7 октября 2016 г., 00:00

717

Рубрика «7 по 7». 7-го числа каждого месяца историк и писатель Алекс Громов рассказывает о 7 книгах

56 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

Oleg_Zhdanov__Putevoditel_po_ulitsam_Mos Олег Жданов Путеводитель по улицам Москвы. Т.1. Замоскворечье
Чем замечателен этот район столицы, почему именно Замоскворечье для многих является воплощение самого духа старой доброй Москвы? Ведь и впрямь кажется, что здесь сохранилась атмосфера былых времен. А сколько городских легенд, примет и поверий связано со старинными особняками, церквями, переулками!.. «Вы оглянулись? Перед вами павильон метро «Новокузнецкая», который стоит на месте церкви Параскевы Пятницы… Если вы – женщина, загадайте желание. Нет-нет. Никаких сумочек и путешествий. Только вечные, пусть и традиционно женские желания: любовь, хорошая семья, прекрасные дети, счастье в доме, достаток и творчество». Вполне возможно, пишет автор, что поверье об исполнении желаний связано не только со стоявшим здесь храмом, но и с тем, что на его месте в незапамятные времена могло находиться святилище языческого женского божества Мокоши. Некоторые черты ее культа впоследствии прослеживались на Руси в народном почитании Параскевы Пятницы.
История Москвы полна загадок во всем, включая названия улиц и районов, да и само ее имя, точное происхождение которого до сих пор не установлено. «Даже важнейший метод лингвистического анализа плохо работает в Москве, ибо она много веков является мультикультурным хором, в многоголосье которого теряются различия между наречиями и языками, а также происходит почти ежедневное прирастание новых, изначально иностранных слов. Так возникает зыбкость исторического тумана, легендарность и даже, отчасти, сказочность в рассказах о Москве». Ведь даже дата основания, отсчитываемая от зафиксированного в летописях момента, когда князь Юрий Долгорукий позвал «на Москву» своего союзника князя Святослава Ольговича, на самом деле заставляет задуматься о том, что дружинам двух князей надо было где-то разместиться, а значит, город в это время уже существовал.

o-o.jpeg Игорь Попов, Муса Хамзатов. Война будущего: Концептуальные основы и практические выводы
В первой главе – «Мифы, стереотипы и заблуждения военной теории и практики» – авторы рассказывают о консерватизме военной организации, оценивая роль опыта прошлого и цитируя крылатую фразу Уинстона Черчилля о том, что «генералы всегда готовятся к прошлой войне». Описано, какой психологической трагедией в 20-х годах прошлого столетия был переход с коня на машину («конь, сабля, бурка и усы – это символы воинской доблести, отваги и романтики», «романтикой от мазута не пахнет»). Далее в тексте разбирается миф о вероломстве, поскольку одна из самых распространенных мифологем войны – это обвинение противника в нечестности. Но должен ли противник действовать честно? А как же военная хитрость? А древнекитайские стратагемы войны и политики? «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжоу… На востоке поднимать шум, на западе нападать… Тайно подкладывать хворост под котел другого…»
В главе «Матрица военных конфликтов» уделяется внимание «традиционной» («регулярной»), «усмирительной», «повстанческой» и «бандитской» войнам. При этом внимание обращается на особенность современных военных конфликтов, заключающуюся в том, что они большей частью ведутся на урбанизированной территории, а не как в прежние века – на открытой местности. «Бандитская война» – особый тип военного конфликта, в котором стороны или не имеют вооруженных сил, или по разным причинам отказались от их применения, и ведут борьбу за достижение своих политических целей всеми доступными им в такой ситуации силами и средствами».
В книге рассматривается концепция «боевых стай», впервые выдвинутая в 2000-м году сотрудниками корпорации RAND, и структура вооруженных сил будущего. В разделе «Печальная участь армии…» подчеркивается, что «парадокс современных войн заключается в том, что в них не всегда применяются вооруженные силы. Более того, не все осознают, что война вообще ведется. Эти войны или псевдовойны могут начинаться с провокаций, которые вводят страну в состояние коллапса и полной неразберихи. Политические цели такой войны достигаются иногда без крупномасштабных военных действий и с минимальными потерями». Этого и не учитывал в 2003 году Саддам Хусейн, и напрасно доверял своей армии Муаммар Каддафи. Сейчас остается актуальным вопрос – сможет ли выстоять тяжелая бронетехника и летательные аппараты против роботов-птиц, роботов-зверей, роботов-насекомых, роботов-пауков?

