18 августа 2016 г., 15:09

3K

11 причин считать Агату Кристи не менее интересной, чем её персонажи

136 понравилось 41 комментарий 23 добавить в избранное

o-o.pngАвтор статьи: Стейси Конрадт (Stacy Conradt)
Фото: Getty Images

Она была объектом расследования МИ-5 и пропадала без вести на 11 дней. Агата Кристи вела жизнь не менее насыщенную, чем сюжеты её романов.

1. Она начала писать детективы после того, как её старшая сестра заявила, что она не сможет это сделать. Такие сюжеты были слишком сложными, и сестра думала, что Агата просто неспособна создать и распутать их.

2. Кристи любила выдумывать сюжеты, отмокая в огромной викторианской ванне и поедая яблоки. Она отказалась от этой привычки, когда качество доступных ей ванн ухудшилось. «Сейчас уже никто не строит подобных ванных комнат. Так что я, скорее, откажусь от этой практики».

3. По поводу того, как ей удается штамповать такое большое количество книг, Кристи однажды высказалась о себе, как о «сосисочной фабрике, идеальной машине по производству колбасных изделий». На протяжении многих лет её график был таким плотным, что она выпускала по две книги в год, включая ту, что всегда публиковалась накануне праздничного сезона и продавалась с пометкой «Кристи на Рождество».

4. Уже после своей смерти Кристи умудрилась помочь в раскрытии реального преступления. Младенец умирал от какой-то мучительной болезни, и никто не мог определить, что с ним происходит, до тех пор пока одна из медсестер не вспомнила роман Кристи под названием Вилла «Белый конь» , который она как раз читала. В нём одного из персонажей отравили таллием, и симптомы сильно напоминали те, что были у умирающего малыша. В последней отчаянной попытке выяснить, что с ним такое, медсестра провела исследование уровня таллия в организме пациента. Оказалось, что он в 10 раз превышает норму. После назначенного лечения девочка полностью выздоровела. Позже было установлено, что возле её дома регулярно использовались содержащие смертельное вещество пестициды.

5. А вот поворот, достойный сюжета её лучших романов – в 1926 году Кристи исчезла на целых 11 дней.

картинка Count_in_Law

Незадолго до этого умерла её мать, а она сама узнала, что муж ей нагло изменяет. 3 декабря 1926 года Агата поцеловала дочь на ночь, затем быстро села в свою машину и уехала. Брошенный автомобиль был найден в нескольких милях от её дома, но сама писательница бесследно исчезла. Полиция исследовала все близлежащие озера, 15 000 волонтеров прочесывали район, а телефон Арчи Кристи стали прослушивать. Многие уже считали, что Арчи ведет грязную игру, и очень удивились, когда Агата спустя полторы недели нашлась в целости и сохранности в отеле на английском спа-курорте Харрогейт. Загадки, однако, на этом не закончились. Кристи никогда так и не сказала, почему она исчезла, что привело к многочисленным спекуляциям на эту тему. Потеряла ли она память в результате автомобильной аварии? Был ли это рекламный трюк для раскрутки её следующей книги? А может, она хотела наказать мужа за измену путем обвинения его в убийстве? Правды мы не узнаем никогда. Стоит, однако, отметить, что в отеле Кристи зарегистрировалась под фамилией Нил – такое имя носила любовница её мужа.

6. До того как у Агаты и Арчи всё пошло наперекосяк, они стали одними из первых британцев, освоивших серфинг.

картинка Count_in_Law
Фото предоставлено Музеем британского серфинга (Museum of British Surfing/SWNS.com)

Будучи бодибордером, Агата с восторгом взялась за освоение нового вида спорта, когда в 1922 году побывала на Гавайях вместе с Арчи (бодиборд – доска длиной около 1 метра, предназначенная для катания в положении «лежа» на прибрежных волнах; это действие считается намного проще полноценного серфинга – прим. перев.). «Думаю, я стала профессионалом, или по крайней мере экспертом с европейской точки зрения, и достигла полного триумфа в тот день, когда сумела сохранить равновесие и добраться до самого берега, стоя на доске!» – писала она в своей автобиографии. Она также приходила в восхищение от «великолепного короткого купального костюма изумрудного цвета, который составлял радость моей жизни и в котором, как мне кажется, я выглядела на удивление хорошо!»

