Пенелопа

Πηνελόπη
Другие имена: Penelope Раса: Человек Национальность: Гречанка Место жительства: Итака
Кураторы С этим персонажем можно встретить Ссылки

Википедия

О персонаже

Пенелопа - персонаж греческой мифологии, супруга царя Итаки Одиссея и мать Телемаха, один из центральных образов поэмы Гомера «Одиссея». Пенелопа принадлежала, по разным данным, к спартанскому или мессенскому царскому роду.

В «Одиссее» Пенелопа — очень умная женщина, любящая своего супруга даже во время долгой разлуки, пример супружеской верности. Созданный Гомером образ имел определяющее значение для последующих времён, хотя некоторые позднеантичные авторы писали, будто жена изменяла Одиссею с одним женихом или со всеми сразу (в результате, по их данным, родился бог Пан).

Пенелопа стала действующим лицом эпических сказаний, имевших широкое хождение в архаической Греции. В «Илиаде» Гомера она даже не упоминается, но зато в «Одиссее» является одним из центральных персонажей (особенно в заключительной части этой поэмы). Автор изобразил её как верную жену, преданную своему мужу и не уступающую женихам, хотя ей это грозит потерей всего имущества. Пенелопа схожа «светлым лицом с золотой Афродитой», «в разных рукодельях искусна», хитроумна и способна на коварные поступки; один из женихов, Антиной, утверждает, что царица играет с претендентами на её руку, каждому из них подавая надежду, но при этом замышляя недоброе.

История

По мужской линии Пенелопа принадлежала, по разным данным, к спартанскому или мессенскому царскому роду. Её отец Икарий был сыном или внуком Периера, которого одни античные авторы называют прямым потомком Лакедемона (сына Зевса и первого царя Спарты), другие — сыном Эола, призванным к себе на царство мессенцами. В числе братьев Икария источники называют Тиндарея, Афарея, Левкиппа, а в одной из версий ещё и Гиппокоонта; соответственно Елена Прекрасная приходилась Пенелопе двоюродной сестрой, Диоскуры и Афаретиды — двоюродными братьями. Через свою бабку Горгофону Пенелопа принадлежала к потомству Персея.

Достигнув брачного возраста, Пенелопа стала женой Одиссея — молодого царя Итаки, Кефаллении и Закинфа. Его владения находились неподалёку от Акарнании, где правили Икарий с сыновьями. Впрочем, большинство античных авторов связывают брак Одиссея и Пенелопы со Спартой. Герои со всей Эллады собрались там, чтобы претендовать на руку Елены, дочери Тиндарея, и последний оказался в сложной ситуации: выбрав зятя, он рисковал сделать своими врагами остальных женихов. Одиссей пообещал ему найти выход в обмен на помощь в сватовстве к Пенелопе. В итоге он получил Пенелопу, Елена стала женой Менелая, а других женихов по совету Одиссея Тиндарей обязал поклясться, что они «дружно выступят на помощь, если избранный жених подвергнется опасности в связи с предстоящей свадьбой».

Ферекид изложил альтернативную версию. По данным этого писателя, Пенелопа превосходила остальных гречанок красотой и умом, а потому, когда она вошла в брачный возраст, появилось множество претендентов на её руку. Икарий устроил для них состязания в беге, и победителем стал Одиссей. Тесть, не желая расставаться с дочерью, долго упрашивал Одиссея остаться жить в Спарте; получив отказ, он начал умолять Пенелопу остаться с ним. Даже когда новобрачные отправились в путь, Икарий долго шёл за их колесницей, продолжая упрашивать дочь. В конце концов Одиссею пришлось потребовать от жены сделать окончательный выбор: или он, или отец. Та ничего не ответила и только закрыла своё лицо покрывалом, после чего супруги продолжили свой путь.

На Итаке Пенелопа родила сына, получившего имя Телемах. Вскоре Одиссею пришлось отправиться в поход на Трою, чтобы вернуть похищенную Парисом Елену. Пытаясь избежать этого, он с ведома Пенелопы притворился безумным, но приехавшие за ним Менелай, Агамемнон и Паламед изобличили Одиссея в притворстве. По одной из версий мифа, Паламед оторвал маленького Телемаха от груди Пенелопы и занёс над ним меч; отец ребёнка был вынужден признать, что он в здравом уме, и начать подготовку к походу. Перед отъездом Одиссей велел жене, если он не вернётся, снова выйти замуж, когда Телемах станет взрослым.

