8 июля 2016 г., 17:34

2K

Эдит Сёдергран — поэтесса, опередившая время

50 понравилось 4 комментария 7 добавить в избранное

o-o.pngАвторы: Нанна Стенберг-Густафссон (Nanna Stenberg-Gustafsson), Сикстен Бьоркстранд (Sixten Björkstrand)
Фото: Svenska litteratursällskapet i Finland

Эдит Сёдергран — одна из величайших поэтесс Скандинавии. Мало кто понимал ее самобытные стихотворения с необычным для того времени содержанием и свободной формой, пока она была жива. С тех пор она оказала влияние на несколько поколений писателей.

Эдит Сёдергран считается одной из самых значительных финских поэтесс всех времен. Признана она и за рубежом, особенно в странах северной Европы. Ее стихи были опубликованы на 40 языках, включая английский, испанский, итальянский, арабский и японский. Они отличались художественным языком, свободным ритмом и выразительным, интеллигентным стилем.

Эдит Сёдергран умерла от затяжного туберкулеза в очень молодом возрасте — ей был всего 31 год. Она успела выпустить 4 томика стихотворений, а также сборник афоризмов. Стихи Сёдергран обратились в мифы, которые заставляют многих наших современников представлять ее гением, жившим в одиночестве и изоляции. Она была особенной и постоянно ломала представления о том, как должна вести себя женщина-писатель.

картинка mariepoulain


Глаза ее матери

Эдит Сёдергран родилась 4 апреля 1892 года в Санкт-Петербурге, в России. Ее родители — Хелена Сёдергран (урожденная Хольмрус), рожденная в Петербурге дочь литейщика-эмигранта из Пернио (город в Финляндии — прим. пер.), и Мэттс Сёдергран, механик из Нерпеса (город в Финляндии — прим. пер.), который работал в разных частях России на протяжении нескольких лет. Когда Эдит была маленькой, семья переехала в дом в деревне Райвола в Карелии. Она была единственным общим ребенком у своих родителей, у обоих были дети от предыдущих браков, но они не выжили.

картинка mariepoulain
Райвола

картинка mariepoulain
Дом семьи Сёдергран

картинка mariepoulain
Хелена Сёдергран выглядывает из окна дома



Мэттс Сёдергран страдал от проблем с алкоголем, отношения между родителями Эдит были напряжены. Вероятно, Эдит не была особенно близка с отцом, однако у нее всегда были очень теплые отношения с матерью. На протяжении всей своей жизни Эдит расставалась с Хеленой Сёдергран лишь на короткие промежутки времени.

В десять лет Эдит вместе с матерью вернулась в Петербург и начала посещать немецкую школу Петришуле. В то время Санкт-Петербург был четвертым по величине городом Европы после Лондона, Парижа и Берлина. Это было политически неспокойное время, отмеченное царским самодержавием и демонстрациями. Насилие и кровавые бунты не обошли Эдит стороной. По дороге в школу она наблюдала окровавленные улицы и трупы, плывущие по Неве.

Хелена и Эдит Сёдерган проводили лето в Райволе, которая заполнялась зажиточными русскими, имеющими летние дома в деревне. Эдит говорила по-шведски с родителями и по-немецки в школе. Школа была многонациональной, и Эдит выучила также французский, английский и русский, не получая никакого образования на своем родном шведском языке.

Она была смышленой и талантливой ученицей. Ее воспитывали абсолютно свободной, не ограниченной тем, что было допустимо для молодой женщины в то время. Поскольку Эдит не хотела быть единственным ребенком в семье, Хелена Сёдергран взяла приемную дочь. Синга, которая была на пару лет старше Эдит, жила с Хеленой и Эдит в Петербурге. К сожалению, все закончилось трагедией — Синга попала под поезд при переходе железнодорожных путей.

Первые стихи в клеенчатой тетради

Уже в школьном возрасте Эдит начала писать свои первые стихи. Она завела так называемую клеенчатую тетрадь, поэтический дневник, в 1907 году. В этой тетради она записывала стихотворения, сперва по-немецки, но затем и по-французски, по-шведски и по-русски. Стихи в тетради датированы до 1909 года.

Клеенчатая тетрадь содержит 238 стихотворений и хранится в архивах Шведского литературного общества в Хельсинки. Доминирующая тема стихотворений в этой тетради — сильное чувство движения и постоянный протест. Неизвестно, была ли клеенчатая тетрадь первой попыткой Эдит Сёдергран писать стихи. По словам Хелены Сёдергран, была и другая тетрадь со стихами, которая впоследствии исчезла.

