7 марта 2017 г., 09:00

459

Рубрика «7 по 7». 7-го числа каждого месяца историк и писатель Алекс Громов рассказывает о 7 книгах

50 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

Stiven_Pinker__Kak_rabotaet_mozg.jpg Стивен Пинкер Как работает мозг

Книга известного ученого, специалиста в области экспериментальной психологии и психолингвистики, посвящена описанию человеческого разума, его устройству и функционированию. Чем человек отличается от робота? Наша система зрительного восприятия совершеннее многих фотоаппаратов, ведь наш мозг фиксирует форму каждого знакомого лица. А вот роботы-консьержки будут сканировать только четко очерченные контуры радужной оболочки или кровеносные сосуды сетчатки.

Следующий раздел посвящен думающим машинам и анализу понятия интеллекта, и системе памяти (долгосрочной и краткосрочной), используемой при решении задач. В главе, посвященной самообману, рассказывается о том, что сложно быть хорошим лжецом, даже когда речь идет о своих личных намерениях – потому что намерения основываются на чувствах, а те проявляются в движениях лица и тела. Как утверждает Пинкер, ложь – всегда стресс, а волнения имеют свои красноречивые признаки, которые и фиксируются детекторами лжи. Другая опасность лжи – последующие логические нестыковки, и поэтому, как гласит старинная пословица, у лжеца должна быть хорошая память. «Иногда мы мельком видим свой самообман. Когда негативное высказывание ранит нас, задевает за живое, действует на нервы? Когда какая-то часть нашего разума знает, что это правда. Если бы каждая часть его знала, что это правда, то отрицательное высказывание не ранило бы, это была бы для нас не новость. Если бы ни одна часть не знала, что это правда, высказывание просто не возымело бы никакого действия, мы бы не обратили на него внимания, зная, что это ложь… Что нам следует особо ценить и следует особо опасаться – так это хитроумного устройства самих чувств. Многие из них созданы вовсе не для радости и взаимопонимания: вспомните беговую дорожку счастья, пение сирен, притворные чувства, «машины Судного дня», непостоянство романтических отношений, бессмысленное наказание горем. Тем не менее, самообман – это, вероятно, самый жестокий мотив их всех: он заставляет нас чувствовать себя правыми, когда мы не правы, и побуждает нас бороться, когда следует сдаться».

Последующая глава посвящена семейным ценностям, и повествование начинается с описания несбывшихся американских идей 60-70-х годов прошлого века, в которых говорилось, что недоверие, жадность, манипуляции и конкуренция должны быть реформированы. Но многие утопии ушедшего столетия в итоге превратились в репрессивные империи, во главе которых, по словам Пинкера, стояли люди, коллекционирующие «Кадиллаки» и окруженные наложницами. Заодно благодаря усилиям антропологической науки оказалось, что считавшиеся почти райскими территориями острова южных морей оказались царствами варварства и порока. Завершающая глава – «Смысл жизни» посвящена анализу искусства и развлечений, юмору и поиску недостижимого.

bez_avtora__Mirteatr._Arhitektura_i_stse Сост. А. Петрова, А. Степина Мир-театр. Архитектура и сценография в России

Театр во все времена являл собой отдельный захватывающий мир. В этом обширном, проиллюстрированном уникальными снимками и чертежами фолианте впервые рассматривается одновременно эволюция отечественной театральной архитектуры и ее связь со спектаклями, которые шли на сцене в разные эпохи. Прослеживается путь от «комедийной хоромины» царя Алексея Михайловича и пышного имперского классицизма до дерзких авангардных новаций начала ХХ века. Одна из самых интересных глав – «Театр на политической сцене. Театральное здание в советской архитектуре 1930-х годов». Среди множества проектов, спроектированных в то время, – Дворец Советов, Дворец Труда, Накромтяжпром – были реализованы и дошли до наших дней именно театры, функционирующие до сих пор. «На фоне нэповского прагматизма и его внешних «мелкобуржуазных» проявлений возвращение к командным методам управления, форсированная индустриализация и насильственная коллективизация, последовавшие за победой в политической борьбе Сталина и его приближенных, воспринималась к новый поворот к масштабному преобразованию Бытия, как шанс на участие в великих делах и на осуществление грандиозных жизнестроительных планов. Именно в начале первой пятилетки появилась идея строительства типологически новых сооружений – огромных зданий, совмещающих в себе функции театра, стадиона, площади для военных парадов, зала торжественных собраний и множества других мероприятий, необходимых там, где личность должна чувствовать себя частью огромного, организованного и сплоченного единой целью коллектива».

