8 октября 2016 г., 13:56

815

Она не была птицей: рукопись «Джейн Эйр» впервые в Америке

45 понравилось 1 комментарий 10 добавить в избранное

o-o.jpegИзображение: Брэнуэлл Бронте — портрет его сестёр: Энн, Эмили и Шарлотты, около 1834 года (в центре он закрасил самого себя) / предоставлено для выставки в Библиотеке и Музее Моргана / Национальная портретная галерея, Лондон.
Автор статьи: Уильям Гримс

Платье – длиной до пола, голубое, с узором из белых лепестков, с маленькими пуговицами по корсажу и тугим воротником – маленькое, сшитое для женщины ростом 4 фута 9 дюймов (около 1,5 м). Его владелицей была Шарлотта Бронте, и её скромное дневное платье, которое по размеру могло бы подойти девочке 12-ти лет, было словно обёрточная бумага, скрывающая под собой огромный талант, бурлящую смесь честолюбия, страсти и литературного гения.

Как бесплотный дух, платье стоит у входа в «Шарлотта Бронте: Независимая воля». Выставка открылась в музее и библиотеке Моргана и продлится до 2 января. Приуроченная к двухсотлетнему юбилею со дня рождения Бронте, выставка предлагает небольшую, деликатно устроенную и на удивление обстоятельную экскурсию, посвящённую жизни и работе одной из наиболее любимых писательниц викторианской эпохи, ставшей объектом притяжения с момента опубликования романа Джейн Эйр под псевдонимом Каррер Белл в 1847 году.

Подзаголовком к выставке служит центральная глава романа, в которой героиня, глубоко влюблённая в мистера Рочестера, владельца дома, где она работает гувернанткой, отвергает его предложение жить с ним в качестве любовницы. Он просит её прекратить вырываться «как дикая птичка». И она отвечает: «Я не дикая птица, и никакие сети не удержат меня, я свободное человеческое существо, с независимой волей, которая теперь требует, чтобы я вас покинула».

Этот отрывок – один из тех, что в своё время невероятно удивлял читателей романа – можно прочесть в рукописи романа, впервые доступной для просмотра в США и открытой именно на этой странице. Кристин Нельсон, куратор музея, получила рукопись из Британской библиотеки и, в дополнение к этому, ей было позволено позаимствовать книги, рисунки и некоторые другие предметы из Национальной портретной галереи в Лондоне и из дома-музея сестёр Бронте в Хауорте (Йоркшир).

Выставка, в которой прослеживается хронологическое движение по кругу, начинается с установления местоположения. Почти всю свою жизнь Шарлотта жила в скромном доме в Хауорте, расположенном на краю дикого болота, к западу от промышленных городов Брэдфорда и Лидса.

картинка naya1996
Амбротип дома пастора в Хауорте, около 1850 года — дом-музей Бронте


В руках романистки Элизабет Гаскелл, чья невероятно популярная биография Жизнь Шарлотты Бронте , увидевшая свет в 1857 году, через два года после того, как сама Шарлотта умерла в возрасте 38 лет, деревушка, дом и его обитатели приобрели тот самый готический вид, в котором их обычно рисует общественное воображение. Высоко, на продуваемом всеми ветрами холме, укрытые темнотой и непрекращающимся дождём, жила-была семья творческих гениев с тремя маленькими Уэнди Аддамс – Шарлоттой, Эмили и Энн – вот, какое представление о них всё ещё держится в литературном мире.

Две сувенирные открытки, представленные в экспозиции, подтверждают общее впечатление: строгая фотография пасторского дома, с могильными надгробиями на переднем плане, и по-настоящему пугающий амбротип показывает нам почерневший, одиноко стоящий дом с устрашающе светящимися окнами. Он умоляет об изгнании из него нечистой силы.

картинка naya1996
Рукопись «Джейн Эйр» / предоставлена для выставки в Музее и Библиотеке Моргана


На самом же деле Хауорт был достаточно оживлённой деревушкой: 11 продуктовых магазинов и 6 пабов, один из которых располагался в нескольких шагах от пасторского дома. И три сестры, вместе со своим братом, Брэнуэллом, наслаждались жизнью в этом скромном жилище, даже несмотря на смерть своей матери и двух старших сестёр.

С малых лет рано повзрослевшие братья и сёстры покидали стены родного дома, погружаясь в мир Глэсс Тауна, Ангрии и Гондала – мир выдуманных ими самими земель, которые населяют аристократы, поэты и пылкие влюблённые. И сегодня романтизм дома в Хауорте, где Байрон и Скотт считались богами, по-прежнему силён.

картинка naya1996
Дневное платье Шарлотты Бронте, хлопок и шерсть. Грэм Хабер / предоставлено для выставки из дома-музея Бронте


На стенах, посвящённых «Воображению», разворачивается 2 глава выставочной истории Бронте, замечательная по своей форме и содержанию. У Шарлотты был практически микроскопический почерк, который, с появлением печатных шрифтов, придавал её публикациям вид завершённой книги или журнала. The Young Men’s Magazine – претенциозный журнал в стиле Blackwood’s, размером дюйм на два, содержал в себе оглавление, статьи и выдуманные рекламные объявления. К нему прилагались необходимые для чтения лупы.

Выпуск был небольшим, а вот амбиции – колоссальными. Шарлотта, отдавая дань предрассудкам, частенько представляла себя не кем иным, как деревенской серой мышкой, дочерью священника. Но это, в значительной мере, было позёрством.

