Великий Бог Ом

Om, Great God Om
О персонаже

Центральная фигура религии омнианство, которую исповедуют, в основном, в Омнии. Его главный храм располагается в Коме — городе-крепости, столице государства. Верующие в Ома называются омнианами.
Первоначально имел вид гиганского быка. Позже он стал простой черепахой. Но после возвращения в божественный статус смог принять форму золотого человека.

Ранее омнианство было крайне нетолерантной религией, в основном не из-за нетерпимости Ома, а из-за его безразличия. Пытки еретиков, показательные казни были вполне обыденным делом.
Проведя некоторое время в теле черепахи («Мелкие боги»), Ом изменил свои взгляды и с помощью Бруты сделал омнианство одной из самых терпимых религий Плоского Мира, хотя омниане до сих пор уверены, что Ом — единственный истинный бог, или, как минимум, единственный бог, которому стоит поклоняться. Сейчас Ом предпочитает не вмешиваться напрямую в дела своих почитателей и предпочитает, чтобы они сами создавали свои этику и богословие, основываясь на вере в его существование и на его последних заповедях, превративших прежние символы веры в миролюбивые и добродетельные основы религии. Современное омнианство говорит, что превосходство Ома над другими богами заключается не столько в силовых методах, сколько в обилии новых мыслей и идей. Церковь широко пользуется евангелическими методами, и её последователи ходят по домам и обращают неверующих в свою веру. Так омнианство становится всё популярнее, потому что верить в бога, который в принципе ничего и не делает, довольно удобно. И благодаря тому, что Брута допустил существование различных точек зрения на одну проблему, каждые две недели в церкви происходит раскол.

Коммaндер анк-морпоркской стражи Сэмюэль Ваймс называет Ома «очень популярным» богом, отчасти из-за того, что тот не требует мерзких обрядов, каких-то особых одежд и дает верующим относительную свободу действий.

Омнианство в целом — пратчеттовская пародия на христианство.

История

До начала книги Ом, желавший воплотиться в быка или другое священное животное, вдруг оказывается в теле черепахи и забывает о своей божественной сущности. Случайно оказавшись рядом с юношей по имени Брута, Ом вспоминает о своей сути и обращается к нему. Оказывается, что Ом потерял всю свою силу, так как верит в него — по-настоящему — только один человек, Брута. Бог Ом оказывается не всемогущим, не всеведущим, и даже не самым сильным богом (даже в период расцвета). Он понятия не имеет о заветах пророков и прочих фундаментальных для омнианства вещах, и, в общем-то, благожелательно-равнодушен к людям. Циничный, эгоистичный, но достаточно разумный и не без юмора, Ом остаётся с Брутой, и под его воздействием начинает меняться, так как бога формируют те, кто верит в него.
Ом искренне привязывается к Бруте, хотя немалая доля этой привязанности основана на страхе потерять свою личность, если Брута умрёт или разуверится в Оме. Ома поджидает и опасность умереть физически. Когда Бруту казнят за ересь, Ом жертвует своим физическим существованием, чтобы спасти его, а так как он обставил это довольно театрально, он, под притоком веры присутствующих, получает могущество. В облике огромной золотой человекообразной фигуры (ранее не-животный облик был Ому недоступен), он освобождает Бруту, и тот официально провозглашается Восьмым Пророком. В принципе, Брута как источник веры Ому уже не нужен, но, сформированный личностью Бруты, перерожденый Ом уже не таков, как был раньше — понятие любви, этики и милосердия ему уже не чуждо.

Ом, насильно заставив богов других религий остановить вторжение в Омнию объединённого войска стран, которым Омния ранее угрожала, уходит. Брута же меняет основные постулаты омнианства.

Обновлено: 2 августа 2017 г., 06:10