bez_avtora__Kruzhevo_Ot_intimnoj_mody_do Составитель Екатерина Рычкова Кружево: От интимной моды до идеологических панно
В красочном альбоме демонстрируется более двухсот произведений, созданных три века назад, так и в более позднее, вплоть до наших дней. «В XVII веке для украшения дорогих церковных облачений и светских одежд на Руси широко применялось кружево, плетенное из золотых и серебряных нитей. Несмотря на его высокую стоимость, оно употреблялось не только в царском или боярском быту, но и в быту «гостей» – купцов. Рисунки кружев копировались и повторялись, так что зачастую определить место производства изделия затруднительно».
В России кружево с последней трети XIX века стало крупнейшим художественным промыслом. В тексте кружево сравнивается с филигранью, где «мастер творит изделие из тонких гнутых проволочек». В издании рассказывается и о том, что в каждой местности кружево имело свои особенности, но были при этом и общие черты, что объяснялось тем, что рисунки для плетения переходили из рук в руки по всей России. «Если в мерном кружеве главными являются геометрические узоры – ромбы, то в сцепном кружеве основным узорообразующим фактором служит непрерывная тесьма, делающая бесконечные повороты, виляющая, как извилистая речка или тропинка в лесу (за что кружевницы назвали ее «вилюшка), обрисовывающая контуры преимущественно растительных орнаментов».
После прихода к власти большевиков «появились агитационные сюжетные композиции и совершенно новые элементы – символика советского государства, разнообразная техника». В главе «Советские монументальные панно 1930-1960-х годов» рассказывается о том, что первыми попытками отобразить советскую тему в кружевоплетении стали дошедшие до наших дней образцы кружев с изображениями парашютов и самолетов, которые в конце 30-х сделали ученицы Вологодской кружевной профтехшколы. В Книгу рекордов России занесена акция «Самое массовое кружевоплетение» с участием 570 кружевниц, состоявшаяся в июне 2011 года в Вологде.
В издании использованы материалы Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (его коллекция кружева насчитывает более 12 тысяч предметов XVIII-XX веков), а также других ведущих отечественных музеев и частных коллекций.

o-o.jpeg Энн Руни. Психология за 15 минут
Как работает наш мозг, каждая ли власть продажна и почему мы забываем, зачем зашли в комнату? Руни – доктор философии и преподаватель университетов Кембриджа и Оксфорда, рассказывает о множестве человеческих иллюзий и уловок, которые используются в современном обществе. К примеру – можно ли верить красивой, но слишком молодой фотомодели, рекламирующей крем от морщин? «Звездная» реклама использует тот факт, что положительные ассоциации продукта со «звездой» запоминаются – даже если мы ничего не знаем о самом рекламируемом знаменитостью продукте.
Один из разделов психосоматических заболеваний, множество симптомов которых связаны со стрессом, депрессией и излишней эмоциональностью. Отмечается, что помимо эффекта плацебо есть и противоположный. «Основной пример эффекта ноцебо в действии – это люди, умирающие от проклятия. Например, шаман, который верит в эффективность заклинаний, умирает, если его самого прокляли, даже при отсутствии физиологических причин. Многие врачи отмечали, что пациент умирает вскоре после получения плохого прогноза – задолго до срока, предполагаемого самой болезнью».
В 1967 году в штате Калифорния учитель истории Рон Джонс, не смогший убедить старшеклассников в том, как фашизм в Германии привлек миллионы людей, создал для наглядности движение «Третья волна», целью которого было свержение демократии. Девизом организации стало «Сила в дисциплине, сила в общности, сила в действии, сила в гордости». Прошло всего три дня и «движение насчитывало двести человек (а начиналось с тридцати учеников Джонса). Некоторые члены неожиданно стали доносить о нарушении многочисленных правил. Движение стало саморегулирующимся». На следующий день Джонс собрал всех участников и рассказал, что они участвовали в наглядном эксперименте по фашизму…
В главе «И кем вы себя считаете?» говорится, что «согласно психологу Венди Трейнор, когда мы поддаемся давлению общества, вступает в силу «эффект смещения идентичности». Сначала мы боимся отторжения, если наше поведение не соответствует стандартному поведению группы, подстраиваясь, мы чувствуем себя неуютно, потому что наши действия уже не соответствуют нашим убеждениям или стандартам. Это когнитивный диссонанс».
Помимо множества интересных фактов, в книге даются и практические советы: «если вам нужно запомнить число длиннее семи знаков, проще, если вы «накромсаете» его. А список покупок проще запомнить так: горошек и хлеб, помидоры и масло, кофе и молоко, особенно если группы объединены значением».