Научный сотрудник Музея британского серфинга утверждает, что единственным британцем, опередившим увлечение Кристи серфингом, был принц Эдвард.

7. Кроме 66 романов и 15 сборников рассказов, Кристи также написала шесть любовных романов под именем Мэри Вестмакотт. Это был не единственный её псевдоним: первоначально она отправляла свои произведения редакторам под именем «Моносиллеба» (Monosyllaba).

8. Одна из книг Кристи, написанная во время Второй мировой войны, оказалась настолько близкой к правде, что МИ-5 начало расследование (государственное ведомство британской контрразведки – прим. перев.). В романе Н или М? персонаж по имени майор Блетчли утверждает, что знает важные британские секретные данные военного времени. Так уж получилось, что хороший друг Кристи Дилли Нокс был известным дешифровщиком в Блетчли-Парке (в период Второй мировой войны там располагалось главное шифровальное подразделение Великобритании, позже получившее название Центр правительственной связи – прим. перев.), и сотрудники МИ-5 задались вопросом, не могли ли эти военные секреты, известные вымышленному персонажу, быть на самом деле реальными деталями, слитыми Ноксом. Сам Нокс отрицал, что говорил Кристи хоть что-то, но МИ-5 это не убедило. Если автор ничего не знала, то почему она дала своему герою такое специфическое имя, основанное на названии этого места? Ноксу поручили расспросить её, и ответ, кажется, удовлетворил МИ-5: «Блетчли? Дорогой мой, я застряла там, пока ехала на поезде из Оксфорда в Лондон, и решила отыграться, дав это имя одному из самых непривлекательных своих персонажей».

9. Созданный Кристи знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро стал единственным вымышленным персонажем, некролог которого был напечатан в «Нью-Йорк Таймс».

картинка Count_in_Law

10. Образ еще одной известной героини Кристи, старой девы по имени мисс Марпл, был основан, в частности, на её сводной бабушке и «нескольких её подружках-старушках, которых я во множестве встречала в деревне, когда жила там еще девочкой». Вы можете сами послушать, как она говорит об этом, и это, кстати, одна из немногих известных записей голоса Кристи. И он звучит именно так, как вы этого ожидаете.

11. Второй муж Кристи, Макс Маллоуэн, был известным британским археологом. Кристи любила сопровождать его на раскопках и работала его ассистентом – очищала объекты, соединяла глиняные черепки и помогала каталогизировать находки. Как-то раз она сказала Маллоуэну, что хотела бы увлечься археологией в более раннем возрасте – так она могла бы быть сейчас более подготовленной. Он ответил: «Неужели ты не понимаешь, что на данный момент ты знаешь о древней глиняной посуде больше, чем любая женщина в Англии?»

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Mental Floss
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

136 понравилось 23 добавить в избранное

Комментарии 41

Спасибо!

Очень интереснын факты

Какая удивительная женщина! Очень захотелось прочитать те книги, что я не читала (а их много). И хочу быть как она! =))

SunMoonStars, Разве что пропадать на 11 дней не стоит :)

11. Второй муж Кристи, Макс Маллоуэн, был известным британским археологом. Кристи любила сопровождать его на раскопках и работала его ассистентом

и написала отличную книгу о раскопках в Сирии "Расскажи мне, как живешь"

zalmasti, Интересное добавление к фактам :)
Спасибо!

Очень интересная статья, сразу видно, каким интересным и разносторонним человеком была Агата Кристи, особенно замечательно, что история, описанная в её произведении, помогла спасти ребёнка.