картинка naya1996
Самая ранняя из дошедших до нас миниатюрная рукописная книга Шарлотты Бронте с акварельными зарисовками, около 1828 года – дом-музей Бронте


Мисс Нельсон придумала вести счёт доказательствам этого факта. Карандашный портрет Зенобии, маркизы Эллрингтонской – одного из персонажей выдуманного Гласс Тауна, нарисованный самой Шарлоттой в 1830 году, сопровождается резкими цитатами, воспроизведёнными на стенах выставки. Когда Зенобия, обладавшая огромным интеллектом, совсем как создательница «Джейн Эйр», попадает под критику кружка мужчин, Маркиз Дорский вскипает и встаёт на её защиту: «Разумеется, вас задевает, что представительница женского пола проявляет такие удивительные способности, перед которыми бледнеет бесполезный огонь современных мужчин».

Детский мир фантазий делает мрачный поворот на выставочной «стене плача». Когда сёстры приближаются к старшему подростковому возрасту, они начинают осознавать свои ограниченные перспективы в качестве дочерей скромного священника. Им предстояло найти работу, а для одиноких женщин их класса это означало лишь два варианта: стать либо учительницей, либо гувернанткой. Ни то, ни другое не подходило для их таланта и темперамента.

картинка naya1996
Часть портрета Шарлотты Бронте руки Джорджа Ричмонда, 1850 год – Национальная портретная галерея, Лондон


Самым печальным документом, представленным на выставке, является нарисованное сёстрами объявление о школе, которую они надеялись открыть: «Учреждение мисс Бронте для обучения ограниченного числа юных дам». И число обучавшихся там юных особ было действительно ограниченным: ноль.

Всего за несколько лет до этого Брэнуэлл, начинающий художник, создал групповой портрет, изобразив себя с тремя сёстрами. Этот портрет также стал важной точкой выставки. Это довольно странный визуальный документ. С одной стороны, Брануэлл изобразил собственный образ, выбелив себя и оставив своих сестёр, словно отделив себя от семьи. В каком-то смысле, именно так и случилось. Его жизнь, двигавшаяся по самоубийственной спирали алкогольной и опийной зависимости, оборвалась в возрасте 31 года. Туберкулёз забрал Эмили в возрасте 30, вскоре после того, как Грозовой перевал увидел свет, Энн умерла в 29.

картинка naya1996
«Рифмоплёт: драма лорда Чарльза Уэсли» – одна из миниатюрных рукописей / Библиотека и Музей Моргана


Более полувека портрет, сложенный вчетверо, хранился на верхней полке шкафа в доме Артура Белла Николлса – викария из Хауорта, за которого Шарлотта вышла замуж за 9 месяцев до своей смерти. Он был обнаружен второй женой Николлса в 1916 году. Сейчас он хранится в Национальной портретной галерее и, как и рукопись «Джейн Эйр» из Британской библиотеки, редко покидает своё место. «Было весьма непросто заполучить их на выставку, – говорит мисс Нельсон в интервью. – Это паломнические предметы. Люди приходят в национальную портретную галерею, в частности, за тем, чтобы увидеть конкретно этот портрет».

Грустно сказать, но Брэнуэллу не доставало таланта, и его изображение Шарлотты даёт совсем мало правды о том, как она на самом деле выглядела. Другой единственный известный нам её портрет – изящное изображение, нарисованное Джорджем Ричмондом, также арендованный из Национальной портретной галереи. Ричмонд был приглашён редактором Шарлотты, Джорджем Смитом, чтобы создать лестный образ писательницы, что и было сделано. Последующему поколению безуспешно пыталось найти изображение, чтобы сравнить его с живой литературной личностью.

После унизительного порабощения выставка ведёт нас по пути славы, ко времени, когда Шарлотта выступила в первом ряду викторианской литературы со своим романом «Джейн Эйр». За свою короткую жизнь она сумела создать ещё два романа: Городок и Шерли , которые вместе с её работой Учитель стоят на страже рукописи «Джейн Эйр».

Всё остальное уже является своеобразной историей. Восхищение превратилось в поклонение через несколько лет после смерти Шарлотты. Она умерла за 3 недели до своего 39-го дня рождения, будучи беременной своим первым ребёнком. Её огонь был во всём блеске описан в книге Гаскелл. Читатели биографии и романов писательницы стали посещать Хэуорт, желая своими глазами увидеть знаменитые болота и пасторский дом. Выставка включает в себя письмо 1858 года от Патрика Бронте, отца Шарлотты, с вырезанным кусочком одного из писем Шарлотты, в ответ на просьбу американского почитателя, который искал образец почерка писательницы.

Маленький ручеёк «паломников» — не более 200 человек в год в период 1860-х – превратился в огромный поток после того, как в 1895 году в нескольких комнатках над банком Йоркшир Пэнни открылся музей Бронте. Сегодня небольшой Хэуорт привлекает около миллиона посетителей в год, некоторые из них отправляются к дому-музею Бронте, открывшемуся в 1928 году, взамен первого музея, посвящённого писательницам.

И лихорадка всё ещё бушует. В музее с 1-го января проходит выставка «Шарлотта: великая и малая», а также выставка «Чествуя Шарлотту Бронте: 1816-1855», проходившая в Национальной портретной галерее. Драма «Прогуливаясь невидимкой» (To walk invisible) о сёстрах Бронте, спродюсированная Салли Уэйнрайт («Счастливая долина», «Последнее танго в Галифаксе»), выйдет на телеканале Би-би-си в этом году.

Как писал один из первых обозревателей: «"Джейн Эйр" – роман, который заставляет сердце биться, а пульс скакать галопом». То же самое можно сказать и о его авторе. И это самое неоспоримое доказательство.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

45 понравилось 10 добавить в избранное

Комментарии 1

Посмотреть бы вживую... ))

Читайте также