Nimatulla_Fazeli__Sovremennaya_iranskaya Ниматулла Фазели Современная иранская культура
Какие метаморфозы происходили в иранцев жизни за последние полтора десятилетия? Как изменения произошли с традиционным дискурсом города? В конце XIX века, как отмечает иранский историк Ярванд Абрахамиан, в городах жило менее одной пятой части всего населения страны. Городское население Персии обитало в 36 городах, причем большинство жило в Тегеране (200 тысяч человек) и Тебризе (110 тысяч человек). В других крупных городах – Исфахане, Йезде, Казвине, Куме и Ширазе численность жителей насчитывала от 20 до 80 тысяч человек. В городах Ардебиль, Кашан и Амол проживало примерно по двадцать тысяч человек.
При этом система городского управления долгое время сохраняла традиционные черты – «вали» и «хакимы» управляли провинциями, а персидские города подразделялись на махалле (прим. – районы), каждое из которых имело своего «кадхода». «Кадхода был посредником между жителями махалле и городским судьей... Он также заведовал кофейнями, зурханами (прим. – залами для занятий традиционным спортом) и общественными банями».
Один из самых первых преобразователей облика персидских городов в XIX веке был визирь Амир Кабир (посещавший Санкт-Петербург), начавший реконструкцию шахских дворцов, затем – дорог, и задумавший организовать и большую артиллерийскую площадку. По приказу владыки-реформатора Насер ад-Дин Шаха (неоднократно путешествовавшего по Европе и восхищавшегося Парижем, его бульварами и площадями) с 1877 по 1891 годов прошла модернизация столицы, поэтому, по мнению многих иранских историков, именно Париж и стал образом для преобразований персидской столицы.
По мере увеличения числа жителей Тегерана они перестали вмещаться на территории, огражденной городской стеной, построенной еще во времена шаха Тахмаспа (1514 — 1576), и почти одновременно с проведением первой переписи населения страны 1867 года началось разрушение старой стены, опоясывавшей Тегеран, и строительство новой. «Тегеранскую площадь Тупхане (Пушечную) можно назвать первичной моделью современного иранского города или, как его еще называют сегодня некоторые иранские исследователи, «тегеранским стилем». Площадь Тупхане, построенная в середине XIX века, включала в себя некоторые элементы и компоненты традиционного иранского города: рынок, правительственный дворец, мечеть и ворота, открывающиеся в сторону жилых кварталов. К старым элементам добавились новые, такие как здание телеграфа, здание горэлектросети, здание мэрии, здание полиции, новая больница и другие учреждения, придающие этой продолговатой площади новый облик».
Отдельные главы книги посвящены университетам, роли музыки, цифровой фотографии и трансформации коммуникативной модели в иранской культуре.

Karina_Sarsenova__Schaste_vopreki_16.jpg Карина Сарсенова Счастье вопреки
В новой книге известной писательницы, психолога, телеведущей собраны поэтические и драматические произведения. В стихах запечатлена роль любви как важнейшего фактора существования и развития и всего человечества, и каждого человека в отдельности. Счастливая, безответная, пылкая, затаенная – любовь затрагивает всякую личность, пробуждает неведомые ранее силы, позволяющие найти свое подлинное «я». Откровенное отражение искренних и сильных чувств органично сочетается с глубокими размышлениями над вечными вопросами человеческого бытия, которые служат краеугольными камнями мироздания: «Вдохновенье глубинами мира, \ Тайной жизни и тайной времён… \ И судьбы разноцветным пунктиром, \ И картинами, скрытыми в нём…» Причем, речь в книге идет не только о романтическом влечении между мужчиной и женщиной, но и о братских, родительских чувствах. Не менее ярко отражена сила и значимость любви и в драматических произведениях. Так, в пьесе «Подпись» два родных брата, однажды поддавшись искушению позавидовать друг другу, поначалу просто отдаляются, а вскоре каждый из них готов пойти на всё, чтобы уничтожить собственного брата. «Это его музыкальные успехи сводят меня с ума! Это он талантливее меня! Это его больше любят и всегда больше любили наши родители! Это он, его жизнь, полная радости и достижений, сводит меня с ума, лишает сна и покоя! Это он мой главный враг, он, кто не имеет права называться моим братом!». Только отчаянный призыв умирающей матери, которая из последних сил стремится напомнить сыновьям, что они все-таки любят друг друга, заставляет братьев прозреть и отступить от роковой черты. Ведь счастливая жизнь и настоящее творчество возможны лишь в любви.

o-o.jpeg Дмитрий Щедровицкий. Свет, который в тебе
В своей новой книге известный ученый-библеист продолжает исследовать важнейшие темы и фрагменты Нового Завета. Автор в процессе всестороннего анализа рассматривает и ветхозаветные тексты, а также приводит множество психологических, исторических, теологических подробностей. На этот раз его размышления посвящены тому самому Свету Первого дня, о котором в начале Книги Бытия сказано: «Да будет Свет!»; множеству смыслов, сосредоточенных в молитве «Отче наш»; закону зеркального воздаяния, значению заповеди о любви к врагам… «Закон «зеркального воздаяния» – один из основных духовных законов мира! Более того, у апостола Иакова мы находим уподобление зеркалу всего Закона Божьего в целом: «Кто слушает слово… тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале…» (Иак. 1, 23) В каком же смысле приводится здесь сравнение с зеркалом? Да вот в каком: все, что ты совершаешь по отношению к другим, ты причиняешь себе самому – духовно и физически». Рассматривается притча о должнике царя, который получил прощение, но сам не пожелал простить собственного должника, за что и постигла его суровая кара. Особое внимание обращено на один из самых сложных для понимания вопросов – возможно ли человеку любить своих врагов, и почему это столь важно. «Потому что именно там, где почва наиболее суха, прокладывают оросительные каналы – более всего жаждет орошения именно пустыня. Так и душа, лишенная внутренней любви, злая и ожесточенная, – более других требует нашего участия. В этом и состоит учение Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших». Рассматривается и образ сокровищ, собираемых на небе, а не на земле, и то, что к числу высочайших нетленных ценностей относится мысль.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
56 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!