7 февраля 2017 г., 08:15

522

Рубрика «7 по 7». 7-го числа каждого месяца историк и писатель Алекс Громов рассказывает о 7 книгах

53 понравилось 0 пока нет комментариев 3 добавить в избранное

pod_red._Dzhuliana_Assanzha__Vikiliks._S под ред. Джулиана Ассанжа Викиликс. Секретные файлы

Знаменитый основатель сайта WikiLeaks, где размещаются материалы о коррупции в высших эшелонах власти, шпионских скандалах, военных преступлениях и тайнах дипломатии, собрал в этом издании множество занимательных свидетельств, относящихся к внешней политике США. При этом рассматривается роль информации, ее носителей и видов коммуникации на протяжении всей истории человечества.

Во введении отмечено, что изучение империй — это, прежде всего, исследование способов их коммуникации: «Империи, от Вавилона до династии Мин, оставили высеченные в камне или записанные на папирусе документальные свидетельства того, как организационный центр взаимодействовал со своей периферией. Однако к 1950-м годам специалисты, изучающие исторические империи, поняли, что в некотором роде средства коммуникации — это и есть империя. Ее методы для запечатления сообщений, их передачи, индексации и хранения, а также методы классификации тех, кто имеет право читать и записывать эти сообщения, в прямом смысле составляют империю. Когда методы коммуникации империи изменяются, то изменяется и сама империя». Современность с ее стремительным развитием информационных технологий, конечно, оказывает заметное влияние на эти вопросы. Но, что самое удивительное, — некоторые принципы остаются неизменными со времен глиняных табличек до эпохи интернета.

В первой части книги обсуждается на наглядных примерах, какое отношение Америка имеет к диктатурам в разных частях света, вопросам войн и терроризма. Вторая часть – «Индексирование империи» — раскрывает содержимое «Публичной библиотеки дипломатии США». Это публикуемое на WikiLeaks, постоянно пополняемое собрание внутренних документов Государственного департамента США. Указано, что на момент написания книги эта библиотека включала в себя 2 325 961 отдельных документов. При этом подробно описано, как надо ориентироваться в этих материалах для полного понимания их значения. Для начала следует обратить внимание на метаданные – «это то, что депеша говорит о себе: ее уникальный идентификационный номер, дата, откуда она поступила, куда она была послана, какие темы затрагивает, уровень секретности и ограничений по обращению и другая специальная информация». Соответствующие главы с документами и комментариями посвящены Европе, России, Турции, Израилю, Сирии, Ирану, Ираку, Афганистану, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Карибам и Венесуэле.

S._Ekshtut__Tovarisch_Stalin_slyshish_li Семен Экштут Товарищ Сталин, слышишь ли ты нас?!

1 июня 1937 года в Москве в Наркомате обороны СССР открылось расширенное заседание Военного совета при наркоме обороны К. Е. Ворошилове. На совете присутствовало руководство Красной армии – 53 члена Военного совета и 116 приглашенных на совет. Время для военных, как и для всей страны, было непростое – обвиненные в подготовке военного заговора против Советской власти арестованный маршал М.Н. Тухачевский (как и другие военачальники) уже дал свои признательные показания. Двадцать членов уже упомянутого Военного совета были арестованы и исключены из совета. Тухачевский и другие арестованные высшие военачальники Красной армии еще не были осуждены советским судом и расстреляны в подвале здания Военной коллегии Верховного суда СССР. До этого осталось всего десять дней. Но о них уже говорили как о «врагах народа» – в том числе и те, кто еще служил вместе с ними.

Заседание Военного совета продолжалось четыре дня. «Участников заседания уже ознакомили под роспись с материалами следствия: все арестованные признали свою вину в заговоре. Почти для всех членов Военного совета, полагавших вслед за прокурором Вышинским, что «признание – это царица доказательств», этих «добровольных» признаний было достаточно, чтобы успокоить свою совесть и начать извлекать из подвала собственной памяти мельчайшие факты, свидетельствующие в пользу предательской сущности арестованных военачальников. Время было суровое, и, прекрасно понимая, какими методами могли быть получены признания обвиняемых, собравшиеся военачальники предпочитали не касаться в своих выступлениях этой деликатной темы». Но это им не помогло – из 42 выступивших в прениях по докладу Ворошилова 34 человека (4/5) были затем арестованы и казнены.

