Элинор Дэшвуд

Национальность: Англичанка Место жительства: Норлэнд-парк
Кураторы С этим персонажем можно встретить
О персонаже

Э́линор Дэ́швуд, в зам. Феррарс (англ. Elinor Dashwood) — вымышленный персонаж и одна из главных героинь романа Джейн Остин «Чувство и чувствительность».

В романе писательница анализирует диссонанс между разумом и чувствами. В этой дисгармонии старшая Элинор представляет собой сдержанную, практичную и чуткую молодую девушку, в отличие от средней сестры Марианны, олицетворяющей чувство. Существует предположение, что характер Элинор списан с любимой сестры Кассандры.

Элинор обладает живым умом и спокойной рассудительностью, что делает её советником в семейных делах. Зачастую её суждения оказываются более здравыми, нежели миссис Дэшвуд. Матушка искренне любит старшую дочь, хотя порой неосознанно более озабочена сентиментальной Марианной. Чувства и переживания Элинор столь же пылки и глубоки, как у средней сестры, однако она сдерживает их, ведь у общества того времени свои требования к порядочности и выказыванию чувств. Мисс Дэшвуд описана как девушка с очень нежным цветом лица, черты которого отличаются правильностью, и прелестной фигурой. Элинор более вежлива, чем Марианна, хотя в равной степени разделяет отвращение сестры к вульгарным и эгоистичным людям. Сердечная миссис Дженнингс является исключением.

После смерти главы семейства сёстры с матерью должны освободить своё имение Норлэнд-парк в гр. Суссекс и найти другое место жительства. Согласно закону поместье переходит сыну мистера Дэшвуда от первого брака мямле Джону, у которого уже есть роскошный дом. Мужчина женат на эгоистичной Фанни (в дев. Феррарс), та командует мужем по своему усмотрению. Хотя мистер Дэшвуд на смертном одре и вытребовал с сына обещание заботиться о сёстрах и мачехе, жадная Фанни втолковывает ему своё понимание «заботы» — якобы это не означает денежной помощи, а лишь поиск нового жилища, помощь при переезде и передача время от времени рыбы, дичи и прочих таких же подарков. Девушки остаются без приданого и шанса на хороший брак. Элинор влюбляется в Эдварда Феррарса, старшего брата Фанни, но её новый статус и недомолвки молодого человека не позволяют ей надеяться на союз с ним. После того как женщины переезжают в новый дом Бартон коттедж, что в гр. Девоншир (любезно предложенный дальним родственником сэром Джоном Миддлтоном), Элинор берёт на себя ответственность за счета семьи и пытается удостовериться, что они живут в пределах своих средств и не сорят деньгами.

Она сострадательна и внимательна к серьёзному полковнику Брэндону, так как понимает всю безнадёжность его страсти к Марианне.

Её спокойствие и невозмутимое поведение позволяют выносить миссис Дженнингс, дразнящую её таинственным поклонником на букву «Ф», а также держать себя в руках, зная о помолвке Люси Стил и любимого Эдварда. Элинор подавляет свои чувства и прилагает все усилия, чтобы убедить Люси, будто ничего не чувствует к Эдварду.

Мисс Дэшвуд следит за бурно развивающимися отношениями между Марианной и Джоном Уиллоуби, полагая, что сестра слишком открыто и беззаботно принимает знаки внимания, забывая об общественном порицании. Элинор предполагает, что Марианна тайно обручена с Уиллоуби, и потрясена, когда сестра признаётся в обратном.

История

Элинор обладательница на редкость многогранного характера. Дочь офицера, она провела все свое детство в атмосфере, балансирующей между полной свободой действий в отсутствие отца и крайней строгостью во все остальное время. Это сделало Элинор довольно тяжелым в общении человеком – ее натура, выстроенная на рассказах отца о воинской чести и гордости, крайне требовательна к людям, а некоторая ее саркастичность никогда не упустит возможности уколоть вас, сделай вы хоть один неверный ход. И несмотря на то, что воспитание чаще всего заставляет Элинор промолчать, ничто не способно лишить ее удовольствия посмеяться про себя, чем девушка обычно и развлекается.
Однако, это только одна сторона ее принципиальности. Нужно помнить, что никогда ни к кому Элинор не будет так строга и требовательна, как к себе. Честность, объективность и способность войти в положение любого, даже самого неприятного ей человека, нередко становятся причиной споров и пререканий между девушкой и ее матерью, всегда видевшей в дочери полною копию своего на редкость честолюбивого мужа. Действительно, иногда Элинор слишком спокойна и рассудительна там, где чуть более мягкая душа должна была бы вознегодовать или, напротив, умилиться. Конечно, это не мешает девушке быть чувствительной и даже немного впечатлительной. Можно даже сказать, это врожденное чувство справедливости обостряет некоторые качества, безусловно, присущие всем девушкам. Но свои восторги, как и свои печали, Элинор предпочитает держать в себе, дабы не делить ни с кем ни полноты ощущений, ни груза ответственности.

