5 октября 2016 г., 09:08

867

Да, сочинительство – работа (даже если за нее мало платят)

56 понравилось 15 комментариев 5 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор: Линкольн Михел (Lincoln Michel)

Позиция, согласно которой писательский труд– хобби, позволяет использовать писателей

Писать трудно. Этим сложно заниматься, сложно продать то, что вы сочинили, сложно найти читателей для того, что удалось опубликовать, сложно обеспечивать себя, даже если вы найдете читателей. Впрочем, сочинительство – это работа. За это следует платить. Короче говоря, писательский труд – это работа.

Это может казаться само собой разумеющимся, но этот тезис необходимо повторить сейчас и повторять в будущем, потому что существуют те, кто хотел бы, чтобы вы думали иначе. Иногда это корпорации, которые хотят убедить вас в том, что вашу работу следует «продемонстрировать широкой общественности». Иногда – благопристойные авторы, которые пытаются «честно рассказать» о жизни писателя. В качестве примера возьмём отрывок из книги «Бумажник» Эстер Блум, из раздела, озаглавленного как «Вы не можете заработать сочинительством, потому что это не работа».

Кафка, Диккенс, Набоков – у них всех была работа. У писателей была работа! Роксана Гей, у которой хватит дел на нескольких людей, до сих пор ходит на работу. У писателей есть работа, потому что быть писателем – это не работа. Вы можете писать, если это доставляет вам удовольствие. Это то, за что вам могут заплатить, если вы хороши в этом. Но это не работа.

Блум продолжает, говоря о том, что сочинительство может быть частью работы, «скучным, не возбуждающим выстраиванием слов, благодаря которому можно оплатить счета: контент-маркетинг или, скажем, корпоративная коммуникация». Тут необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, есть немало людей, для которых писать – это работа. Кроме тех, кто занимается «скучной» письменной работой, есть ещё те, кто пишет для телевидения, сценаристы, газетные журналисты, даже романисты, которые творчеством зарабатывают себе на жизнь. Получить такую работу непросто, но она существует, и многие люди работают на таких работах. Исходя из этого, Блум не права с самого начала. Во-вторых, несколько нечестно утверждать, что такие известные писатели как Диккенс и Набоков ходили на обычную работу тогда, когда они уже были знамениты, а не до этого. Для этих авторов сочинительство не было любительским увлечением. Вокруг него выстраивалась вся их жизнь, и как только они заработали достаточно для того, чтоб заниматься только творчеством, они занимались только им. Что касается Кафки, то его почти не публиковали при жизни. Он умер молодым и, по большому счёту, никому не известным. Писать тяжело даже гениям.

То, что сочинять трудно, и то, что в этом деле много любителей, не означает, что это не работа. Непросто быть профессиональным атлетом или шеф-поваром, для многих людей спорт и приготовление пищи – хобби. Тем не менее, мы не станем делать вид, что у игрока NBA или шеф-повара нет работы.

Важнее то, что определенная занятость может быть работой даже тогда, когда вам платят за неё меньше, чем вам бы хотелось. Сегодня многие писатели преподают, работают редакторами или книжными журналистами, получая в то же время доход и от писательской деятельности. Многие счастливчики, которые могли бы жить на доход от творчества, работают полный или неполный рабочий день, чтоб заработать дополнительные деньги (поколение бэби-бумеров [1] уничтожило экономику, потому жить в современном мире чертовски непросто). Тем не менее, если вы получаете 50% своего дохода от преподавания, а 50% – занимаясь писательской деятельностью, то нельзя сказать, что одно или другое «не работа».

Даже если доход от сочинительства составляет лишь незначительную часть вашего дохода, оно всё еще может быть работой и должно ей считаться. По крайней мере, если то, что вы пишете, позволяет заработать другим – издателям, журналам, юридическим лицам – то вы тоже должны получать за это деньги.

