15 мая 2016 г., 12:10

5K

«Явление незаконное». Загадочная и необъяснимая судьба Михаила Булгакова

119 понравилось 28 комментариев 19 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Марина Мурзина

15 мая исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Он прожил 48 лет. Из них в литературе - 20, начав писать ещё во время скитаний по Кавказу.

Рукописи не горят!
Булгаков, сам себя называвший «затравленным волком» в литературе (как он подсчитал, из 301 критического отзыва на его творчество - лишь 3 положительных), был более всех беспощаден к себе сам. Из его записок: «Рвань всё… Всё делаю наспех. В душе моей печаль», «Порвать, сжечь… от людей скрыть. Но от самого себя - никогда». Всю жизнь судивший себя и своё творчество исключительно с высшей точки зрения - совести и вечности, Булгаков неслучайно назвался «мистическим писателем»: в 1926 г. во время обыска у писателя изъяли дневники и текст «Собачьего сердца», который существовал в одном экземпляре. Дневники пропадут навсегда, а «Собачье сердце» ему вернут спустя два года. Говорили, что этому чудесному возвращению текста из анналов ОГПУ помог будто бы Максим Горький.

А «Мастер и Маргарита»? Первый вариант 1928 г. Булгаков опять же сжёг, как и его герой в романе. Как и его любимый Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Сжёг - и следующие 10 лет неотступно думал о романе: «Точно дьявол меня заколдовал», «я погребён под этим романом». Сказать, что великий текст «романа века» создавался мучительно тяжко, - не сказать ничего. Булгаков выстрадал этот роман. Он шифровал его, прятал, диктовал уже смертельно больным, превозмогая ужасные боли, борясь с ускользающим порой рассудком. И умер со словами о романе, едва выдыхая: «Чтобы знали. Чтобы знали». Взяв с жены Елены Сергеевны клятву, что она сохранит рукопись и «Мастер и Маргарита» увидит свет.

Роман вышел в журнале «Москва» в 1966-м - 50 лет назад, через 26 лет после смерти автора. И с тех пор многократно истолкованный и переведённый на сотни языков роман живёт, о нём спорят и спорят - учёные и экстрасенсы, философы и священнослужители. «Мастер и Маргарита» воспринимается, особенно на Западе, как вершина нашей литературы ХХ века.

«Я не погиб»
Борис Пастернак как-то в разговоре о Булгакове сказал, что явления в литературе бывают законные, «а Булгаков - явление незаконное».

Самое, пожалуй, «незаконное», необъяснимое и загадочное - это сама его судьба. Он чудом не погиб на войнах, не сгинул в ужасах и кровавом месиве революции, большевистской и сталинской диктатур. Один лишь раз его допрашивали в ОГПУ: тогда, в 1926-м, когда был обыск в его квартире - по доносу кого-то из присутствовавших на «дружеских» чтениях им «Собачьего сердца». Доносчиками и агентами при его обширном круге общения он был окружён всегда (есть даже предположение: и сама Елена Сергеевна, третья его жена, верный друг, хранительница его архивов, была якобы «приставлена», чтобы следить и докладывать куда следует).

А ведь, казалось бы, Булгаков - идеальная мишень для властей. В роду, по обоим родителям, священники, отец - доктор богословия в Киевской духовной академии. Первая жена - дворянка, дочь дейст­вительного статского советника Татьяна Лаппа. Родители обоих были против их брака. Но они поженились и прожили вместе самые трудные 11 лет, до 1924-го.

Булгаков хорошо знал историю, литературу, музицировал. Выучился на врача, получил место земского док­тора в Смоленской губернии. Юная жена, бросив университет, едет с ним. Она была с ним на фронтах и Первой мировой, и Гражданской. Ассистировала на ампутациях. Пристрастившись к морфию, в припадках ярости он кидался в неё горящим примусом, пытался выстрелить… Морфий с трудом доставала она и вкалывала его тоже она, а потом понемногу уменьшала дозы.

И отучила мужа от страшного недуга.

