1 февраля 2016 г., 00:00

11K

Типология читателей

107 понравилось 16 комментариев 27 добавить в избранное

o-o.jpeg В настоящее время психологический подход к дифференциации читателей основывается, в основном, на таких факторах, как, мотив чтения, читательская направленность, уровень культуры чтения и др.

Мотивы чтения – деловые, самообразовательные, рекреационные – отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типические особенности и психологические характеристики.
Читательская направленность – более широкое понятие, охватывающее все сферы читательской деятельности и психики – от читательских потребностей до интересов и целей чтения.
Уровень культуры чтения является еще более интегральным понятием, куда входит не только мотив и цели чтения, но и умение личностью оценивать прочитанное, глубоко воспринимать текст.


tumblr_inline_nin39y2vXZ1sr52q2.gif

Группы читателей
В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей:
1 группа – читатели, которых в произведении больше всего интересует сюжетно-фабульная сторона. Они ищут в книге изображения сильных чувств, предпочитают книги, которые вызывают ответные эмоции. У читателей явно преобладает установка на развлекательный тип чтения, они неразборчивы в выборе литературы, не имеют способности к анализу произведения, к самостоятельным оценкам и суждениям.
2 группа – читатели, для которых характерна познавательная направленность эстетического восприятия и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение.
3 группа – отличается от предыдущих высокой эстетической культурой, пониманием художественных достоинств произведения, умением анализировать прочитанное.

Читательские типы
В качестве ведущего признака типологии читателей известный психолог Л.И. Беляева выдвинула психологию восприятия литературно-художественного произведения. Каждый читательский тип обуславливается характерными для выделенной группы мотивами, установками, стимуляторами чтения, при этом учитываются особенности восприятия текста и критерии его оценок, последействие произведения. Автором выделено пять типов читателей:
Первый тип – характеризуется оптимальным эстетическим восприятием.
Второй тип – воспринимает слой фактов.
Третий тип – характеризуется рассудочным, познавательным восприятием.
Четвертый тип – характеризуется эмоциональным восприятием, основанным на субъективных.
Пятый тип – характеризуется поверхностным восприятием всех компонентов произведения.

tumblr_inline_nin326OvTa1sr52q2.gif


Типы читателей художественной литературы
Авторы современных типологий С.И. Трубников, Л.И. Беляева и другие анализируют читательскую деятельность в более широком диапазоне многообразных проявлений.
Например, С.И. Трубников выделяет следующие типы читателей художественной литературы:
Первый тип – читатели с неопределившимся вкусом. Их характеризует случайность и хаотичность выбора книг, неопределенность литературно-художественных интересов. Типичный запрос таких читателей: «Дайте что-нибудь интересное»;
Второй тип – читатели с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса. У этих читателей ярко выражена односторонность выбора литературно-художественных произведений (только про шпионов, только про любовь, только про войну);
Третий тип – читатели с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса. Читателей этого типа также характеризует односторонность (тематическая, жанровая и т.д.) выбора литературно-художественных произведений для чтения, но при этом они обладают относительно развитой способностью оценивать произведения, извлекать уроки из ошибок выбора. Если для читателей первых двух типов характерно пассивно-потребительское отношение к художественной литературе, то в третьей группе довольно часто наблюдаются читатели с активно-деятельным отношением (стремление к общению на материале прочитанных произведений, участие в литературных конференциях, диспутах).
Четвёртый тип – читатели с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими сторонами литературно-художественного вкуса («эклектичный вкус»). Для этого типа характерна большая активность в выборе литературно-художественных произведений. В отличие от читателей первого типа, которых также может характеризовать частое и разностороннее общение с произведениями художественной литературы, читатели четвертой группы интересуются определенными авторами, темами, жанрами.
Пятый тип – читатели с негармонически развитыми сторонами литературно-художественного вкуса («негармонически развитый вкус»). Эти читатели отличаются активностью выбора произведений, широтой и разносторонностью интересов к литературе. Для их чтения в целом характерна хаотичность, неустойчивость интересов, но даже в их интересах можно наблюдать отсутствие должного единства и согласованности.
Шестой тип – читатели с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон литературно-художественного вкуса. Эту группу характеризуют широта, разносторонность и целенаправленность выбора.

Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. Пока очевидно, что единой универсальной классификации быть, видимо, не может, однако, некоторые читательские характеристики являются общими для определенных читательских групп.

В группу Новости Все обсуждения группы
107 понравилось 27 добавить в избранное

Комментарии 16

осталось только разобраться в нас, ху из ху )))

А почему нет 4 группы - читатели-врушки. "Читатели", которые якобы чего-то там читают и очень этим выпендриваются. А на деле они либо ничего не читают, либо почитывают всякую современную дребедень, а классику, любовью к которой они кичатся, на деле читали только в сокращенном варианте.

julfed, О вы правы, нужно зайти в источник и написать авторам этой статьи. А то правда забыли одну из многочисленных групп)))

julfed, Или читатели которые читают, но не усваивают прочитанного; которым главное количество, а не качество. С ними начинаешь обсуждать книгу, а они ничего кроме сюжета рассказать не могут.

Я сама делю читателей на типы, на свой лад. Описывать не буду, это долго. Очень не люблю тех, кто читает только книги, которые " могут принести пользу". То есть разная там художественная литература, это все бесполезная чушь, и не стоит на нее тратить время. Вот книга о "самосовершенствовании" это полезная книга, ее надо читать! Она научит тебя, как жить, быть умным и успешным. Полезны книги о том, как общаться с людьми, как внушать посторонним, что ты крут, как говорить так, что бы все слушали, как писать так, что б все читали, как заработать миллион с нуля, как охмурять противоположный пол. Начитается гражданин таких книг, и в бой ...

все это противоречит "Декларации прав читателя", п. 5: "Право читать что попало".

Потрясающее разделение на группы. Раз я жду от книги, что она вызовет во мне какие-либо эмоции, то я не способна не то что к анализу, а даже к самостоятельным оценкам и суждениям. Да что за бред-то.

SickSadWtfWorld, И пойти посыпать че-нибудь пеплом, неможащим характеризоваться "оптимальным эстетическим восприятием"... Эх.

у автора, наверное все соседи на группы поделены

snob, Вы так говорите, будто это что-то плохое.

Статья о том, какие мы все разные и не поддаемся классификации, но автор все-таки запарился и потратил время на написание этого текста :D
И все б ничего, но никаких толковых выводов и итогов из статьи сделать не получается.

Настаиваю в отдельную группу выделить филологов на всю голову.

Разделение, конечно, очень условное и, имхо, не полное. А я согласно ему никак не могу определиться, к четвёртому или пятому типу я отношусь.

всех, кто не хочет относиться к определенному типу, нужно лишать чтения и вообще, лучше изолировать от общества

Читайте также