Стихи в клеенчатой тетради писались в очень сложное для Эдит время. В октябре 1907 года ее отец умер от туберкулеза, с которым он безуспешно боролся с 1904 года. В 1909 году, когда Эдит Сёдергран было 16 лет, обнаружилось, что она заболела той же болезнью. Начался затяжной период лечения в легочном санатории в Нуммеле. Ее обучение в школе пришлось приостановить. В начале XX века 70-80% больных туберкулезом умирали в течение десяти лет. Таким образом, можно понять, насколько сильно поразило юную Эдит известие о болезни и заключение в лечебнице.

картинка mariepoulain
Эдит Сёдергран в санатории в Аросе


В 1911 году Эдит отправилась в Швейцарию, где она лечилась в санатории в Аросе, а затем прошла два этапа лечения на курорте в Давосе. В тот период семья Сёдергран была все еще богата, а потому Хелена Сёдергран искала лучшего ухода для своей дочери. В те времена лечение туберкулеза было одинаковым по всей Европе: сочетание свежего воздуха, физических упражнений и питательной пищи.

Мать сопровождала Эдит в ее заграничных поездках, что в целом заняло почти два года жизни. В тот период они жили в гостиницах, могли путешествовать по крупным городам и туристическим местечкам, посещать художественные музеи. Эдит Сёдергран вдохновилась изобразительным искусством и даже предприняла образовательную поездку на континент.

картинка mariepoulain
Санаторий Давос-Дорф

картинка mariepoulain
Хелена Сёдергран в Швейцарии

картинка mariepoulain
Балкон в санатории (фото сделано самой Эдит Сёдергран)



Все это время Сёдергран писала стихи. Она писала о чувствах, которые пробудила в ней болезнь, внезапная угроза смерти, о своем враче и о жизни в санаториях, на границе между болезнью и здоровьем.

Поэтический дебют

Когда Сёдергран вернулась домой в Финляндию в 1914 году, она чувствовала себя хорошо. Она отказалась от процедур, которые предписывали ей в санатории в Нуммеле. Кроме того, она решила никогда больше не оставаться в санатории снова. Ей хотелось жить нормальной и полной жизнью, насколько это возможно с ее болезнью.

В июне 1916 года Эдит Сёдергран отправила свои стихотворения в издательство Хольгера Шильдта. К Рождеству того же года ее первый сборник «Стихотворения» был готов. Он был встречен волной неоднозначных отзывов, от удивления до осуждения. Немногие из рецензентов оценили стихи, лишь писатели и критики из Хельсинки понимали, какой прорыв произошел вместе с дебютом Сёдергран. Некоторые ставили под сомнение психическое здоровье Эдит и издевались над ней, неизвестной, да еще и женщиной.

картинка mariepoulain
Эдит Сёдергран (фото А.В. Кондратьевой)


Стихотворения Сёдергран имели необычную форму. Они полны игривых поворотов, фантазий и повторений, и затрагивают темы счастья, смерти, боли и красоты. Часто встречаются такие элементы, как солнце и тьма. В дебютный сборник включен и один из самых прекрасных стихов Эдит, Vierge Moderne, «Современная девушка». Эдит Сёдергран написала множество произведений о сильных женщинах, которые идут своим путем и отвергают мужские взгляды на мир и на любовь. Vierge Moderne — пример стихотворения на эту тему.

Примеры для творчества поэтесса черпала из самых различных направлений. На нее оказали влияние русские народные сказки и поэты России и Европы, символисты и экспрессионисты. Также она увлекалась футуризмом и стала первой женщиной в Европе, опубликовавшей собственный литературный манифест. Все это определило ее взгляд на искусство. Она не была связана условностями, ее творчество зависело только от вдохновения.

картинка mariepoulain
Многие стихи Эдит Сёдергран содержат описания природы. Здесь она запечатлела березы в тумане


Немецкий философ Фридрих Ницше был важным источником вдохновения для Эдит. Ницше критиковал разум и мыслил о сверхчеловеке, о том, что художник стоит выше обыкновенного человека. Считается, что эти взгляды отражены и в творчестве Сёдергран, особенно в трех последних сборниках. Более того, не могли не затронуть мыслящего человека и основные политические события того времени: назревающая независимость Финляндии, русская революция и Первая мировая война.

картинка mariepoulain
Четыре женщины — Ольга Фабритиус, Кирсти Моиланен, Хелена Сёдергран и Пола Орловски — перед домом Сёдергран


От процветания к бедности

В ноябре 1917 года большевики захватили власть в России. Все состояние Эдит и Хелены Сёдергран заключалось в российских и украинских облигациях и исчезло после переворота. Женщины, до сих пор привыкшие к комфортной жизни, остались почти без средств. Туберкулез Эдит обострился. Мать и дочь страдали от острой нехватки денег и продовольствия, отчасти в результате гражданской войны и голода 1917 года.