Поиск новых форм часто проходил в виде масштабных конкурсов. Они осуществлялись в несколько этапов, к участию приглашались лучшие отечественные и даже зарубежные архитекторы. «Появилось особое название – «театр массового действия». Оно родилось не сразу, однако точно отражало отличие задуманного от традиционных храмов Мельпомены и Талии. Здесь очень важно слово «действо». Действо – это не просто игра, обычная пьеса». Одним из таких действ, революционных мистерий, сакрально повторявших великие события, стали массовые празднества в Петрограде «Взятие Зимнего дворца», проходившие 7 ноября 1920 года. В них были задействованы Красная армия и флот, (не обошлось и без самого крейсера «Аврора»), более десяти тысяч статистов и ста пятидесяти тысяч зрителей (порой принимавших участие в событиях). Так спустя три года было продемонстрировано возвращение великого прошлого и закольцевание времени.

Enn_Runi__Istoriya_fiziki_Ot_naturfiloso Энн Руни История физики: От натурфилософии к загадкам темной материи

Первым физиком можно назвать жившего две с половиной тысячи лет назад Анаксагора, пытавшегося объединить результаты множества проведенных опытов и наблюдений в понятную логическую схему, объясняющую картину окружающего мира. Родившись в Ионии, в двадцатилетнем возрасте он отправился в Афины, где стал другом и наставником Перикла. Ученый считал, что любая часть материи, какой бы малой она не была, обладает семи возможными свойствами.

От Аристотеля Руни переходит к рассказу о древнеиндийском мыслителе Кашьяпе, авторе теории атомов. Родившийся в 965 году в Басре Ибн Аль-Хайсам, построил первую камеру-обскуру и в течение десяти лет, которых провел пленником в Каире, написал несколько работ по оптике. «Растущий интерес к науке привел к созданию научных обществ, которые распространялись в Европе с XVII в. Здесь велись научные беседы и проводились опыты. Первым таким обществом стала Академия деи Линчеи, созданная богатым флорентийцем Федерико Чези, который очень интересовался наукой. Хотя Чези было всего восемнадцать лет, он считал, что ученые должны изучать природу, а не только полагаться на Аристотелеву философию. Первые члены академии поселились в доме Чези, а он обеспечил их книгами и создал для них оборудованную лабораторию. Членами академии были голландский врач Иоганн Эк (1579–1630), итальянский ученый Джанбатиста делла Порта (ок. 1535 – 1615) и Галилей – самый знаменитый участник. В период расцвета академия насчитывала 32 члена из всех уголков Европы. Свои цели академия в 1605 г. сформулировала следующим образом: «Приобрести знания вещей и мудрости… и мирно демонстрировать их людям… не причиняя вреда». Несмотря на это, членов академии обвинили в черной магии, и непристойном поведении».

Далее в иллюстрированном издании описана история гидродинамики, термодинамики, открытие электричества и радиации. Отдельные главы посвящены исследованиям внутреннего устройства атома, изучению звезд и пространственно-временного континуума. На самом деле, худшее уже позади – имеется в виду, что наше Солнце, уже прожившее примерно половину своей жизни, вполне может на радость обитателям Солнечной системы просуществовать еще несколько миллиардов лет, прежде чем превратиться в красного гиганта, а потом и белого карлика… В завершающей главе, посвященной физике будущего, рассказывается об искусственных метеоритах, темной энергии и бозоне Хиггса.

Olga_Pokrovskaya__Poltsarstva.jpg Ольга Покровская Полцарства

Уютное, устроенное повседневное бытие, взаимная поддержка, щедрое душевное тепло – или возможность жить полной жизнью, совершая неизбежные ошибки, а то порой и подвиги? Да, на этом пути неизбежны потери и разочарования, но главное найти себя настоящего, не оставаться равнодушным. На первых страницах кажется, что главные герои этого романа живут как в раю. Тут и овеянное многолетней безмятежностью жилище в сердце старой Москвы, и неподдельная доброта, и любовь, и с кухоньки пахнет сырниками… В этой задушевной атмосфере живут две сестры. У старшей, энергичной и деловой Софьи маленькая дочка, младшая Ася недавно вышла замуж. Еще есть у сестер Спасёновых брат Александр, врач и удивительной душевной чуткости человек.

