флэгга в романе «Противостояние», - "версия Стивена Кинга вездесущего Большого Брата". Тони Магистрале, переоценивает персонажа во второй книге, сравнивая с Норманос Мейлером. Здесь, Тони утверждает, что в романе «Противостояние» Флэгг дает читателю "иллюстрацию Кинговской современной Америки в перспективе," - подчеркивая естественный ходом событий в следствии преклонения технологиям и жертвуя " неприкосновенностью морали в угоду синтетической продуктивности."

Физические характеристики Флэгга меняются с каждым романом. В «Глаза Дракона», Флэгг описывается как "худой, с повидавшим жизни человек лет пятидесяти". Далее он описан, как фигура с капюшоном, стоящая во тьме и контролирующая королей и королев Дэлейна; с симптомами «тошноты» - когда есть что разрушить.

История

Данный персонаж впервые встречается в романе «Противостояние» в роли демонической фигуры, уничтожающий остатки населения после чумы. Второй раз он появляется в романе «Глаза Дракона», в роли злого волшебника, в попытке погрузить средневековый город Дэлейна в хаос. Флэгг так же появляется несколько раз в серии «Темная Башня», как один из главных антагонистов, где противостоит попыткам Роланда Дискейна добраться до Темной Башни, краеугольный камень всего сущего, в попытке самому завладеть Башней и стать богом. «Темная Башня» расширяют историю и мотивации Флэгга, и объединяет с другими романами.

Помимо романов Кинга, Флэгг появляется в адаптации телевизионного сериала «Противостояние», которого сыграл Джейми Шеридан, а также в комиксах Marvel «Темная Башня» и «Противостояние».

Стивен Кинг вдохновлялся образом Дональда Дефриза, похитителя Патти Херст, при создании Рэндалла Флэгга. Позже Кинг заявлял, что создал Флэгг из образ человека в ковбойских сапогах, потертых джинсы и куртке, вечно идущего по дороге из ниоткуда, когда сам автор был еще в колледже. Природа и гениальность персонажа Флэгга является объектом обсуждения многих литературных критиков.

Появление в романах

Впервые Рэндалл Флэгг появился в апокалиптическом романе «Противостояние», 1978 года. В ней он пытается построить цивилизацию, в честь себя – любимого, на территории Соединенных Штатов, после того, как чума убила большую часть населения. История Флэгг не неизвестна даже ему самому –в какой-то момент он был пехотинцем, куклуксклановец, вьетконговцем, а также участником похищения Патти Херст. Расположившись в Лас-Вегасе, Флэгг привлекает людей, повернутых на разрушении, власти и фашизме. Он использует распятие, пытки и другие наказания для нелояльных. Последователи реорганизуют общество, и восстанавливают город. Флэгг планирует атаковать и уничтожить другую развивающуюся цивилизацию Матери Абигейл «Свободная зона» в г. Боулдер, штат Колорадо, чтобы стать доминирующим обществом на территории бывших Соединенных Штатов.

Община Боулдера посылает группу мужчин в Лас-Вегас, чтобы остановить Фэгга, после того как два последователя Флэгга провалились в убийстве лидера "Свободной зоны". Однако, их берут в плен и планируют произвести публичную казнь. Но, перед казнью, появляется один из преданных последователей, Трэшкэн, с ядерной боеголовкой. И по «велению божьему» бомба взрывается, уничтожая последователей Флэгга и двух оставшихся заключенных. Роман был переиздан в 1990 году, и расширен за счет удаленного текста во время своей первоначальной публикации, где объясняется, что Флэгг появился снова, где-то на пляже и формирует новую группу.

Позже Флэгг появился в романе «Глаза дракона» (1986г.), в роли злобного колдуна, сеящего хаос. Его внешность скрыта под темным плащом, и большая часть магии происходит из заклинаний, и применения зелий и ядов. В этом романе, схема Флэгга отправить в пучину хаоса царство Дэлейн, отравляя короля и подставляя законного наследника, Принца Питера. Когда Томас, младший брат Питера, становится королем, Флэгг манипулирует им в своих целях, так как тот, помнит Флэгга единственным другом в детстве. По существу Флэгг становится правителем Дэлейна, и погружает царство в Темный Век. В конце концов, Томас противостоит Флэггу, вспоминая убийство отца, т.к. был свидетелем, будучи ребенком, но был слишком напуган, чтобы признаться себе в правде. Флэгг ранен стрелою Томаса в глаз, и исчезает из царства. Питер становится законным правителем, а Томас покидает Дэлейн со своим дворецким, Дэннисом, чтобы отыскать Флэгга. В книге утверждается, что Томас и Дэннис нашли Флэгга в их странствии, в будущем, но характер их встречи не описан и, видимо, Флэгг выжил, чтобы творить хаос в более поздних книгах.

В книге Ситвена Кинга «Сердца в Атлантиде» (1999г.), персонаж по имени Рэймонд Фиглер, лидер активистов, убеждает девушку отказаться от идеи заполучить неразорвавшуюся бомбу. Кинг никогда не говорит прямо, что Фиглер это Флэгг, но Кристофер Голден и Хэнк Вагнер, соавторы «Вселенная Стивена Кинга», говорят, что нет сомнений в том, что Флэгг и Фиглер это одно и тоже лицо – указывая на действия и способности Фиглера появляться из ниоткуда, контроль над Кэрол Гербер и ее друзьями-активистами, а также тот факт, что Флэгг часто использует псевдонимы, с инициалами "Р.Ф.".