После взятия Трои Одиссей не вернулся домой, и много лет о нём не было никаких вестей. Все начали думать, что он погиб во время морского плавания, как многие другие герои. В глазах аристократов Итаки и соседних островов Пенелопа стала вдовой и завидной невестой; вместе с её рукой можно было получить имущество Одиссея и царскую власть, поскольку Телемах был ещё подростком, а Лаэрт — стариком, отошедшим от дел. Отец и братья Пенелопы советовали ей найти нового супруга, настаивая на кандидатуре Евримаха. Однако она верила, что Одиссей жив и когда-нибудь вернётся домой, а потому отвергала все предложения. Постепенно женихов становилось всё больше (в самом обширном списке их сто тридцать шесть), а их настойчивость росла. С определённого момента они жили в одиссеевой усадьбе, постоянно пировали, закалывая для этого царских свиней и овец, и требовали от царицы, чтобы она выбрала одного из них себе в мужья. Пенелопе пришлось пойти на уловку: она пообещала, что назовёт своего избранника, но только после того, как соткёт погребальный саван для престарелого свёкра.

Наконец, после двадцати лет отсутствия Одиссей вернулся на Итаку. Он приплыл один (все его спутники погибли в пути), и Афина на время превратила его в старика, чтобы никто не узнал героя до нужного момента. Одиссей открылся свинопасу Евмею, а потом и Телемаху, но уговорил сына ничего не рассказывать матери. На следующий день он пришёл в царский дворец. Там он встретился с Пенелопой, представился ей критянином и рассказал, будто встречал её мужа в Эпире и что тот скоро вернётся домой. Пенелопа не поверила в близость встречи, но всё-таки приказала старой служанке Эвриклее омыть ноги гостю и устроить его на ночлег. Во время мытья ног Эвриклея узнала Одиссея по старому шраму; он и ей приказал молчать.

На следующий день по совету Афины Пенелопа объявила женихам, что готова выйти за одного из них — но только за того, кто согнёт одиссеев лук и чья стрела пройдёт через двенадцать колец. Тут же началось состязание. Ни один из женихов не смог натянуть тетиву; тогда лук взял в руки Одиссей. Пока Пенелопа находилась в своих покоях, её муж, сын и несколько верных слуг перебили всех гостей, а потом повесили во дворе двенадцать служанок, «поведеньем развратных» и «невежливых против царицы». Только после этого Одиссей открылся жене. Она не сразу поверила и подвергла мужа испытанию: только услышав подробный рассказ о том, как Одиссей когда-то изготовил брачное ложе в стволе маслины, Пенелопа признала в нём вернувшегося супруга.

Возвращение Одиссея не стало началом счастливой совместной жизни супругов. Родственники убитых женихов потребовали справедливости, и царю пришлось, в соответствии с решением третейского судьи, уйти в изгнание на десять лет. Пенелопа осталась на Итаке, которой теперь правил Телемах. Впрочем, античные авторы сообщают, что она успела родить мужу ещё двух сыновей — Полипорта и Аркесилая. Было получено предсказание о том, что Одиссею суждено погибнуть от руки собственного сына; поэтому Телемах тоже ушёл в изгнание, а власть перешла к Полипорту. Спустя десять лет супруги, наконец, снова встретились.

К этому периоду жизни Пенелопы относится эпизод с Эвриалом, сыном Одиссея от эпирской царевны Эвиппы, зачатым в изгнании. Этот герой отправился на поиски отца и прибыл на Итаку, когда Одиссея не было дома. Пенелопа поняла, кто это такой. Из ревности к Эвиппе она решила погубить Эвриала и сказала вернувшемуся мужу, будто чужестранец подослан, чтобы умертвить его. Тогда Одиссей убил Эвриала.

Муж Пенелопы, согласно одной из киклических поэм, погиб от руки ещё одного своего сына — Телегона, рождённого Киркой. Телегон высадился на Итаке, думая, что это Керкира, и не узнал отца в бою. После того, как он отбыл изгнание, Пенелопа стала его женой. Кирка даровала супругам бессмертие и перенесла их на Острова блаженных. На этом мифологическая биография Пенелопы заканчивается.

Обновлено: 9 декабря 2022 г., 17:44