Сёдергран все еще жили в Райволе, где владели домом и всем его содержимым. На участке был также и дом поменьше, в котором Эдит с матерью жили с 1916 года. Когда вспыхнула гражданская война между красными и белыми, белые использовали дом Сёдергран в качестве столовой. Таким образом, женщины получали небольшой доход от аренды.

Несмотря на свое состояние, Сёдергран писала стихи с бешеной скоростью. Ее болезнь обострялась и затихала, иногда она ощущала себя почти здоровой. Ее второй сборник стихов «Сентябрьская лира» был завершен в сентябре 1918 года. Сёдергран начала его со следующего необычного предисловия:

...Моя уверенность в себе возникает из осознания моих масштабов. Мне не к лицу выдавать себя за меньшее, чем я есть.


«Сентябрьская лира» и два текста о стихосложении, написанные Сёдергран для Dagens press, вызвали общественное возмущение. Утверждалось, что Сёдергран выпячивает собственные таланты и ставит себя выше поэтов и критиков-мужчин. Практически все поэты были мужчинами, поэзия традиционно создавалась людьми определенным способом. И вот внезапно появилась женщина, которая отбросила все устои, и к тому же заявляет, что она хороша.

картинка mariepoulain
Эдит Сёдергран, сфотографированная Хеленой Сёдергран


Дружба с писательницей и критиком Хагар Ульссон началась с выходом «Сентябрьской лиры». Хагар Ульссон рецензировала стихи Эдит, и между ними завязалась переписка. Ульссон водила знакомства с эксцентричными личностями и заинтересовалась Сёдергран. Она защищала ее от критики и злобы в публичных дебатах. Для Эдит, очевидно, было большим облегчением иметь ведущего критика в числе своих друзей.

картинка mariepoulain
Хагар Ульссон в доме своих родителей, около 1920 года


Кроме того, что Хагар Ульссон стала близким другом, родственной душой, почти сестрой для Эдит, она была и источником вдохновения для нескольких ее стихов. В то же время она была литературным конкурентом Сёдергран. Их отношения балансировали на грани любви и ненависти, конкуренции и страсти. За исключением Хелены Сёдергран, Хагар Ульссон, кажется, была ближе всех к Эдит, хотя их дружба несколько увяла к концу ее жизни. Именно Хагар Ульссон свела Сёдергран с писателем и поэтом Эльмером Диктониусом. С ним также велась активная переписка и обмен идеями. В конце концов Диктониус стал самым верным другом Эдит.

Тема смерти и религиозность

Всего через пять месяцев после публикации «Сентябрьской лиры», в мае 1919, выходит третий сборник Эдит Сёдергран, «Алтарь роз». Книга афоризмов была завершена в ноябре того же года, как и цикл стихов «Тень будущего». Афоризмы были выпущены на Рождество. «Тень будущего» ждали уже не так сильно, поскольку так много сборников Сёдергран уже было опубликовано за последнее время. Наконец, четвертый сборник стихов вышел в 1920 году.

В то время как «Алтарь роз» затрагивает темы красоты, дружбы и эротики, «Тень будущего» заключает в себе стихи о материях космического масштаба: солнце, звезды, космос и смерть. В «Тени будущего» Сёдергран показывает, что осознала свою судьбу — то, что смерть может прийти к ней внезапно. Особенно во второй половине сборника доминирует тема смерти.

В январе 1920 года Сёдергран тяжело заболела испанкой, что вместе с туберкулезом очень ее ослабило. Кроме того, большие финансовые проблемы вынуждали Эдит и Хелену жить милосердием других людей. Условия жизни в Райволе не способствовали улучшению состояния Эдит: время от времени случались перебои с пищей. Ни Эдит, ни Хелена не были практичными хозяйками, их дом обнищал, и в целом это было очень тяжелое время для Карелии.

После публикации «Тени будущего» Эдит Сёдергран решила перестать писать. Она начала приближаться к христианской вере, сосредоточившись на антропософических текстах, которые открыли для нее духовность и новое отношение к миру. Она полагала, что не сможет согласовать свое творчество с антропософией (мистическое учение, в основе которого находится человеческая сущность, обожествляемая и открытая только посвящённым — прим. пер.).

картинка mariepoulain
Эдит Сёдергран была заядлым фотографом. Она фотографировала природу, людей и своего любимого кота Тотти

картинка mariepoulain
Неизвестная женщина нюхает цветок (фото Эдит Сёдергран)

картинка mariepoulain

картинка mariepoulain



Сёдергран посвятила один из своих последних лет составлению антологии финско-шведской поэзии, которую она пыталась опубликовать в Германии. К ее большому сожалению, это ни к чему не привело, и рукопись была сожжена.

