14 октября 2016 г., 07:59

521

Почему мы пишем о ведьмах

49 понравилось 0 пока нет комментариев 7 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор: Сара Гейли (Sarah Gailey)

Могущество.

Ведьмы бывают разные – хорошие и плохие, Востока и Запада, Баба Яга и Сабрина. Они живут в башнях, или в школах-интернатах, или в замках, или в лесу. Они едят детей или мирно заваривают чай. Но у всех них есть кое-что общее – могущество.

Сила, благодаря которой можно покататься по морю в чайной чашке. Возможность прикрыть свое увядшее старческое обличье молодостью и красотой. Сила, способная заставить обезьян летать.

Когда мы в нашей истории пишем о ведьмах, на самом деле мы пишем о могуществе. Когда мы упоминаем ведьму, то имеем в виду собственные представления о женщинах, а также то, на что, как мы надеемся – и в то же время боимся, – способны женщины, получившие такое могущество. Персонажи-ведьмы представляют собой своеобразный шифр, помогающий нам понять нечто загадочное, восхитительное и зловещее – неограниченный потенциал женщины, который… реализовался.

Кое-кто из нас пишет о ведьмах, использующих собственные силы для решения мелких домашних задач – для лечения болезней, выпечки великолепного хлеба, подметания пола без метлы. Такие ведьмы ни на что не жалуются. Они всем довольны и не испытывают потребности в признании, известности и участии в борьбе за власть. Они прекрасно живут сами по себе в лесу или в деревне, заваривают чай из крапивы, готовят пасту для соседей или плавают вокруг внутри пузырей. У них нет семьи и собственных детей, но разве им одиноко? Никогда. У них есть кошки и вороны для компании и жители ближайших деревень для поддержки. Иногда к ним случайно забредает какая-нибудь потерявшаяся маленькая девочка, которую нужно воспитывать, и им этого вполне достаточно. Они не стремятся к богатству или финансовой независимости. Пока им хватает на то, чтобы поесть и развести теплый огонь, у которого можно было бы вытянуть ноги, они будут посвящать себя заботе о людях. Их магия направлена на других людей и, разве что очень редко, на создание сверкающего платья. Они довольны своей простой и работящей жизнью. Они скромны и сдержанны. В мире обычных людей из них получаются отличные матери, бабушки, крестные, домохозяйки и служанки. Это Хорошие Ведьмы.

картинка Count_in_Law


Еще есть Легкомысленные Ведьмы – те самые Сабрины и Луизы Миллер, модные подростки, что используют свое могущество, чтобы добиться определенного статуса, и нередко ненавидят то, что получилось у них в результате размахивания палочкой. Такие ведьмы узнают – возможно, не сразу, но мы-то понимаем, что точно узнают рано или поздно, – что их могущество способно приносить больше проблем, чем пользы. Они молоды и разочарованы. Зачастую им вообще хочется избавиться от своей силы, ведь по ней их воспринимают в первую очередь. Они становятся воплощением нашего восприятия девочек-подростков, и в конечном итоге мораль их истории сводится к тому, к чему постоянно подталкивает девочек-подростков наша культура: что бы ты ни делала, выиграть ты не можешь, и чем больше ты стараешься, тем дальше и больнее тебе будет падать. В конце концов, они обнаруживают, что единственным открытым правильным путем для них является путь Хорошей Ведьмы – материнство, доброта и покладистость. Они понимают, что должны принять этот путь, даже если тайно жаждут чего-то… совсем другого.

Наконец, есть ведьмы, которым никогда не хватает имеющихся у них могущества и власти. Единожды попробовав их на вкус, они начинают мучиться от голода и хотеть большего. Брак не приносит им счастья, а их работа их не удовлетворяет. Им никогда не хватает того, что они управляют силами вселенной. Такие ведьмы будут строить замки и башни и завистливо поглядывать в сторону человеческих владений. Они распускают волосы, позволяя им метаться на ветру, и возмущаются тем, что до сих пор не сидят на троне. А если вдруг они получат трон, то будут недовольны еще какой-нибудь ерундой вроде того, что где-то живет девушка красивее них. Они будут бороться за собственную независимость. У них не будет детей, а если и будет ребенок, то чужой, похищенный у настоящих родителей. Они всегда будут требовать больше, чем имеют, и не остановятся до тех пор, пока весь мир не угодит в их котел.