В книге рассказывается о «деле авиаторов» и непростой судьбе адмирала Кузнецова, ратовавшего за сбалансированный флот и посмевшего возражать Сталину. В главе «Нам угодить невозможно» приводится история с музыкальной комедией «Золушка», снятой в 1940 году режиссером Григорием Александровым, но не понравившейся Сталину. В это время державе были не нужны золушки, а безропотные работники. Анализируются и другие характерные явления советской послевоенной эпохи от формирования новых семейных пар в музыкальном фильме «Весна» (1947) до хрущевского сокращения армии и его последствий.

bez_avtora__Istoriya_iskusstva._Zhivopis А. Ходж История искусства. Живопись от Джотто до наших дней

В иллюстрированном издании рассказывается о без малого восьми веках европейской (и позже возникшей американской) живописи, основных ее направлениях и великих художниках; эволюции техник и восприятия изобразительного искусства. Родившийся в 1267 году Джотто ди Бондоне, писавший в основном фрески, сумел в своих творениях отказаться от характерного для византийского изобразительной традиции использования стилизованных фигур и научился передавать движение в продуманных сюжетных композициях. Мазаччо, Паоло Уччелло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти – за ними следуют мастера Северного Возрождения, причем во вступительной статье к этому разделу рассказывается о роли книгопечатания и доступности гравюр Дюрера в качестве книжных иллюстраций и на отдельных листах – и не только для коллекционеров самих гравюр.

Отдельный раздел (с подглавками «Цвет как форма», «Экзотический примитивизм», «Неприкрытый страх», «Откровенный эротизм» и «Интимные интерьеры») посвящен импрессионизму и постимпрессионизму. В 1905 году на Парижском Осеннем салоне впервые выставились фовисты. «Термин «фовизм» относится к ярким картинам, при создании которых используется синтетическая палитра, где многие цвета конфликтуют друг с другом – например, розовый с красным или оранжевый с красным. Революционность этого направления заключалась в отказе от традиции, предписывавшей искать цвета, соответствующие тем, что существуют в природе. В фовизме яркий цвет использовался для создания драматического и декоративного эффекта». Среди фовистов был и Анри Матисс, на которого произвело сильнейшее впечатление богатство восточных тканей и узоров в выступлениях труппы Сергея Дягилева.

И последняя глава – одна из самых интересных, – рассказывает об истории техник. «Энкаустика – техника, при которой пигмент смешивается с горячим воском – широко использовалась художниками-портретистами в Древнем Египте и для изображений римских императоров. Если в данной технике роль связующего элемента играл воск, то для художников эпохи Средневековья таким ключевым компонентом стали яйца, и прежде всего желток… Хотя масла семян и орехов использовались для связывания пигментов еще в XI столетии, масляная живопись не была популярна вплоть до XVI в.». Прошли века и приверженцы постмодернизма создали своего рода живопись о живописи.

Zhan_Verkutter_Zhan_Bottero_Adam_Falkens Жан Веркуттер Жан Боттеро Адам Фалькенштайн Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле

Начав с уточнения терминологии (несоответствия современного определения «Ближнего Востока» и «Среднего Востока» территории, называемой историками «древним Ближним Востоком») и хронологии, авторы рассказывают о найденных в поселении Джармо глиняных фигурках и керамике, переходя к раскопкам храма в Эриду, который можно рассматривать как начало эволюции зиккурата. В главе, посвященной Аккадской державе, анализируются немногочисленные сведения (в том числе – из легенды) о Саргоне, первом представителе династии, Шумере и Месопотамии до образования державы Хаммурапи.

Остальная часть книги посвящена Древнему Египту, который поддерживал постоянные связи с другими странами. Так в конце II тысячелетия до н.э. «судя по предметам, обнаруженным в закладном тайнике храма в Тоде, Аменемхет приносил в дар богам привезенные из Азии изделия: в четырех бронзовых ларях, на которых были выгравированы картуши фараона, лежали украшения и другие предметы из золота, золотые и серебряные слитки, вавилонские цилиндрические печати, кубки, куски лазурита. Нет оснований полагать, что эти предметы были военными трофеями; скорее они попали в Египет в результате обмена правителями Азии».

o-o.jpeg М. Барабади. Волшебное перо

Веселая, занимательная и поучительная книга из детской серии «Шекарестан», повествующей о повседневной жизни и приключениях жителей одноименной страны. В ней правит капризный падишах, при котором состоит визирь, а тот в свою очередь хоть и коварный, опытный царедворец, но от причуд повелителя давно устал. Есть глуповатый, но ревностный начальник стражи с такими же подчиненными. И множество разных по характеру простых жителей, которые умеют находить хорошее даже в нелегких жизненных перипетиях, а также демонстрируют завидную смекалку и находчивость.

