15 июня 2016 г., 20:45

571

«Клоп, проехавшийся по русской литературе». Зачем читать Белинского

88 понравилось 5 комментариев 12 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Елена Яковлева

11 июня 1811 года родился знаменитый русский критик ХIХ века Виссарион Григорьевич Белинский.

Мало кто из учеников понимает, зачем в школе задают читать статьи Белинского о Пушкине, Гоголе, Грибоедове… Понимали бы ещё меньше, если бы знали, что главного критика золотого века выгнали из университета с формулировкой «по причине болезни и безуспешности в науках». Однако именно ему было суждено повлиять на историю русской литературы. АиФ.ru рассказывает, почему Белинский был и остаётся гениальным публицистом.

«У нас нет литературы»
Даже после исключения из университета Белинский продолжал заниматься самообразованием, зарабатывая на хлеб мелкой журналистской работой и переводами с французского языка. Свою карьеру он начал секретарём у графомана Дермидона Прутикова, а закончил ведущим критиком некрасовского «Современника».

Белинский не всегда критиковал других авторов со страниц литературных журналов, публицисту было всего 19 лет, когда он написал собственную драму «Дмитрий Калинин», но цензурный комитет признал его пьесу безнравственной и даже пригрозил сослать автора в Сибирь или отдать в солдаты. Вторая попытка литератора состоялась только спустя 8 лет, но тоже была неудачной. После написания 5-актной драмы «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» Белинский окончательно убедился, что его призвание — только в критике, и больше не отступал.

О Белинском как о критике вся читающая публика узнала уже в 1834 году, когда была опубликована его статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Юный автор смело заявлял, что «у нас нет литературы», а есть лишь небольшое число писателей. Но, несмотря на неприятное откровение, он видел в этом залог будущих успехов: «Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, — и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того, чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предаётся изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике. Век ребячества проходит, видимо, — и дай Бог, чтобы он прошёл скорее».

«Санитар» литературы
Повернуть нашу литературу на новый путь было под силу либо гениальному писателю, либо критике. И за дело взялся Белинский. Его главная заслуга заключается в том, что он дал точное определение литературе, разложил буквально по полочкам, что она такое, чем занимается и зачем вообще нужна.
Белинский постарался изменить шкалу художественных ценностей и развенчать представления о сущности искусства. Публицист заявил, что литература — это не «невинное и полезное занятие… для успеха в котором нужны только некоторая образованность и начитанность», что «творчество есть удел немногих избранных, а вовсе не всякого, кто только умеет читать и писать».

Белинский очень болезненно воспринимал тот факт, что к литературному ремеслу относятся несерьёзно, за него берутся «и сапожники, и пирожники, и подьячие, и лакеи, и сидельцы, словом, все, которые только умеют чертить на бумаге каракульки. Откуда набралась эта сволочь? Отчего она так расхрабрилась?» Знаменитый критик тратил годы своей жизни на то, чтобы читающая публика научилась отделять зёрна от плевел, настоящую литературу от второсортной.

О том, что Пушкин — великий русский поэт, сегодня знает каждый школьник, но именно Белинскому мы обязаны, что его имя не затерялось в толпе. Публицист сумел разглядеть талант «солнца русской поэзии», в то время как другие современники считали Пушкина всего лишь сочинителем острых стишков и сносным прозаиком. И именно Белинский объяснил, почему Гоголь — революционер, а не «весёлый клеветник», каким его видели многие.

картинка Arlett
Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского. Художник А. Наумов 1881 год.

«Оставьте нам Белинского»
Сегодня можно лишь удивляться тому, как Белинский, разнося в пух и прах сочинения своих друзей и приятелей, по-прежнему оставался с ними в хороших отношениях. А всё потому, что к нему, к его таланту всегда относились с уважением. И когда известный критик Василий Розанов говорил, что Белинский — «клоп, проехавшийся по русской литературе», то непременно добавлял «оставьте нам Белинского, потому что это и есть наша няня». А Достоевский, сравнивая Белинского со «смрадной букашкой», отмечал, что он «беззаветно восторженный».

Интересно, что при личном знакомстве Белинский чаще всего разочаровывал своих современников: вместо солидного человека, которым представляли «отца русской литературы», перед ними оказывался стеснительный юноша невысокого роста с болезненным цветом лица, который к тому же «сморкался громко и неизящно».

Белинский умер всего в 36 лет. Последние годы его жизни и вовсе были нелёгкими — он страдал от туберкулёза. И как однажды заметил историк Константин Кавелин, «угасал он очень кстати» — так как дело было накануне «эпохи цензурного террора» 1848–1855 годов.

В группу Статьи Все обсуждения группы
88 понравилось 12 добавить в избранное

Комментарии 5

перефразирую: "Выдайте нам нового Белинского!", а то снова пирожники разбушевались)

У меня контекстная реклама среагировала - "Уничтожим клопов".
Вообще интересный вопрос, кто вознёс того же Некрасова, к примеру, над Писемским и тем самым создал представление о русской литературе, как о литературе упадка.

Но вообще я пишу этот коммент, потому что имя Дермидон Прутиков поразило моё воображение. Реальный человек? А звучит как водевильный писака, который обязан приставать к главной героине во втором акте)))

А на Лайвлибе,пожалуй,тоже есть свои Белинские,жаль только,что за огромным кол-вом рецензий их трудно заметить :-)

Юноша изменявший историю.
Интересно, какие бы писатели остались в истории, без вмешательства его мнения.
Самое главное, что он был не просто критиком, а вдумчивым систематизатором. И этому мы у него уже научены.

О том, что Пушкин — великий русский поэт, сегодня знает каждый школьник, но именно Белинскому мы обязаны, что его имя не затерялось в толпе. Публицист сумел разглядеть талант «солнца русской поэзии», в то время как другие современники считали Пушкина всего лишь сочинителем острых стишков и сносным прозаиком.


Мы обязаны Белинскому, что Пушкин не затерялся в толпе?! Ой-ли! А так-то без этого критика, никто бы и не понял что Пушкин гений. Пушкин к тому моменту как Белинский первый раз опубликовался написал, внимание:
Поэмы
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Гавриилиада (1821)
Вадим (1821—1822)
Братья разбойники (1821—1822)
Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825)
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Роман в стихах
Евгений Онегин (1823—1832)
Драматические произведения
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Каменный гость (1830)
Пир во время чумы (1830)
Проза
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Гробовщик
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
История села Горюхина (1830)
То есть Пушкина все знали, уже Николай Первый стал его личным цензором, но все заметили его только благодаря Белинскому. СМЕШНО! Это уже значительно позже Белинский пишет статью о творчестве Пушкина, но это как всегда посредственность вылезает за счет критики, не важно какой, великих. Кстати, в Литературном институте, в курсе русской критики Белинскому не уделяют большого внимания. Его значение раздули при Советской власти, ну как же, обличитель реакционного самодержавия. А литературная и критическая составляющая ужасна. Прочитал его пьесу "Дмитрий Калинин" - это просто ужас. Человек не знал законов драматургии, а бросился писать. После того как дали по шапке, решил критиковать. А хороших критиков не хватает, это правда.