Дракула

Dracula
О персонаже

Граф Дра́кула (англ. Count Dracula) — вампир, заглавный персонаж и главный антагонист романа Брэма Стокера «Дракула» (1897). В качестве архетипического вампира Дракула появлялся во множестве произведений массовой культуры, даже не имеющих непосредственного отношения к роману Брэма Стокера.

Считается, что прообразом Дракулы послужила реальная историческая личность — Влад III Цепеш, также известный как Дракула, от рум. Drac — «чёрт», господарь средневекового княжества Валахия. Некоторые исследователи творчества Стокера считают, что вымышленного Дракулу не следует отождествлять с валашским правителем, хотя в самом романе есть оговорка о возможном тождестве, а в некоторых фильмах эта тонкость вовсе игнорируется.

В первых же главах романа автор дает довольно подробное описание внешности графа Дракулы: «У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица». [Стокер Б. «Дракула»] Некоторые исследователи предполагают, что лицо своего главного героя Стокер писал с Ференца Листа, который, будучи безумно талантливым дирижером, обладал характерной внешностью.

Помимо лица, Стокер подробно описывает и руки Дракулы, указывая, что «они были грубы, мясисты, с короткими толстыми пальцами». [Стокер Б. «Дракула»] Кроме того, ладони были покрыты волосами, что в то время считалось одним из отличительных признаков вампира.

Большое внимание автор уделяет также описанию сверхспособностей своего героя.

Первое, на что обращает внимание Стокер, это недюжинная сила вампира. В своем дневнике Джонатан Харкер – юрист, приехавший в Трансильванию с целью оформления покупки Дракулой жилья в Лондоне – описывая встречу с графом, отмечает: «его рука казалась стальными клещами, которыми при желании он мог раздавить мою ладонь». [Стокер Б. «Дракула»] О необыкновенной силе вампира говорит и другой герой, Ван Хельсинг: «He-мертвое» во многих отношениях очень сильно. Оно обладает силою двадцати людей». [Стокер Б. «Дракула»] И по ходу романа мы неоднократно сталкиваемся с проявлением этой силы. Так, например, Дракула с легкостью открывает ворота, ведущие в замок, которые впоследствии не смог открыть Джонатан Харкер, пытаясь сбежать из замка, хотя они не были закрыты на замок. С той же легкостью граф справляется с пятью мужчинами, устроившими засаду с целью убить его.

Так же Дракула обладает и необыкновенной ловкостью, проявляющейся в умении передвигаться по вертикальным поверхностям с огромной скоростью. Первым героем, ставшим свидетелем этой способности, также явился Джонатан Харкер, заметивший спускающегося со стены замка Дракулу «….. мое любопытство перешло в ужас и страх, когда я увидел, что он начал ползти вдоль стены над ужасной пропастью, лицом вниз, причем его одежда развевалась вокруг него, как большие крылья. Я глазам своим не верил! ….Я ясно видел, как пальцы и ногти цеплялись за углы камней, штукатурка которых выветрилась от непогоды; пользуясь каждым выступом и малейшей неровностью. Граф, как ящерица, полз с невероятной быстротой вниз по стене».

Из дневника Харкера мы узнаем и о способности Дракулы управлять животными. Так, например, когда лондонский юрист ехал в замок Дракулы, граф отогнал окружавших их волков: «он протянул свои длинные руки, как бы отстраняя неосязаемое препятствие, и волки начали медленно отступать, но тут большое облако заволокло лик луны, и мы опять очутились во мраке». [Стокер Б. «Дракула»] И наоборот, когда Джонатан решил уйти из замка, Дракула созвал волков к воротам.

Но Дракула способен не только управлять животными, но и превращаться в них. В Лондон он прибывает в виде собаки, а к героине Люси Вестенра, подруге жены Джонатана Харкера, он является в виде летучей мыши.

Кроме того, Дракула может повелевать стихией: бурей, громом, туманом. Может даже сам превращаться в туман. Каждый раз, когда граф пытается скрыться или что-то скрыть от лишних глаз, на небе появляются тучи или вокруг образовывается густой туман. Так было, когда жена Джонатана Харкера искала исчезнувшую из дома подругу. Направляясь к месту, где они обычно сидели вдвоем, Мина Харкер увидела знакомую белую фигуру, но «тут новое облако погрузило все во мрак» и все, что ей удалось различить, это темную фигуру, нависшую над подругой.