И это, конечно, Плохие Ведьмы. Это страшные ведьмы. Злодейки высшего порядка, которые в сказках часто служат предостережением. Что происходит с ведьмами, когда они используют собственную власть для личной выгоды? Да, им, конечно, доведется насладиться кратковременным пребыванием в образе поразительного и устрашающего деспота, но потом они падут – как правило, либо в костер, либо в пучину унижения.

картинка Count_in_Law


Ведьмы служат воплощением наших ожиданий и полностью им соответствуют. Истории говорят: вот перед вами женщина, наделенная особыми силами. Наконец-то! Всё, о чем вы тайком мечтали всю вашу жизнь! Могущество! Даже больше могущества, чем у любого из простых смертных. И теперь, когда у этой женщины есть такая сила, что же она будет с ней делать? Что будет с ней самой?

И развязка книги показывает, следует ли нам надеяться на лучшее или бояться. Хорошие Ведьмы – смиренные, кроткие, добрые, терпеливые, сочувствующие – непременно выживут. Их финал обнадеживает. Их образы никогда не используются в качестве аллегории нереализованного потенциала. Напротив, Хорошие Ведьмы представляются как образцы добродетели и надежды. У них есть сила, но они не используют её напоказ или для совершения масштабных и эффектных дел. И вот что еще успокаивает – такие ведьмы никогда себе не изменяют. Они напоминают нам лучших медсестер, нянь и воспитателей в нашей жизни, и нам было бы легко и просто обратиться к ним за помощью. Истории о них утверждают, что если бы женщинам довелось получить в свои руки неограниченную власть, то они, скорее всего, просто продолжили бы заниматься своим делом. Возможно, они бы просто заботились обо всех вокруг. Это не так уж и плохо. Так что не так уж страшно позволить им иметь эту власть, не так ли?

Плохие Ведьмы тем временем демонстрируют нам страшный исход. Они заставят вас просыпаться в холодном поту посреди ночи и застывать в постели. Если вы дадите им власть, они перестанут быть женщинами и превратятся в монстров. Они станут опасными и ненасытными, они используют свою силу так, как раньше сила применялась против них. Они жаждут мести. Они жаждут ответить тем же. Они жаждут крови. Они выходят за рамки своих привычных возможностей, и это ломает их. Они становятся тщеславными, холодными и властными. Они пытаются вести себя, подобно правителям, и в конце концов им просто приходится умереть. Они должны умереть, чтобы понести возмездие за то, что так сильно нас напугали – и в оправдание наших страхов.

Хорошенько запомните, о чем рассказывают нам эти истории.

Посмотрите на то, что происходит вокруг, и запомните.

Однако в последние годы мы видим и иной путь – Гермиона Грейнджер и Тиффани Болит знаменуют собой новое, неоднозначное поколение ведьм в современной культуре. Мы видим в них зародыш большой силы, амбиции и потенциал и ждем их падения, однако этого не происходит. Им позволено преуспевать и расти. Они меняются, они жадно исследуют окружающий мир и не теряют понимание того, что для них действительно важно, даже когда достигают новых вершин, даже когда они достигают вершин, о которых мы и не подозревали. Эти ведьмы – эти редкие, но великолепные ведьмы – так же, как и остальные ведьмы, показывают нам, что может произойти в случае, если женщины получат неограниченную власть. И они, в отличие от сотен других известных за время существования культуры ведьм, уникальны, потому что показывают нам по-настоящему обнадеживающую возможность – ведьма может использовать свое могущество в интересах развития и изменений к лучшему. Для борьбы за свободу, справедливость и личного роста.

Так рождается новый тип ведьм – тех, что используют свою силу не во имя Добра или Зла, а во имя Силы. И эти ведьмы побуждают нас вновь вернуться к вопросу, который мы всегда задавали себе по поводу ведьм: если дать им неограниченную власть, кем бы они стали?

Сара Гейли и сама имеет отношение к ведьмам. Её художественные произведения публиковались на «Mothership Zeta» и «Fireside Fiction». Нон-фикшн можно найти в «Mashable and Fantasy Literature Magazine». Здесь вы можете увидеть фотографии её щенка и новости о её работах. В «Твиттере» она обитает под ником @gaileyfrey. А в 2017 году Tor.com выпустит её дебютную повесть «Река зубов» (River of Teeth).

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Tor.com
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
49 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также