NelitaArven, Рада, что понравилось :)
Только с ребенком автор статьи немного утрировал - сначала назвал это "преступлением", а потом выяснилось, что малыш отравился из-за использовавшихся поблизости пестицидов. Впрочем, на замечательность самой Кристи это никак не влияет :)

5.1 Не правда. Она сказала, что потеряла память. Однако она сказала это после разговора с журналистом, который её нашёл. До того никаких признаков амнезии, по уверением персонала, она не подавала.
5.2 Любовница мужа была в схожем пансионе в часе езды от того, где поселилась Агата.
5.3 Да убить она её хотела, чо. После этого исчезновения романов 6-7 у Кристи касаются того, как хороший человек хочет кого-то убить, но потом останавливается, потому что "хороший человек". Об этом и "Занавес" (последнее дело Пуаро, написанное задолго до смерти писательницы). Не менее распространённый у неё сюжет - муж приводит в дом любовницу (полковник Кристи так и сделал), законную жену подозревают во всех преступлениях, совершённых в доме, но она не виновата и вообще простила мужу всё, что могла простить и вообще святая.

angelofmusic, История тёмная. Там даже что-то было странное с фамилией, которой она назвалась - чуть ли не фамилия той любовницы. Но учтите, что дама Агата была действительно в плохом психологическом состоянии - она разбирала вещи в доме после смерти матери, и наверняка позволила себе забрести в ментальные джунгли. Буду обязан, если Вы назовёте романы, которые имеете в виду. В последующих после 1926 года книгах такого не припоминаю. Впоследствии она воплотила эти события в романе "Незаконченный портрет", опубликованный под псевдонимом Мэри Уэстмекотт.

Booksniffer, Если вам действительно интересно, то я проведу анализ и даже напишу статью на этот счёт, благо всё равно собиралась. Но если интерес небольшой, то навскидку про "убийства": "Я не виновна" (мульон названий у романа, кстати), "Занавес". Про жену и любовницу - ""Час зеро", "Пять поросят". По идее, я их помню гораздо больше, давайте прямо сейчас гляну по библиографии.

А вот Уэстмакотт не читала. Мне хватило "Хлеба великанов", очень давящая на психику книжку, с тех пор ни к одному иному роману под именем Мэри я даже не прикасалась.

angelofmusic, Мне очень интересно, буду обязан, если Вы напишете статью и привлечёте моё внимание. Пока, признаюсь, Ваша аргументация не выглядит убедительно. "Я не виновна" - трудно идентифицируется, подозреваю, что это Sad Cypress. "Занавес" был написан в 40-х, когда А.К. была второй раз замужем, шла война, не думаю, что она вдруг решила эмоционально пережить события 14-летней давности. Жёны и любовницы - вообще популярная тема детективов Золотого века, оправданно ли применять это к данному случаю? Хотя "Пять поросят", скорее всего, действительно случай возврата в прошлое. Но кто там хотел убить и не решился?

Booksniffer,

"Занавес" был написан в 40-х, когда А.К. была второй раз замужем, шла война, не думаю, что она вдруг решила эмоционально пережить события 14-летней давности.


Неужели? Вот как раз к этому случаю Агата возвращалась всю свою жизнь и образ спортсмена-англичанина, который внутри себя весь негодяй, стал у неё любимым. Это к событиям второго брака она относилась только к возможности написать про археологию.

Хотя "Пять поросят", скорее всего, действительно случай возврата в прошлое. Но кто там хотел убить и не решился?


Это вариант про "привёл любовницу домой". Помимо упомянутых мной романов, есть тот же мотив в цикле рассказов о Паркере Пайне. Хотя в отличии от рассказов в романах жена выставлена жертвой, любовница - девица нагловатая, но юная. Жена жалеет любовницу и постоянно говорит о её юности (в двух упомянутых романах этот мотив стопроцентный).

angelofmusic, Неужели? Не совсем понял, к "какому случаю"? А.К. как раз известна тем, что у неё нет типичного убийцы, она каждый раз смещает акценты, и, хотя у неё восходит Сатурн, и она имеет хорошую память, не думаю, что она патологически возвращалась к драме своей жизни. Думаю, в основе своей она - весьма здоровый человек. Осмелюсь напомнить Вам, что, хотя Крейл привёл любовницу домой, он не намеревался бросать жену - вот в каком виде выразила себя дама А. Что же касается Паркера ПАЙНА, согласен, тема для А.К. значимая, но не больше, чем для всех авторов того времени. Вы действительно наблюдаете в её творчестве настойчивое возвращение к одной теме?

