Павел Афанасьевич Фамусов

О персонаже

Павел Афанасьевич Фамусов — один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума».

Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, дворянин средней руки. Служит управляющим в неназванном казенном месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью. Воспитанием дочери практически не занимался, удовольствовавшись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи. Дочь Софья так отзывается о родителе: «Брюзглив, неугомонен, скор».
Друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
Фамусов - типичный блюститель нравов прошлого века, где происхождение и капитал решали судьбы людей. Он боится смелых суждений и свободную молодежь, его мечта “забрать все книги да и сжечь”. Но не смотря на свои пуританские правила и строгость, Фамусова легко обмануть, что и делают все окружающие, он панически зависим от общественного мнения и своих барских слабостей.
Фамусов человек не злой. Именно благодаря его покровительству в доме оказывается Молчалин. Несмотря на то, что, как и подобает дворянину, он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Служба для Фамусова является не полезной деятельностью, не средством заработка и даже не службой отечеству — служба просто является непременным атрибутом дворянина.
Как и подобает московскому дворянину, большое внимание уделяет родственным связям. Дальними родственниками окружает себя и на службе, всячески продвигая их вне зависимости от их умения выполнять работу.
Фамусов — как и подобает представителю «века минувшего», убеждённый крепостник, готовый даже за незначительные прегрешения сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных. Фамусов — яростный ненавистник просвещения, считая что ученье и учёность несут смуту и безумие в его устоявшийся мир.
Павел Фамусов уже не молод, и несмотря на всю свою разумность, просто не успевает за происходящими в жизни переменами. Об этом свидетельствуют все его неудачные попытки разобраться в интригах и чувствах молодёжи: сначала его запутывает Софья своими загадочными снами, затем смущает и пугает речами Чацкий. Даже Молчалину не стоит трудов обвести Фамусова вокруг пальца. Павел Афанасьевич решительно ничего не может противопоставить тому новому, что олицетворяет собой Чацкий, кроме опыта предыдущих поколений, а именно этот опыт Чацкий и отвергает.

История

Как и для других персонажей комедии современники Грибоедова искали для Павла Фамусова реальный прототип, но, как и другие персонажи, Фамусов — собирательный образ. Для создания единственного образа, охватывающего все «средние» взгляды дворянского общества, Грибоедов даже убрал из комедии роль его жены, которая присутствовала в первоначальных замыслах. Именно Павел Фамусов (фамилия героя тоже говорящая: (лат. fama — молва, слух, общественное мнение) — олицетворение всего того общества, против которого выступает Чацкий. Фамусов не так ограничен, как Скалозуб, не так многоличен как Молчалин, не так одиозен, как гости на устроенном им вечере. Он обладает собственной точкой зрения на происходящие в обществе процессы и он последовательно стоит на её защите.

Обновлено: 9 мая 2017 г., 15:15