Задача не в том, чтоб критиковать Блум. Существует реальная проблема, обусловленная идеей, согласно которой сочинительство и другие формы искусства – просто хобби или увлечения, и что творцы не должны ожидать того, что им заплатят. Это то, из-за чего творцов используют. Компании вцепились в идею о том, что искусство – это просто забава. Корпорациям нравится думать, что «демонстрировать широкой общественности» – всё, что они должны творцам. Сама идея, что сочинительство – не работа, делает его не работой.

Такое отношение действительно повлияло на то, что экономическая структура издательского дела пошатнулась. В качестве примера расскажу один подлый секретик из мира издательского бизнеса: обычно литературные журналы и издатели платят иллюстраторам больше, чем писателям. Это справедливо даже в том случае, если 99% людей покупает экземпляр какой-нибудь «Ежеквартальной разнообразной чуши» для того, чтоб прочитать, что там написано, перепечатанные фотографии или рисунки, вероятно, стоят больше, чем истории. Почему? Потому что художники и дизайнеры не отдают свои работы бесплатно! Издатели знают, что они должны платить больше, если хотят получить качественные иллюстрации, поэтому они платят больше.

На самом деле это справедливо также и для писателей. Как писатель я имею связи с профильными изданиями и теми, которые работают с разными жанрами. Я знаю многих писателей и редакторов, публиковался и там, и там. Журналы, имеющие дело с текстами определенного жанра, как правило, больше платят, если сравнивать издания одинакового объема. Почему? Потому что там идея о необходимости платить писателям имеет важное значение. Журналы делятся на профессиональные и полупрофессиональные в зависимости от того, сколько они платят своим авторам. Кроме того, членство в профессиональных организациях основывается на том, публиковались ли писатели в изданиях, которые платят своим авторам. Эта ситуация влияет на то, как работают подобные журналы.

Я не говорю, что вы никогда не должны работать бесплатно. Я многое отдал даром. Иногда демонстрация работы важна сама по себе, иногда денег просто нет. Если вы публикуете странные стихи на странице своего друга в Tumblr, то почти никто не будет это читать, и вам не следует ждать, что вам за них заплатят, потому что подобное делают не ради денег. Но если вы пишете, скажем, для крупного сайта, у которого много посетителей, то, безусловно, вы должны требовать, чтобы вам заплатили.

Ко всему сказанному следует добавить, что если мы относимся к сочинительству как к чему-то, что может быть только второстепенным хобби, то писателями будут только те, кто сможет позволить себе такое хобби.

Справедливости ради отмечу, что Блум отвечает на эссе Мерритт Тьерс, в котором последняя жалуется на то, что быстро оказалась без денег, несмотря на публикацию известного романа. До этого я встречался с ней, и мы опубликовали восторженный отзыв на её книгу на нашем сайте. Тьерс – отличный писатель-фантаст, но правда в том, что она выставляет себя наивным человеком, как отметила Блум и другие. Тьерс уволилась с работы до того, как была издана её книга, рассчитывая, что сможет жить на свой аванс и доход мужа. Спустя годы, так и не сумев опубликовать вторую книгу, она поняла, что не может жить на писательский доход, и устроилась на работу. Писать – это работа, следовательно, вы должны делать её, чтобы вам платили. Писатель не сможет прокормить себя, если не будет писать.

И, чтобы быть справедливым к Тьерс, добавлю, что многие люди не смогут содержать себя, пока занимаются творчеством. Большинству авторов требуется работа или подработка. Иногда эта работа тоже связана с текстами. Иногда это работа, близкая к литературной, например, преподавание, а иной раз это что-то, совершенно далёкое от сочинительства. Правда в том, что для мира литературы характерны наивные представления о деньгах, а диплом магистра в области изящных искусств не даёт писателям понимания того, насколько трудным может быть занятие литературным трудом.