Booksniffer, Да, действительно наблюдаю настойчивое возвращение. А так же к теме убийства хорошими гражданами кого-то плохого (единственный вариант, когда Кристи на стороне убийц - это кара за убийство ребёнка, "Восточный экспресс").
В "Часе зеро" та же ситуация, кстати. У мужа есть любовница, но он настойчиво любит жену, а не любовницу. Мне кажется, вы зря недооцениваете потрясение женщины, которая год подряд надеялась вернуть любимого мужчина и видела, как вся жизнь разваливается на куски. Почему-то люди любят давить на смерть матери, которая свела её с ума, а как по мне, так это просто помогло ей исчезнуть, точно уверенной, что беспокоиться будут только те, кого она хочет заставить беспокоиться.
Ко всему, всё-таки в Арчибальда она была влюблена, в отличии от удобного Макса. И про иные её любовные связи жёлтая пресса молчит, будто сама труп. Женщина так или иначе будет вспоминать мужчину, которого любила. А если будет слышать, что с новой женой он живёт хорошо и даже намного лучше, чем с ней, то вспоминать будет в два раза чаще и далеко не добрым словом))

Насчёт исследования, не гарантирую. Я очень надеялась, что вы откажете. Я уже пыталась начать писать на "Я не виновна" ("Печальный кипарис") рецу, потом поняла, сколько всего перелопатить и забросила.
Про её "исчезновение" есть хорошее исследование на русском. "Агата Кристи. 11 дней отсутствия" Джаред Кейд. Предумышленность действий Агаты, полагаю, вырисовывается довольно ясно. В фильме "Агата" (с Редгрейв и Хоффманом) реализовали вариант, что Кристи хотела покончить с собой на глазах любовницы мужа, хотя мысли Агаты, которые прорываются в очень многих книгах, о том, как хорошие хотят убить плохих, скорее указывают на желание убивать, а не умирать.

МНОГО примеров и не будет по определению, потому что тогда бы это заметили бы все. Пока точно заметили её нелюбовь к образу англичанина-военного, помешанного на спорте. Не помню, в каком исследовании это возводили к Арчибальду, но всё же возводили. Где ещё есть соперничество милой и обаятельной первой пассии супротив нагловатой и вульгарной (но такой юной!) пассии новой - поищу.

angelofmusic, Уважаю Ваше проникновение в жизнь любимого автора, но Вы иногда пишете так, будто пользовались её конфиденциальным отношением много лет. Вы не полностью неправы, но такое впечатление, что Вы настаиваете на идее фикс, а я говорю о сублимации. Повторюсь, я считаю даму Агату развивающейся, а не регрессирующей личностью.

Кристи была "за" убийцу и в "Мужчине в коричневом костюме", кстати.

Возможно, Вы правы, Арчи остался любовью её жизни (я не полностью согласен), но не забудьте, она взрослела, зрела, меняла свои мнения. Вспомните высказывание доктора Стоунера из "Вердикта", не буду цитировать полностью, там много, но её мнение о любви претерпело изменения со временем. Фильм, разумеется, не аргумент (разве можно искать объективность в кино? Это мне кажется абсурдом). В общем я склонен с Вами соглашаться - вспомним, сколько было шуток по поводу того, что Пуаро может совершить идеальное убийство. Но в этом-то и проблема, верно? Можно заподозрить всё, что угодно, но даже то, во что мы верим, - не обязательно истина. К сожалению, истина - понятие очень субтильное.

Booksniffer, Вы упомянули мой самый любимый роман))) В многотомнике у меня он назван в послесловии "проходным", а я считаю его вершиной её творчества. Я обожаю её довоенные книги. "МвКК" весь пронизан свободой и приключениями и да, определённой философией. Вспомните, как Энн не понимает женщин среднего класса - у них весь мир в кармане, а они сидят, прибитые к своим палисадникам, сплетням и молочникам.
Кстати, упомянув роман, вы полили воды на мою мельницу, я сама и забыла про этот аргумент. "МвКК" - это книга 24-го года. Тогда к смерти и убийствам леди Агата относилась запросто. И тут даже дело не в том, что Юстас - такая обаятельная няка (Господи, надеюсь, что мы не слишком спойлерим), но и Энн готова следовать за своим любимым, куда угодно, даже осознавая, что он может быть убийцей. Даже слегка бравируя этим: "Он бы не стал душить её шнуром, Надин он бы задушил своими руками".
После 26-го года страх перед убийствами становится психологическим. Нет, я не говорю, что эта мысль её преследовала, но убийство в жизни женщины вещь намного более яркая и давящая на психику, чем брак и деторождение.