Но именно там, где сконцентрирована любовь, начинают ощущаться первые сполохи грядущих бурь и гроз. Асин муж Лёша готов, как говорится, пылинки сдувать с любимой, вот только иногда он позволяет себе помечтать, чтобы Ася была самую малость проще, чтобы не раздражали ее скучные занятия с учениками художественной студии, и не посещала необъяснимая тоска. «Прохаживаясь между мольбертами и поправляя работы, Ася чувствовала, что сегодня ей совсем не хочется на диван, к семейным ценностям, а хочется вытворить что-нибудь, пусть даже и глупое…». И тут в мир Спасёновых врывается беда – старинный знакомый, программист и музыкант Женя, неприкаянный и утративший вкус к жизни, сбивает на машине человека. А Софья, повинуясь внезапному порыву, берет вину на себя. Лёша и Ася тем временем берутся пристроить в приют собаку, которую опекал погибший.

Этот приют, возникший практически нелегально в глубине лесопарка, создал подросток по имени Пашка, внук соседа Спасёновых. Его подопечные – больные, старые, покалеченные собаки, от которых отказались хозяева. Каждая собака для него – это живая душа со своей трагической историей, характером и привязанностями. И все они окружены заботой: «У каждой собаки было имущество – любимые тряпки для изготовления гнезда, игрушки-пищалки, пластиковые бутылки из-под воды, палки и прочий хлам, который приятно погрызть на сон грядущий». Приют, получивший название «Полцарства», оказывается необыкновенным местом, каждый побывавший тут человек больше не может жить, как прежде. Начинается преображение – рушатся фигуры умолчания, падают маски… Но знание о себе и людях бывает нелегко принять. Ольга Покровская с юмором и чутким пониманием человеческой души пишет о настоящей дружбе, любви и милосердии.

Marta_Taro__Eho_chuzhih_grehov.jpg Марта Таро Эхо чужих грехов

Новый роман известной писательницы в основном посвящен эпохе Отечественной войны 1812 года. Но действие начинается задолго до того, еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Знатная и властная княгиня Черкасская не может простить своему выросшему сыну, что тот женился вопреки воле матери. И сколь бы ни была добра и хороша его супруга, в девичестве грузинская царевна, примирение происходит лишь много позже и на фоне трагедии, когда молодая княгиня Нина безвременно умирает, оставив безутешного мужа и маленького сына Алексея. Мальчик, крестник государыни, поначалу воспитывается вместе с великими князьями, но потом бабушка берет его под свою опеку. А когда на престол восходит император Александр I, перед Алексеем, другом детства государя, открываются блестящие перспективы. Вот только неумение решительно отвергать искушения окажется для молодого человека роковым, навлекая гнев царя и последующую опалу…

Впрочем, есть надежда, что жизнь наладится, а прошлое будет забыто. Более того, судьба подарил Алексею огромную радость. Он женился на девушке, в которую влюбился при первой мимолетной встрече, но даже не чаял снова увидеть. Однако интриги недругов и завистников разрушают хрупкое счастье молодых супругов. А времени все уладить, поговорить и помириться уже нет – надвигается война. «Поспеши, князь, поверь старому солдату: не успеешь ты доехать до Петербурга — Наполеон уже перейдёт Неман. Так что начнётся война — приходи ко мне, вместе драться будем. - Эта фраза мудрого главнокомандующего вспоминалась теперь днём и ночью, и всю дорогу до Вильно Алексей гадал, прав ли Кутузов. Неужели они с Катей так и не успеют встретиться?». Миниатюра с портретом жены, хранимая на сердце, спасает Алексея от смертельной раны в Бородинском сражении. Но путь двух любящих друг к другу окажется долгим и непростым.

