Анна Сергеевна Одинцова

О персонаже

Анна Сергеевна Одинцова — персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Богатая вдова, аристократка, княжна. Первая и последняя, безответная любовь главного героя романа нигилиста Евгения Базарова, до знакомства с ней отрицавшего любовь.

Внешность.
28 летняя женщина. Очень мила. Высокая, стройная, с достоинством осанки, плечи — покатые. Глаза — светлые. Волосы — блестящие, гладко зачесанные за уши, придающие девическое выражение ее лицу. Лицо милое, важное и умное; нос немного толст («как почти у всех русских»).

Выражение Базарова об Одинцовой в тексте романа — «эдакое богатое тело», по словам литературоведа Г. Н. Яковлева сразу же после выхода романа в 1862 году «вызвало журнальную драку» между журналами «Русский вестник» и «Библиотека для чтения»:

Обворожительная красавица, царица. Но неужели она могла привлечь Базарова только внешностью? Отрицательный ответ, казалось бы, ясен. Однако, видимо, не всем. Порой литераторы затевали забавную перепалку. В спор о плечах и теле Одинцовой вмешался Писарев, обративший внимание, один из немногих в ту пору, на другие стороны натуры этой одарённой женщины. Что Одинцова — не раскрашенная кукла, не модель и не пустышка, ясно с первых строк: «какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица».
В то же время Тургенев далек от того, чтобы наделить свою героиню чертами ослепительной красоты или безукоризненного совершенства; о красоте он даже вовсе не говорит.

Её сила не в красоте, а в какой-то естественной прелести.
— литературовед Г. А. Бялый



Характер

В самом деле, Одинцова сразу производит впечатление достоинства и незаурядности. Ее портрет составлен из штрихов и деталей, которые должны были импонировать именно такому человеку, как Базаров. Аркадий все время ощущает ее душевное превосходство, и это вызывает у него в душе какое-то «изящное смирение».

«Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица», по иным замечаниям её видно, что «эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое».

— литературовед Г. А. Бялый

Анна Cepгeeвнa Одинцова стоит особняком в галерее женских образов Тургеневa, отмечено, что эта тургеневская героиня не относится к типу «тургеневской девушки».

Как указано в романе — характер у неё был свободный и довольно решительный. Одинцова, по мнению губернских остряков, «прошла через огонь, воду и медные трубы».

В свои 28 лет она считает, что уже прожила долгую и несчастную жизнь, однако, говорит, что «воспоминаний много, а вспоминать нечего».

Очень любит музыку, но сама не играет. Из домашних животных — красивая борзая собака (которую держит её младшая сестра).

В Петербурге получила блестящее образование, уже в деревне «прочла несколько хороших книг», но перед сном любит почитать пару страниц «глупого французского романа».

Отношения с мужчинами
Никогда не любила и ей кажется, что она полюбить не может.

Хотя в губернском городе о ней ползут разные слухи, но автор указывает что она очень нравственна.

За покойного мужа вышла по расчёту, «хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека», при этом она его едва выносила и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами.

В романе указывается, что за границей она как-то раз встретила молодого красивого шведа с рыцарским выражением лица и честными голубыми глазами, который «оставил ей довольно глубокое впечатление», но эта встреча, однако, не помешала ей заскучать за границей и вернуться в Россию.

История

Литературоведы прототипами собирательного образа героини называли различных женщин из окружения писателя.

Полину Виардо «основным (хотя не единственным) прототипом образа Одинцовой» называет литературовед С. М. Аюпов.

Марию Александрову Маркович в качестве одного из прототипов называл Б. Б. Лобач-Жученко, обращий внимание, что в период написания романа — летом 1860 года Тургенев познакомился с ней, и как ей самой писал 13 августа А. И. Герцен: «Тургенев очарован Вами», при этом сам Тургенев, говоря о М. А. Маркович пользовался почти теми же словами, что и в «формуляре» Одинцовой, а в их переписке заметны почти буквальное совпадение споров Базарова с Одинцовой.

Обновлено: 14 марта 2021 г., 12:53