Юрий Андреевич Живаго

Кураторы С этим персонажем можно встретить
О персонаже

Живаго Юрий Андреевич – главный герой романа Бориса Леонидовича Пастернака Доктор Живаго .

Юрий Живаго - интеллигент, врач, блестящий диагност, а также талантливый поэт, художественно одаренный, умный, но слабый и "начисто лишенный воли" человек. Вместе с тем именно этот слабый человек бросает вызов жестокой эпохе и заявляет свое право на внутреннюю свободу и независимость от нее. Фамилия героя произошла от выражения «Бога Живаго», обозначающего Иисуса Христа и имеющего смысл «исцеляющий все живущее».
Внешность Юрия Андреевича неброская: это высокий мужчина, "курносый" и "ничем не примечательный".
Он родился в очень богатой семье. Его отец "миллионер - промышленник", бросил жену и детей и завел вторую семью, которую тоже оставил, "просадил и развеял по ветру... миллионное состояние" , спился и погиб, выбросившись из поезда. После измены мужа у Марии Николаевны Живаго, и прежде часто болевшей, открывается чахотка.
Юрий Живаго появляется в романе десятилетним мальчиком в горький час похорон своей матери. У только что выросшего могильного холмика он кажется олицетворением одиночества и неприкаянности. Осиротев, Юра живет со своим дядей Николаем Николаевичем Веденяпиным, расстриженным по собственному прошению священником. Веденяпин становится духовным пастырем Юрия и оказывает на него очень большое влияние. Спустя некоторое время дядя привозит Юру из "приволжского захолустья" в Москву и помещает у родственников. Сначала мальчик живет у старика Остромысленского, а затем - в профессорском доме Громеко.
В 1911 году заканчивает медицинский университет. Пишет "оригинальные энергичные" стихи, увлекается искусством, Блоком.
На втором году первой мировой войны Юрий становится хирургом, прекрасным диагностом, интуиции которого поражаются даже опытные доктора...

Юрий Андреевич Живаго – это лирический герой Пастернака, который и в прозе остается лириком. Доктор Живаго – поэт, как и сам Пастернак, его стихи приложены к произведению. Это неслучайно. Стихи Живаго – это стихи Пастернака. И эти произведения написаны от одного лица – у стихов один автор и один общий лирический герой.
Примечательно, что между поэтической образностью языка автора и поэтической образностью речей и мыслей главного героя также нет различий. Автор и герой – это один и тот же человек, с одними и теми же думами, с тем же ходом рассуждений и отношением к миру. Живаго – выразитель сокровенного Пастернака. Образ Живаго – воплощение самого Бориса Леонидовича – становится чем-то большим, чем сам Борис Леонидович. Он развивает самого себя, творит из Юрия Андреевича Живаго представителя русской интеллигенции, не без колебаний и не без духовных потерь принявшего революцию. Живаго-Пастернак приемлет мир, каким бы он ни был жестоким в данный момент.
Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий. Он служит тем, к кому попадает, - однажды, в бою с белыми, он даже берет винтовку и против собственной воли стреляет в атакующих, восхищающих его своею безрассудной храбростью юношей.
Тоня, любящая Юрия Андреевича, угадывает в нем – лучше, чем кто-либо иной – это отсутствие воли. Но Живаго безволен далеко не во всех смыслах, а только в одном – в своем ощущении громадности совершающихся помимо его воли событий, в которых его носит и метет по всей земле.
Образ Юрия Живаго, которого как бы пронизывает собой вся окружающая природа, который реагирует на все глубоко и благодарно, чрезвычайно важен, ибо через него, через его отношения к окружающему, передается отношение к действительности самого автора.
В романе мы можем увидеть и что такое Россия для Живаго. Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание.
Роман пронизывает и организует скрещение и противоборство двух мотивов. В конце сюжета, казалось бы, торжествует смерть. Однако идея бессмертия природы и истории все-таки побеждает. И в тексте тоже. Недаром роман завершают строки о воскресении, возрождении к истинной жизни:

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Обновлено: 7 октября 2017 г., 20:38