Тьерс также отмечает, что ей бы хватало $40000 в год, чтобы писать книги, не отвлекаясь на другую работу. Эта сумма превышает средний доход жителя США, так что едва ли это можно считать благородной жертвой. Но есть золотая середина между идеалистическими представлениями о том, что все писатели должны иметь солидный доход, и циничной эксплуатацией, связанной с идеей, согласно которой вы никогда не заработаете сочинительством.

Неважно, сколько отвратительных романов публикуют ежегодно, люди продолжают платить – долларами или зрением – за возможность читать. Если то, что вы пишите, читают, то вы можете рассчитывать на то, что вам заплатят. Даже если этого недостаточно для того, чтобы содержать себя. Даже если этого недостаточно для того, чтобы оплатить счёт в баре, в котором вы оплакиваете свои мизерные доходы.

Сочинительство – это работа. Но только в том случае, если мы сами относимся к нему как к работе.

Примечания:
[1] – люди, рождённые после Второй мировой войны, в тот период, когда произошло временное увеличение рождаемости.

Источник: Electric Lit
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
56 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 15

Нда... в статье часто упоминается преподавательская деятельность, как возможность для писателя зарабатывать... Я преподаю в вузе, и зарплата моя такова, что без финансовой поддержки мужа я недолго протянула бы. Моя дочь как-то сказала по этому поводу: "получается, у вас может работать только тот, кто может это себе позволить". Значит ли это, что преподавание можно приравнять к писательству? И то и другое - практически не оплачивается, и тем и другим занимаются по призванию.

Bookvoeshka, Как человек, преподававший некоторое время в университете, я подписываюсь под каждым вашим словом.

Bookvoeshka, Плюс много. Я со степенью и званием в престижном вузе получаю меньше, чем моя одноклассница без высшего образования на кассе в супермаркете. К вопросу ценности образования... Но в статье-то западные реалии. У них профессура, конечно, тоже не шикует, но живёт вполне достойно.

Morra, У них - да, конечно. А вот наша профессура - практически богема! )))

"Насколько лучше играла бы Ермолова вечером , если бы днем стояла у станка " ))

Эта статья только еще больше склоняет к мнению, которое пытается опровергнуть: в споре Линкольна Мишеля с Эстер Блум я, скорее, на стороне Блум. "Сочинительство", во-первых, слишком широкий термин, и настаивать на том, что все оно должно считаться работой и быть оплачено — это желать невозможного. Возьмем такое высказывание Мишеля: "Если вы пишете, скажем, для крупного сайта, у которого много посетителей, то вы непременно должны требовать, чтобы вам заплатили" ("you should absolutely demand to be paid"). Мы с вами на Лайвлибе — это крупный сайт, больше ста тысяч посещений в день. Должны ли рецензенты — по крайней мере, здешние "профи", с сотнями прекрасных текстов — считать свой вклад в наполнение сайта работой и требовать оплаты? По Мишелю, безусловно, иначе они способствуют утверждению ситуации, когда писательский (в данном случае журналистский) труд эксплуатируется: сайт, наполненный авторскими работами, приносит доход своим владельцам, но никакой денежной выгоды самим авторам. Сюда — добровольно и бесплатно — пишут те, кто может себе это позволить в качестве стороннего хобби, занятия для души. И это в точности то, что и признает как реальный факт Блум. В случае людей, пишущих романы, было бы еще наивнее полагать, что все их писания непременно зачтутся как писательский труд и будут вознаграждены. Вот и сам Мишель пишет: "Most people can’t make a living writing fiction period. Most writers do need a second job or a day job". О чем тогда весь сыр-бор. Есть группа людей, зарабатывающая себе на жизнь профессиональным писательством, и есть куда больший круг людей, пишущих тексты в качестве хобби.

pintado, Думаю, никто бы не был против, если бы качественные рецензии оплачивались. Никто, кроме владельцев сайта.

OzTory, Это ведь общая ситуация для интернета: люди ведут блоги, постят замечательные рецензии на сайты вроде GoodReads, IMDb, и это всё только на чистом энтузиазме. Если Линкольн Мишель считает, что за весь этот народный писательский активизм нужно платить, потому что люди таким образом работают, а не развлекаются — ох, наверное, это хорошо было бы, но в маниловском смысле. Wishful thinking.

