Мадам Грицацуева

О персонаже

Мадам Грицацуева — один из второстепенных персонажей романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Образ Грицацуевой стал нарицательным, а фраза Бендера о ней: «Знойная женщина — мечта поэта» — крылатой.

Образ мадам Грицацуевой, на которой Остап женился ради обретения очередного стула, иронично перекликается с персонажами не только литературных, но и музыкальных произведений.
О прошлом мадам Грицацуевой почти ничего неизвестно. Мадам Грицацуева — вдова инвалида Империалистической войны товарища Грицацуева. Остап Бендер женился на мадам Грицацуевой потому что у Грицацуевой был нужный Бендеру стул. Жила в Старгороде на ул. Плеханова, 15.
Впервые вдова-нэпманша, пребывающая в поисках нового мужа, появляется в главе «Слесарь, попугай и гадалка»; и внешне, и своим стремлением обрести семейное счастье с помощью ворожбы и хиромантии она напоминает Софью Ивановну — героиню рассказа Алексея Толстого «Сожитель». В то же время выражения, используемые соавторами при описании процесса гадания («…а на сердце у неё лежал трефовый король, с которым дружила бубновая дама»), близки репликам, произносимым Агафьей Тихоновной в гоголевской «Женитьбе»: «Интересуется какой-то бубновый король, слёзы, любовное письмо».
Бендер легко покоряет сердце «провинциальной Маргариты на выданье». Характеристика, которую он даёт своей будущей жене сразу после знакомства («Знойная женщина — мечта поэта»), имеет отсылку к романсу Александра Алябьева «Нищая», содержащему строки «Она была мечтой поэта, / И слава ей венок плела». Пылкое признание Грицацуевой «Ох! Истомилась душенька!», произнесённое после исчезновения великого комбинатора, соотносится с другим музыкальным произведением — арией Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама»: «Ах, истомилась я горем».

История

Прототипом мадам Грицацуевой была тучная женщина, на которой женился прототип Остапа Бендера — Осип Беньяминович Шор. Эта женщина держала лавку и женитьба на ней была выгодна Осипу Шору в голодные времена.
Фамилия Грицацуева авторами выбрана «говорящей», что относится к именам-характеристикам и использовано для достижения комизма.
Лидия Яновская сравнивает образ Грицацуевой с образом Коробочки из повести «Похождения Чичикова» Михаила Булгакова.
В описании жилища Грицацуевой во время сцены свадьбы с Бендером использована аллюзия на стихотворение А. С. Пушкина «Чертог сиял…», включаемое в «Египетские ночи» (Одесский, Фельдман).

Обновлено: 9 февраля 2016 г., 18:12