Следующие свои шесть раз Рэндалл Флэгг появляется в романах «Темная Башня», за которым следует стрелок Роланд Дискейн, путешествуя по миру в поисках Темной Башни. Присутствие Флэгга улавливается в самом начале серии, с первым предложением, - «Человек в черном пытался укрыться в пустыне, а стрелок преследовал его" (пер.Т.Покидаева). Флэгг использует несколько личин в этом цикле романов. Впервые он появляется в качестве Уолтера о'Дима, гонимом Роландом через пустыню. Здесь он идентифицирует себя как демона Легиона, и заявляет Роланду, что придется победить его, если тот хочет войти в Башню. В воспоминаниях, Флэгг выдает себя за Мартина Броадклока, колдуна, вступившего в сговор с Алым Королем с целью разрушения Темной Башни. В роли Мартина, Флэгг использует мать Роланда, Габриэлу, в попытке спровоцировать Роланд пройти Ритуал Мужественности в раннем возрасте, в надежде провала и изгнании Роланда, но Стрелок проходит испытание. В конце концов, Роланд ловит Уолтера и у них складывается долгая беседа о судьбе Роланда и Башне, в ходе которой Стрелок засыпает в бреду. Но проснувшись находит кучу костей вместо Флэгга. В оригинальном издании, Уолтер и Мартин – два разных персонажа, где Уолтер умирает в конце романа. Когда Стивен Кинг опубликовал расширенное издания романа, то Уолтер и Мартин изображены как одна личность, и Уолтер подделывает собственную смерть.
Далее Рэндалл Флэгг появляется в третьем романе серии «Бесплодные Земли». Флэгг появляется в городе Лад, где спасает Тик-Така — Эндрю Квика, врага ка-тета Роланда, оставленного умирать после конфликта. Квик становится лояльным слугой Флэгга. В этот раз Флэгг представляется, как Ричард Фаннин. Флэгг возвращается в четвертой книге, «Колдун и Кристалл», где представляется Мартином Броадклоком, и предупреждает Роланда и его ка-тет отказаться от своих поисков Темной Башни. Благодаря воспоминаниям Флэгга, будучи Уолтером o'Димом, тот служил эмиссаром у Джона Фарсон, одним из главных лиц, ответственных за уничтожение Гилеада, дома Роланда.

В "Аргументе" (краткий пересказ истории) к «Волки Кальи», пятом романе серии, отмечено, что Флэгг представляется, как Броадклок, Фаннин, а также Джон Фарсон, в зависимости от того в каком мире находится. В «Волки Кальи», он ненадолго появляется, в качестве Уолтера o'Дима когда отец Каллахан приходит в мир Роланда. Флэгг дает Отцу Каллахан Черный Тринадцать, опасный хрустальный шар, в надежде, что сможет убить Роланда на пути к Башне. При встрече, Каллахан характеризует Флэгга "жестоким" и удивляется, как «глубоко ранил его чувства» когда тот выразил «комплекс эмоций». Персонаж появляется в качестве воспоминаний, в пятом романе, «Песнь Сюзанны», где говорится, что Флэгг заключил сделку с суккубом Миа, в результате чего она родила сына, Мордред Дискейна, который является сыном обоих: Роланд и Алого Короля.

В последнем романе, Флэгг намекает, что он не Джон Фарсон, а просто служил под его началом до падения. Но также имеется упоминание одним из Низших Людей, Флаэрти, что Джон Фарсон и есть Мартен Броадклок (Флэгг), что соблазнил мать Роланда ("Тот же рот, что и у матери,что сосала хер Джона Фарсона с такой радостью ... "). Флэгг раскрывает свои карты, сообщая, что хочет подняться на Темную Башню, посмотреть на верхние палаты и стать Богом всего. Однако, главная цель Флэгга — убийство Роланда раз и навсегда, за все неприятности, что доставил , но , - "прежде всего за смерть матери, которую я когда-то любил." Его персонаж считает, что единственный путь к достижению цели лежит через Мордреда, которого он видит, как возможность для дальнейшего плана действий. Флэгг пытается подружиться с Мордредом, но благодаря своим телепатическим способностям тот узнает о истинных мотивах и убивает колдуна.

"Темная Башня" раскрывает немного истории о Флэгг, заявляя, что он родился на менее 1500 лет назад в Дэлейне, Истардском Баронстве, как Уолтер Падик. В возрасте 13 лет, Уолтер начал бродяжничать и был изнасилован странником в своих приключениях (Бев Винсент в книге «На пути к Темной Башне» предполагает, что все действия Флэгга против Дэлейна в романе «Глаза Дракона» были местью за обиду в детском возрасте). Не поддаваясь искушению вернуться домой, Падик шел навстречу своей судьбе и обучился различным формам магии, тем самым достигнув своего рода квази-бессмертия. После столетия хаосов, Флэгг привлекает внимание, и становится эмиссаром, Алого Короля.

Обновлено: 4 июля 2023 г., 18:16

Комментарии


Почему нет комментариев?
Великолепная, очень дотошная статья о РФ. Полезно для всех, кто интересуется миром Кинга. Прочитала с интересом. Для себя поняла, чтобы завершить серию " Темная Башня" можно не ограничиваться "Противостоянием", где РФ появляется впервые, но и добавить "Глаза дракона" и "Сердца в Атлантиде".


Один из моих любимых отрицательных персонажей. Только сейчас допер, а не имел ли ввиду С.Кинг в качестве Ренделла Флегга, воплощения зла, нашу страну РФ (Рашн Федерейшн). Испокон веков в литературе зло идет с востока...


"...Данный персонаж впервые встречается в романе «Противостояние» в роли демонической фигуры, уничтожающий остатки населения после чумы..."

Почему после чумы? В романе же грипп был...