А у нас и еще более интересные ситуации встречаются. Не знаю, как в столичных, а во многих других вузах руководство требует от преподавателей писать статьи и публиковать их... за своей счет! Сочинительство, вообще-то, является частью работы вузовского преподавателя, и уже хотя бы на этом основании должно оплачиваться. Но уродливые российские реалии таковы, что человеку фактически приходится платить за право занимать свою должность! То есть, это вменяется сотруднику в обязанность: не только писать , но и самому договариваться о публикации в журнале, обязательно из списка престижных, входящих в зарубежные индексы научного цитирования, с высоким импакт-фактором. А публикация в них, как правило, стоит полторы-две зарплаты доцента. Так что у нас преподавание в вузе - это не только не работа и не просто хобби, это дорогостоящее хобби. Мы пока боремся за право хотя бы публиковать свои работы бесплатно - то есть, чтобы вуз платил журналам за наши публикации. А уж о том, чтобы нам платили... и мечтать не приходится, спасибо хоть аудиторные часы оплачивают.

И еще хочу поделиться некоторыми наблюдениями. Недавно довелось мне прочитать несколько статей и даже роман одного очень интересного автора на сайте samlib.ru. Насколько я знаю, для этого автора сочинительство - как раз хобби, и в бумажном виде он не публикуется. У него мощный интеллект и обширнейшая эрудиция, и его тексты отличает удивительная информационная насыщенность и богатый язык. Но вот читаю я его роман и понимаю: ни один издатель автору за это не заплатит. Потому что абсолютно некоммерческий продукт. Автор вываливает все, что знает, а знает он невероятно много, любит заумно пофилософовать на пяти-шести страницах, использует кучу непонятных слов... Такой прямо "пир духа". Но многие ли такое купят, а если и купят, дочитают ли хотя бы до второй страницы? Издатель романов платит ведь только тогда, когда видит, что произведение окупится. А такое кто осилит? Разве что несколько упертых интеллектуалов. Хотя труд, по-моему, колоссальный, это ж представить только, сколько времени у него ушло (там и объем солидный). Просто жаль, что такой труд не имеет шанса быть достойно оплаченным. Но таковы законы рынка. Так что если автор хочет оплаты, он будет писать так, чтобы его покупали.

Madeline_Hatter, Заинтриговали!!! Может, расскажете, что за автор?

А может быть, и чтение тоже в некотором роде работа?
Почему бы тогда автору не приплачивать мне за то, что я его читаю?
Ведь, откровенно говоря, 99.9% тех, кто пишет, -- не писатели, а графоманы. Это факт. На Прозе.ру опубликованы тонны текстов, и сайт этот очень посещаемый. И что? Всем им надо ещё и платить? Пусть скажут спасибо, что их тексты бесплатно занимают ресурсы серверов.

Современный подход к художественной литературе, я думаю, вполне справедлив. Джоан Роулинг постаралась и заработала с помощью Гарри Поттера много денег. А многочисленные авторы всяких Тань Гроттеров решили проехаться на её популярности и не заработали. Что здесь не так?

(Сказанное относится только к художественной литературе.)

Когда много читаешь , наступает время , когда хочется и самому попробовать написать. Многие великие литераторы и писатели были великими книгоглотателями и букофагами ( А.Конан Дойл, Г.Уэллс , В.Гаршин, Н.Лесков -биографии этих лиц изучал подробно и даже кое-что о них посчастливилось опубликовать ). Плачу за публикации своих статей , деля сумму на соавторов...Было время-писал литобзоры диссерт. и сами диссы ( когда платили ). При этом работы были неплагиатны на 88%... Зарабатывать можно всем - даже чтением- просто деньги мизерные за малый труд платят. Договариваться надо на берегу.

Читайте также