Наиболее ярко способность Дракулы управлять стихией и превращаться в туман проявляется в эпизоде, когда граф оказывается застигнутым в спальне Мины Харкер: «Он пятился все дальше и дальше, когда мы, подняв наши распятия, стали наступать на него. Луна внезапно скрылась, так как черная туча повисла на небе; и когда вспыхнул газ, зажженный Квинси, мы увидели лишь едкий пар. И мы наблюдали, как этот пар тянулся над дверью, которая от силы размаха, с которым мы ее открыли, снова захлопнулась». [Стокер Б. «Дракула»]

Во-первых, он не отражается в зеркале. Эта способность сразу выдает в человеке вампира, поэтому в замке Дракулы Джонатан Харкер не обнаружил ни одного зеркала. И все же автору удалось продемонстрировать эту особенность вампира. Когда юрист брился, глядя в собственное зеркальце, Дракула встал у него за спиной, и его отражения не было в зеркале. Харкер описывает это так: «Поставив зеркало для бритья на окно, я начал бриться. Вдруг я почувствовал руку на своем плече и услышал голос графа. «С добрым утром», – сказал он. Я замер, так как меня изумило, что я не вижу его в зеркале, хотя видел в зеркале всю комнату. Остановившись внезапно, я слегка порезался, но не сразу обратил на это внимание. Ответив на приветствие, я опять повернулся к зеркалу, чтобы посмотреть, как я мог так ошибиться. На сей раз никакого сомнения не было: граф стоял почти вплотную ко мне, и я мог видеть его через плечо. Но его отражения в зеркале не было!» [Стокер Б. «Дракула»]

Во-вторых, вампир не отбрасывает тени, что мы узнаем опять же из наблюдений Джонатана.

В-третьих, солнечный свет делает вампира слабее. В дневное время суток вампир не отличается от обычного человека, поэтому Дракула предпочитал днем спать в ящике с землей. От этой земли, взятой со своей могилы, вампир заряжается энергией.

Отсюда следует еще одна особенность вампира – невозможность далеко удаляться от своей могилы. Но Дракула легко решает эту проблему – когда он переезжает в Лондон, то просто берет ящики с землей с собой.

О других слабых сторонах вампира мы узнаем только со слов Ван Хельсинга. Это, например, страх бегущей воды. По мнению доктора, вампир «может проходить через проточную воду только в час прилива или отлива». [Стокер Б. «Дракула»]

Кроме того, Ван Хельсинг говорит о том, что «есть предметы, обладающие свойством лишать его силы, как, например, чеснок; что же касается таких священных предметов, как мое распятие, которое объединяет нас в принятом нами решении, то для вампиров они не имеют никакого значения, хотя встретив или увидев их на своем пути, вампиры стараются поместиться подальше от них и относятся к ним с молчаливой почтительностью. (…) Ветка шиповника, положенная на гроб вампира, не дает ему выйти из него; освященная пуля, выпущенная в гроб, убивает его действительно насмерть». [Стокер Б. «Дракула»]

Убить вампира можно не только с помощью освященной пули. Так же можно проколоть ему сердце и отрезать голову. При этом последнее является обязательным, так как одного прокалывания, по мнению Ван Хельсинга, недостаточно.

Не обошлось в романе и без нововведений. Так, например, вампир Стокера впервые заставляет свою жертву пить вампирскую кровь. Мина Харкер, подвергшаяся подобному насилию, вспоминает об этом так: «Он распахнул рубашку и длинными ногтями вскрыл жилу на своей груди. Когда брызнула кровь, он крепко заткал обе мои руки в свою, другой схватил меня за шею и прижал мой рот к ране, так что я должна была задохнуться или проглотить немного…» [Стокер Б. «Дракула»] Свой поступок Дракула объясняет тем, что заставив Мину выпить его кровь, он тем самым сделал ее своей рабыней, и теперь она явится к нему по первому зову и будет выполнять все, что он ей прикажет.

Другое нововведение связано с происхождением Дракулы. Вампир до Стокера – это оживший покойник. Дракула же никогда не умирал.

Стокер не дает какой-то конкретной причины вампиризма Дракулы, но устами своих героев говорит, что Дракулу никто не кусал, и он получил это как часть Тайного Знания в некоей «шоломанче» (школе Соломона), где наставником был сам дьявол, который раз в сто лет «выбирает себе Ученика и сажает его на Дракона» [Стокер Б. «Дракула»].

История

Живет в замке в Карпатах, покупает дома в Лондоне через стряпчих Ренфилда (сошел с ума), а затем Джонатана Харкера, от руки которого в конце романа погибает по-настоящему.

Обновлено: 6 ноября 2018 г., 13:53