Surush_Chitsaz__Dyadyushka_Navruz_i_soro Суруш Читсаз Дядюшка Навруз и сорок разбойников

Веселая и одновременно трогательная, а заодно и в меру поучительная книга повествует о приключениях жителей сказочной страны Шекарестан. Но это страна сказочная, а большинство людей в ней - самые обычные, с такими понятными надеждами и чаяниями, да и слабостями тоже. Итак, все шекарестанцы очень устали от затянувшейся зимы, они с нетерпением ожидают, когда наступит весенний праздник Навруз и придет тепло. Однако кое-кто и горюет, например местный вор по имени Зафар. Может быть, он не хотел быть злоумышленником, только ему все время не везет. «У него не было ни денег, ни дома, ни хоть какого-то ремесла. От двери к двери ходил он в поисках работы, бросался на любое объявление. Но так ничего и не нашёл…».

Пошел Зафар проситься в разбойничью шайку, но и оттуда его прогнали прочь. С отчаяния он решил похитить дядюшку Навруза, который и приносит тепло, весенние цветы, всеобщую радость. А потом потребовать за него выкуп, ведь не захотят же шекарестанцы лишиться праздника начала весны… Сам Зафар очень этот праздник не любил, потому что вырос в семье, где его все обижали, и старшие братья отнимали праздничные сладости. Коварный план поначалу, казалось бы, удался. Вот только человеческую лень и жадность Зафар в расчет не принял, а зря. Не сумели шекарестанцы выкуп собрать, предпочли достать обратно убранную в чуланы теплую одежду и продолжить жить, как будто никто и не ждал весны.

А дядюшка Навруз даже в плену остался самим собой, начал по-доброму расспрашивать похитителя, постепенно пробуждая в озлобленной душе надежду на лучшее, а потом даже и отвагу. Ведь Зафар решил продать похищенного тем самым разбойникам из шайки. Но почти сразу устыдился и ринулся его спасать. Вполне возможно, что дядюшка Навруз и сам мог освободиться, но важна была для него даже судьба неудачника Зафара. Недаром тот не просто раскаялся, но стал трубачом, что возвещает наступление праздника Навруз.

__Rustam_i_Suhrab._Rasskazy_po_motivam_q Мохаммад Реза Юсефи Рустам и Сухраб

Одним из главных героев персидского народного эпоса и знаменитой поэмы Фирдоуси «Шахнаме» является великий витязь Рустам, отважный воин, победитель чудовищ и сокрушитель полчищ недругов. «Он в одиночку мог сразиться со львом, ещё в детстве он победил огромного белого слона. Если на страну нападали грозные враги, царь призывал Рустама — и с ним приходило спасение».

Книга известного детского писателя, созданная по мотивам творения Фирдоуси, и вышедшая в серии «Шахнаме», знакомит юных читателей с печальной историей поединка Рустама с его собственным, неузнанным сыном. Задолго до того в одном из своих походов Рустам встретил прекрасную Тахминэ, дочь правителя одного из княжеств Турана, и женился на ней. Однако не суждено им было радоваться счастью у домашнего очага. «Судьба разлучила Рустама и Тахминэ, и никакие вести от неё не доходили до Рустама. Ведь Туран был заклятым врагом Ирана!». Так и не узнал великий герой, что Тахмине родила ему сына, который получил имя Сухраб. Но мальчик вырос и начал спрашивать, кто же его отец. Мать рассказала ему обо всем и отдала браслет, который оставил ей Рустам при расставании.

Конечно, молодой богатырь захотел как можно скорее встретиться со своим отцом, легендарным героем. «Сухраб думал: «Отец! Рустам, сын Дастана! Лучший из богатырей, воевода иранского войска! Я иду к тебе. Когда мы с тобой будем вместе, туранец Афрасиаб и иранец Кейкавус не смогут больше быть царями и сжигать две страны в пламени войны». Однако в недобрый час начал он свой поход. Ахриман, воплощение зла, и послушный его воле туранский царь Афрасиаб, задумали погубить Рустама руками его сына. Когда Сухраб спрашивал, как выглядит Рустам, где он, какой знак начертан на его знамени – он не получал ответа. Даже сам Рустам не назвал туранскому воину на поле битвы свое имя. Только верные кони витязей не хотели нести их навстречу гибельной схватке. Но Рустам всё же наносит роковой удар, оборвавший жизнь его сына...

В группу Партнеры Все обсуждения группы
50 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!