Элинор привлечет вас скорее своей статью, нежели миловидностью лица или правильностью черт. Она довольно высока для девушки своих лет, но это делает ее скорее сюрреалистичной, чем нескладной. Несмотря на то, что девушка сложена вполне пропорционально, она кажется очень худой и словно держащейся на невидимых веревочках. Очень тонкие запястья, очень длинные и невероятно подвижные пальцы, чуть островатые плечи и отчетливо видные ключицы и лопатки делают ее похожей на странное, скорее созданное человеком, чем рожденное им существо. Это тонкость и оттого легкость придают ее движениям одновременно и плавность, и отточенную выразительность. Так что жесты всегда выдают девушку с головой: неожиданная статичность показывает глубокую, ленивую задумчивость, а очаровывающая подвижность рук говорит о восторженности и стремительность мысли.
Лицо Элинор так же не лишено подвижности и выразительности. На нем часто вспыхивает всегда искренняя и радостная улыбка; брови хмурятся или взлетают вверх в самом саркастичном выражении; темно-карие, бархатистые глаза смотрят заинтриговано, колко или совершенно безразлично.
Волосы у Элинор тоже темные, взявшие общий русый тон от матери и легкий пепельный оттенок от отца. Густые и немного вьющиеся от вечной сырости, они никогда не ложатся в чересчур замысловатые прически, которых Элинор, к счастью, и не любит. В этом, как и в одежде и любых других мелочах, девушка предпочитает изысканную простоту и естественное обаяние.

Элинор родилась в Норленд-парке – поместье своего отца в Сассексе, но военная карьера графа Дэшвуда требовала от семьи частых переездов. Несмотря на то, что миссис Дэшвуд всеми силами сопротивлялась подобным перемещениям, ее муж оказался непреклонен, и обе «его дамы» везде сопровождали офицера. Таким образом, еще будучи ребенком, Элинор объездила чуть ли не весь юг и юго-восток Англии и даже пару раз выбиралась на север. Девочка никогда не воспринимала необходимость столь частых смен места жительства как какого-либо рода неприятность - напротив, это было для нее в порядке вещей. К тому же, как часто напоминал мистер Дэшвуд своей жене, новые знакомства и новые впечатления шли ребенку на пользу. Ни на минуту не оставлявшее ее общество бравых военных и их семей приучило Элинор всегда быть наготове и ценить редкие моменты одиночества. Девочка также почерпнула из этих поездок много, может, и не слишком полезных, но все же интересных знаний. Впрочем, в военном деле дальше теории отце ее никогда не пускал.
Однако ни одно удовольствие не длится вечно, и в возрасте четырнадцати лет Элинор обнаружила себя запертой в стенах Норленд-парка вместе с ликовавшей матерью и решившим взять передышку отцом. Стараниями первой передышка затянулась, в шестнадцать Элинор, отчаявшаяся выбраться из заточения и вернуться в привычное для нее веселое, живое общество, была представлена ко двору и вошла в совершенное иное, неестественно размеренное общество. Это, несомненно, добило бы Элинор, если бы не ее проклятое спокойствие – девушка не то чтобы смирилась, но приняла ситуацию как неизбежное пока зло. Пока.

Настоящим увлечением Элинор можно назвать разговоры. Причем в этом она скорее слушатель, а не рассказчик – девушка еще со времен полного историй детства обожает слушать рассказы, и не важно, были ли они выдуманы или действительно происходили. В воображении Элинор любая история становится реальной, и хороших рассказчиков девушка ценит куда больше, нежели настоящих героев.
Как любая девушка, Элинор под бдительным оком матери научилась и вышивать, и составлять букеты, и даже вполне сносно петь, но главной страстью и самой выдающейся ее способностью стало рисование. Элинор никогда не любила водянистой неясности красок, предпочитая им жесткость графита, бескомпромиссность угля или манерность пастели. В ее рисунках нередко присутствуют сцены из услышанных историй, поэтому не удивляйтесь, если девушка вдруг пропадет в середине вечера и вернется с черными пятнами на пальцах.
Привычки Элинор составляют чуть ли не целый культ. Неторопливость раннего утра, горячий чай в его промозглости и сероватой неуверенности. Утренние и вечерние прогулки, вечера в обществе родителей, а не коим образом ни книги или пяльцев – мама играет на пианино, или отец читает что-нибудь своим тихим, умиротворяющим голосом. У девушки есть тысячи их портретов, но это не мешает ей рисовать еще тысячи новых.

Этот персонаж есть в книгах Разум и чувства и гады морские (Джейн Остин, Бен Уинтерс) и Разум и чувства (Джоанна Троллоп)

Обновлено: 28 июля 2017 г., 00:11