В 1922 году Эдит появилась в журнале Ultra, шведской редакцией которого заправляла Хагар Ульссон. Она писала статьи и стихи — когда конец был уже близок, она принялась за поэзию снова, но так и не успела увидеть свой пятый сборник стихов. Эдит Сёдергран умерла в день летнего солнцестояния в 1923 году. Она была похоронена на церковном кладбище в Райволе. Перед смертью она уничтожила все полученные письма и некоторые стихи. Она не хотела оставлять ничего для тех, кто неправильно понимал ее творчество.

Одно из последних стихотворений Эдит, «Страна, которой нет», было обнаружено Хеленой Сёдергран, стало одним из ее любимых и было переведено.

По той стране, которой нет, тоскую.
Ведь то, что есть — желать душа устала.
А светлая душа серебряные руны
Поет мне о стране, которой нет.
Там исполнение желаний наших.
Там нет цепей. Там лунная роса
Ложится на пылающие лица...

«Страна, которой нет», Эдит Сёдергран
(перевод Михаила Дудина)

картинка mariepoulain
Эдит Сёдергран сфотографировала саму себя



Сборник «Страна, которой нет» был опубликовал посмертно в 1925 году, он содержит не публиковавшиеся ранее стихи Эдит разных годов. Стихи были отредактированы Эльмером Диктониусом, предисловие к ним написала Хагар Ульссон. Этот сборник был впервые хорошо принят, возможно, потому, что журнал Ultra сделал Сёдергран более знакомой широкой публике, да и времена изменились. Литературная элита осознала ее величие.

Наследие Сёдергран

Эдит была харизматичной, уникальной личностью. Обстоятельства вынудили ее прожить большую часть жизни наедине с самой собой, в компании матери и поэзии. Она понимала, что создает нечто новое, понимала свое величие. Характеристика ей — постоянная непостоянность: то, что занимало центральное место в ее жизни, становилось незначительным уже несколько месяцев спустя. На протяжении более 15 лет творчества ее стихи, стиль и идеология изменялись неоднократно.

картинка mariepoulain
Эдит Сёдергран и Тотти


Хелена Сёдергран пережила Эдит на много лет и умерла во время войны 1939-1940 годов, эвакуируясь из Карелии в Йоройнен (город в Финляндии — прим. пер.).

Сегодня Эдит Сёдергран — источник вдохновения для многих поэтов и писателей. Она оказала влияние на финский и скандинавский модернизм, а ее творчество по-прежнему является предметом исследований и интерпретаций. Будучи первым поэтом шведского модернизма, Сёдергран оказалась в центре внимания многих литературоведов. Она стала примером смелости для скандинавских поэтесс. Объем ее собственных работ значительно меньше, чем объемы литературы о ее жизни и творчестве. Все ее стихи занимают в целом около 300 страниц, но поистине таят в себе целую Вселенную.

картинка mariepoulain
Фотография в загранпаспорте Эдит Сёдергран, 1921


Финско-шведский писатель и поэт Ярл Хеммер, который познакомился с Эдит после публикации ее первого сборника, описывал ее так:

Я никогда не видел человека, который был бы так близок к своим стихам. Ее речь не походит на нашу: между приступами кашля выступает дикая пляска парадоксов и нелепостей. Если вы попробуете привнести что-то вроде здравого смысла, она рассмеется и перевернет все с ног на голову.


Эдит Сёдергран считала себя дальновидным поэтом, ответственным за будущее. Ее стихи завораживают, они полны противоречий: высокое пересекается с низким, микрокосм встречает макромир. Ее стихи очень личные, но в то же время универсальные, жизнеутверждающие, но полные тоски по смерти. В конце концов, стихи — это ее способ определить саму себя, «возродиться из пепла», как Сёдергран писала Эльмеру Диктониусу в последний год своей жизни.

картинка mariepoulain
Эдит Сёдергран, сфотографированная Хеленой Сёдергран


Эдит Сёдергран (1892-1923)

— Финско-шведская поэтесса , прожившая большую часть своей жизни в деревне Райвола в Карелии.
— При жизни опубликовала 4 сборника стихов и книгу афоризмов. Пятый сборник стихов опубликован посмертно.
— Она не успела увидеть, какое признание и известность получила ее поэзия во всем мире.
— Считается наиболее значимой поэтессой шведского модернизма.
— На сегодняшний день является одной из самых признанных шведскоязычных поэтесс.
— Нельзя переоценить ее значимость для последующих поэтов Скандинавии.

Некоторые стихотворения Эдит Сёдергран в переводе Михаила Дудина

Перевод: mariepoulain
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Yle
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

50 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии 4

Спасибо! Очень интересно!

VktoryaSlnyavchuk, Спасибо, что оценили! Очень приятно! :)

Спасибо, узнала много нового об Эдит - мои знания о ней ограничивались предисловием Михаила Дудина к сборнику стихов "Возвращение домой"

Читайте также