3 декабря 2016 г., 14:00
445
The Telegraph: Как сблизиться с ребёнком с помощью чтения
Автор: профессор Питер Фонаги (Peter Fonagy) [1]
Фото: Девочки наслаждаются чтением детских книг на солнце на литературном фестивале
Мы много говорили о сближении со своими детьми, но зачастую в довольно абстрактной манере.
Чем читать ещё одну проповедь новоиспечённым родителям об их обязанностях в отношении собственных маленьких детей в их первые годы жизни, может оказаться полезнее наметить те конкретные практики, которыми эти родители могли бы пользоваться, и которые могут помочь им и их деткам вместе строить крепкие отношения.
На самом деле то, что мы называем «сближением», есть непрерывный процесс взаимодействия. Неизбежны оплошности, неудачные моменты, трудные периоды — они есть у нас всех, — но красота этого процесса в том, что ошибки в нём исправимы, что это постоянно продолжающаяся совместная работа. На самом деле, именно работа над исправлением ошибок может оказаться наиболее важной для построения крепких отношений.
В отношениях между родителями и детьми долг родителя состоит, прежде всего, в удовлетворении двух основных потребностей ребёнка (после удовлетворения всех физических нужд): детям необходимо чувствовать себя в безопасности, когда им плохо, и им нужна поддержка в познании мира.
Когда родители удовлетворяют потребности в безопасности и познании, они делают кое-то ещё, более тонкое. Они фактически показывают своим детям, что интересуются тем, что дети думают, — и что они готовы поддержать мнение ребёнка и признать его.
Задолго до того, как ребёнок научается распознавать и понимать свои собственные мыслительные процессы (не говоря уже о том, чтобы принимать во внимание, что и другие люди тоже имеют свои собственные, полностью обособленные умы), родители общаются с малышом так, как если бы у него уже был обособленный, независимый ум.
Именно этот непрекращающийся процесс обучения через взаимодействие позволяет малышу развить способность осмыслять свой собственный ум и умы других людей – а это один из краеугольных камней психологического благополучия.
Существует множество способов такого рода взаимодействия родителей с детьми, но существуют определённые виды деятельности, этому способствующие. Существуют надёжные доказательства того, что обмен книг является эффективным способом построения такого рода поведения у родителей, которым оно, по каким-то причинам, трудно даётся (возможно, по причинам темперамента или потому, что они сами были так воспитаны).
Для любого плотно занятого человека немного совместного чтения в конце дня поможет создать то пространство, где встречаются умы родителя и ребёнка, и которое чрезвычайно важно для детского развития.
Мы принимаем способность сосредоточиться как само собой разумеющуюся. Однако маленьким детям приходится этому учиться, и они лучше справляются, когда их «тренирует» кто-то, кто для них важен.
Практика чтения с детьми ради удовольствия (т.е. читать книгу вместе, обсуждать её, рассматривать картинки) теперь имеет весомые научные доказательства: такое чтение может способствовать развитию языка и способности концентрировать внимание, а также имеет позитивные социальные и эмоциональные эффекты.
Недавние исследования среди населения бедного городка в Южной Африке выявили важные различия у 18-месячных детей, чьим родителям было оказано содействие и обучение чтению книжек вместе с детьми: они продемонстрировали значительный рост словарного запаса и улучшение понимания слов, а также лучше справились с задачами на концентрацию и удержание внимания. Они оказались способнее в демонстрации «просоциального» поведения, такого, как оказания помощи и выражения заботы о других.
Такие же открытия о положительных эффектах совестного чтения были обнаружены в других странах, и у более взрослых детей.
Особенно интересна недавняя работа о преимуществах чтения ради удовольствия. В Великобритании для детей младшего школьного возраста и их родителей чтение часто ассоциируется с оценкой, с уровнем сложности текста [2] и грамотностью: чтение находится под угрозой становления лишь продуктом оценки.
Мы забыли, что с тех пор, как человек обрёл способность говорить, взрослые рассказывают детям истории: они делали это как ради развлечения, конечно, так и для того, чтобы научить вещам куда более важным и тонким, чем содержит национальная учебная программа.
Такие организации, как BookTrust и её кампания «Время читать» [3] особенно хорошо понимают и обеспечивают эмоциональные и часто нематериальные выгоды от обмена книгами.
Хотя генеральный директор, Диана Джеральд, не является детским психологом, она и её организация явно основывают свою политику на последних исследованиях, поскольку признаёт, что «исследования на протяжении многих лет показывают, что важность чтения идёт намного дальше грамотности и академических достижений. Наслаждение от чтения и от совместно проведённого за книгой времени вместе с родителями и воспитателями имеет наибольшее положительное влияние на качество жизни».
Истории помогают объединить знания, они раскрывают идеи о сложном мире людей, в котором мы находимся: принципы морали, и то, как другие люди ощущают этот мир, способность увидеть разные точки зрения.
Вероятно, прекраснее всего для детей (у которых, стоит признать, не очень-то много возможностей, чтобы решать, что происходит в их жизнях) возможность создать мир, в котором они – действующие персонажи, определяющие свою судьбу, будь то Гарри Поттер, победивший сами-знаете-кого, или Матильда, борющаяся с Мисс Транчбол – архетипическим образом злой школьной директрисы.
Более прозаичная ценность чтения ради удовольствия демонстрируется тем фактом, что дети, которые делают это, значительно лучше учатся в школе – влияние этого фактора на школьную успеваемость даже сильнее влияния уровня образования родителей.
Дети, которым в пятилетнем возрасте регулярно читали родители, к 16 годам показали лучшие результаты в тестах на правописание, их словарный запас выше, и они лучше справляются с математическими тестами.
Чтение с вашим ребёнком может показаться очень трудной задачей к концу дня, особенно если вы уже читали ему эту книгу сотню раз, и она вам никогда не нравилась, но это время действительно стоит того – особенно если вы знакомите их с книгой, которая нравится вам обоим («Тигр, который пришел выпить чаю» была моей любимой).
Помните, с каждой минутой, что вы заинтересовываете их рассказыванием историй, вы улучшаете их способность фокусироваться на тех вещах в их жизни, которые важны по-настоящему.
[1] Профессор Питер Фонаги – генеральный директор Национального центра имени Анны Фрейд для детей и семей (Anna Freud National Centre for Children and Families).
[2] Системы оценки «удобочитаемости текста» используется для оценки лёгкости, с которой читатель его понимает. Он зависит как от содержания текста, так и способа его презентации. Эти системы используются как для ранжирования книг, так и для оценки навыков детей и взрослых.
[3] BookTrust – британская благотворительная компания, рассчитанная на детей от 0 до 16 лет. В её задачи входят популяризация чтения и бесплатное распространение книг. Программа «Время читать» (Time to read) призывает родителей читать хотя бы по 10 минут в день со своими детьми.
Извините, что-то не очень понятна фраза