… Итак, однажды в Шекарестане появился вор. Ловкий и хитрый, он посмотрел на спокойное течение местной жизни и решил, что здесь сможет легко поживиться чужим имуществом. «И вот как-то утром торговец Салман пришёл в свою лавку и увидел, что дверь открыта, а все вещи раскиданы. Он принялся звать на помощь: «Помогите мне! Воры! Бедный я, несчастный!». На крики торговца прибежали начальник стражи и ночной патруль. Начальник стражи спросил: «Что случилось? Что за крики и вопли? Разве в городе нет главы, что ты так зовёшь на помощь?» Торговец ответил: «Что же вы за стражники, если вор средь бела дня приходит и крадет золотой кувшинчик для розовой воды?!». Конечно, задетые за живое охранители городского порядка кидаются искать негодяя, но тщетно. Тот лишь посмеивается над их усилиями и продолжает свои черные дела.

Наконец, история доходит до падишаха, который требует, чтобы визирь обеспечил поимку злоумышленника, причем не только ради горожан, но и потому, что повелителю любопытно взглянуть на вора. Но тот умудряется даже драгоценную корону из дворца стянуть, ускользнув от стражи. Но все-таки и на него находится управа, как подтверждение известной мудрости, что простодушный способен видеть лучше сотни хитрецов.

o-o.jpeg Мохаммад Реза Юсефи. Дикие кони

Однажды давным-давно, когда правил мудрый и славный царь Тахмурас… Новая детская книга из серии «Шахнаме» посвящена одному из эпизодов легендарной поэмы Фирдуоси, рассказанному так понятно, чтобы юные читатели могли без труда ощутить удивительную атмосферу этого эпического произведения. По преданиям, царь Тахмурас научил людей разводить овец, прясть нитки из их шерсти, делать ткани и шить одежду – вместо звериных шкур, в которые люди одевались до того. Однако растущее благоденствие людей не нравилось владыке тьмы Ахриману, и он посылал против Тахмураса и его народа полчища злобных чудищ-дэвов.

Однажды, выехав со свитой на охоту, царь видит табун диких коней и сразу понимает, насколько легче было бы его воинам противостоять нашествию конными, а не пешими. Но изловить даже одно могучее животное кажется непосильной для людей задачей. «Все очень удивились. Посмотрели на коней, которые словно горный поток неслись в долину, и один из спутников царя спросил: — Разве можно сесть на них верхом? Они же совсем дикие! Кто сможет приручить их? Царь Тахмурас бросил на него гневный взгляд и ответил: — Придётся приручить! Тогда мы сможем победить дэвов».

Поначалу затея не удается, а потом Тахмураса осеняет идея, что можно сплести тонкие, но прочные веревки, сделать из них арканы и попробовать поймать диких коней. И даже если это удастся, продолжают сомневаться люди, то можно ли их укротить… Впрочем, самым главным в этом оказывается даже не сила и ловкость, а способность человека перебороть свой собственный страх.

Oleg_Zhdanov__Putevoditel_po_ulitsam_Mos Олег Жданов Путеводитель по улицам Москвы. Солянка

Известный знаток Москвы рассказывает в новой книге о районе старинного центра, который в прошлые времена если и не был самым престижным, но уж точно – издавна обжитым. Название улицы – Солянка – действительно связано с солью, которая на протяжении веков была важнейшим товаром, поскольку позволяла делать запасы мяса и рыбы, квасить капусту и много другое. «До XVIII века и Солянский проезд и улица Ивана Забелина назывались Солянкой так же, как наша героиня, которая сегодня уходит от перекрестка, где мы стоим, направо. Невозможно не обратить внимание на глыбу серых домов на противоположной стороне улицы (угол с улицей Забелина). Это комплекс доходных домов Московского купеческого общества. С этой точки когда-то и началась история улицы Солянка. До 1913 года здесь располагался Соляный рыбный двор, на котором торговали солью, поташом и соленой рыбой. Солеварение известно на российских землях упоминается в письменных источниках с XI века, а значит, реально существовало еще несколько веков до этого».

На современной Солянке тесно перемешаны приметы разных эпох и архитектурных стилей. Даже сейчас здесь можно найти зримые напоминания о временах, отстоящих от нас на несколько столетий. «За нашей спиной храм, в деревянном исполнении построен еще при Дмитрии Донском, в документах он впервые упоминается в 1365 году как уже существующий. Конечно, церковь Всех святых на Кулишках не раз горела и не раз перестраивалась». Облик всей улицы и ее окрестностей постепенно менялся, небольшие строения уступали место многоэтажным доходным домам, на первых этажах которых размещались разнообразные магазины. Автор уделяет внимание не только архитектурным достопримечательностям, но и легендам, окутывающим старинные дома, и знаменитым людям, которым довелось быть связанными с этим районом Первопрестольной.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
53 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!