Да, ей не дали никого убить, просто нашли раньше. А когда она оглянулась назад с более свежей головой, то ужаснулась того, что могла совершить. С тех пор убийцы у неё всегда сволочи и получат воздаяние. Жертва тоже может быть не ангел, но убийца - сущее зло. Не помню названия книги (в серии об Эркюле), где подростки говорят, что было бы клёво прибить злобную сумасшедшую маменьку. Потом они обращаются к Эркюлю, мол, вы же закрыли глаза на убийц в Восточном экспрессе (меня покоробил момент. так как никому не должно быть известно о расследовании этого убийства), но тот произносит речь на тему, как убивать грешно. Мотив страха перед убийством становится основным. И единственное, что может оправдать убийцу - это страх за ребёнка. Кстати, вспомните "Зеркало в трещинах", там тоже первое убийство прощено убийце именно потому, что это месть за ребёнка. Может быть, это и не было навязчивой идеей, но Агата испугалась себя и того, что могла совершить и этот страх пронесла через всю жизнь.

Что касается противостояния любовница-жена, спрошу у сестры. Она тоже заметила и её стало подбешивать, я ей объяснила, в чём соль. Кстати, мотив "привёл любовницу" повторяется вроде всего трижды. И, кстати, в Паркере Пайне ещё можно считать, что леди Агата сумела посмеяться над собой. Там та же ситуация, что была в её жизни, только чуть с большими бонусами. Муж любит спорт, а жена - вся такая воздушная. Когда она видит молоденькую соперницу, которая влюблённо смотрит на мужа, жена сама забывает всю свою возвышенность и несётся "он - негодяй, верните мне его". В качестве бонуса - у жены тоже есть любовник.
"Зеро" и "Поросята" - мотив абсолютно одинаков. Жена является жертвой, муж на самом деле любит жену, а не любовницу, жену обвиняют в убийстве, которого она не совершала. Быть может, идеей фикс у Агаты это и не было (она пыталась писать в разных стилях и мы с сестрой, кстати, долго обсуждали - на самом ли деле перу Агаты принадлежит "Пассажир из Франкфурта", который очень сильно отличается от других романов, даже от её шпионских и от последнего дела Таппенс и Томми, которое было написано практически в маразме), но если человек, как минимум дважды обращается к травмирующим для себя событиям, с целью переиграть моральный аспект "я - пушистая пуся, а вы все чувырлы", значит её что-то гнетёт. Какое-то понимание собственных ошибок. Желание что-то переиграть.

Booksniffer, Да, это Sad Cypress. "Час зеро" - это "Towards Zero".

angelofmusic, Sad Cypress - о слабости мужчин и фатальном обаянии девушек, верно. Towards Zero, в общем-то, всё же о другом. Простите, но примеров мало.

Кстати, её второй муж тоже удосужился получить Орден Британской Империи и должен именоваться сэром Максом Мэллоуэном. Он - автор книги "Нимруд и то, что от него осталось". А ещё - она была очень скромной женщиной, и когда она была избрана председателем Детективного Клуба в 1956 году, ей единственной было позволено не произносить вступительную речь. А вот сколько наборов мебели для пьесы "Мышеловка" было в хлам изношено за время демонстрации пьесы с 1952 года по сей день, каюсь, забыл v_v

...роман Кристи под названием Вилла «Белый конь» , который она как раз читала. В нём одного из персонажей отравили таллием...

В этом романе, если мне не изменяет память, таллием отравили не одного, а нескольких персонажей. И я с тех пор навсегда запомнил, что симптомы при отравлении таллием могут быть самыми разными, но лишь один присутствует неизменно у всех: выпадают волосы.
Спасибо за перевод!

Ничего себе! Интересно!

Читайте также