Потом была жизнь на Кавказе, жуткая нужда. Булгаков так вспоминал те времена: «И совершенно ясно и просто передо мною лёг лотерейный билет с надписью - смерть… Я не погиб».

Долой булгаковщину!
Нищий, неустроенный, без всяких связей, 30-летний Булгаков осенью 1921 г. приезжает в Москву. Одно он твёрдо знает, что будет только писателем. Жильё - комната сестры на Б. Садовой, д. 10. В той самой «нехорошей квартире» № 50 в семь комнат, превращённой в грязную, дурно пахнущую коммуналку. Аннушка, вошедшая вместе с «Мастером» в мировую литературу, - это соседка Булгаковых Анна Горячева.

Да почти все персонажи у него «родом» из той коммуналки. Булгаков этот новый советский быт ненавидел и, будучи беспощадным сатириком, обливал его «яростью и злостью». Сталин заметил по поводу запрещения в 1931-м пьесы Эрдмана «Самоубийца»: «Мелко берёт, поверхностно. Вот Булгаков! Тот здорово берёт. Против шерсти берёт! Это мне нравится». Булгаков вообще нравился вождю - своим талантом, дерзкой свободой. Сталин, поклонник «Дней Турбиных», высказался так: «Если такие люди, как Турбины, сдаются перед большевизмом, значит, он непобедим, и, значит, пьеса Булгакова скорее приносит пользу, чем вред большевизму».

Булгаков, никому не известный провинциал, избрал в литературе самый опасный путь - путь сатирика, остро, смело, ядовито изображающего советскую действительность. В середине 20-х написаны абсолютно крамольные по тем временам его сочинения: «Багровый остров», «Роковые яйца», «Собачье сердце». В прессе началась кампания «Долой булгаковщину!». «Роковые яйца» заклеймили как «наглейший, возмутительный поклёп на Красную власть». Запрещены «Записки на манжетах», сняты из репертуара Художественного театра столь любимые Сталиным «Дни Турбиных», запрещены «Мольер», «Белая гвардия»…

Булгакова перестают печатать вообще. С 1928 по 1938 г. он написал шесть писем властям, пять из них лично Сталину. После одного из них, в 1930-м, вождь позвонил опальному писателю. О звонке заговорила вся Москва. Работу ему дали - режиссёром в МХТ. «Дни Турбиных» экстренно восстановили. Разрешили даже написать пьесу о молодом Сталине-революцио­нере! Булгаков, который был «прикончен, измучен, отравлен тоской» (это из его писем «наверх»), воспрял. Но вождь Булгакову больше не звонил и не ответил ни на одно из писем. Пьесу о себе, «Батум», запретил. В 1939-м Булгаков смертельно заболел и 10 марта 1940-го скоропостижно скончался в страшных муках - от той же болезни, что и его отец (гипертонический нефросклероз), сам поставив себе диагноз и предсказав с поразительной точностью сроки своего ухода. Он умер в Прощёное воскресенье, накануне Великого поста. И в свете всё того же рокового его романа, действие которого происходит на Страстной неделе, Великий пост завершающей, это тоже кажется мистикой.

В группу Статьи Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

119 понравилось 19 добавить в избранное

Комментарии 28

Спасибо!

Спасибо за прекрасную статью!

Спасибо, Арлетт, немного, но все таки новое узнал!

Vit-Alik, Не за что :)
Моей заслуги здесь нет, автор статьи Марина Мурзина. :)

Clickosoftsky, У меня где-то были фотки с предыдущим слоем подъездной живописи.

Сегодня как раз читала выдержки из лекции Быкова:

"Мастер и Маргарита" - это самая популярная книга Булгакова, именно потому, что это самая слабая его книга. Сложный, умный, глубочайший роман о русской революции "Белая гвардия" был известен читателям на две трети. Пьеса, поставленная по этому роману, гораздо слабее романа, но и она лучшая у Булгакова. Тем не менее пьеса эта была доступна немногим счастливцам, она была разрешена в единственном театре, известность ее была очень клановой и очень элитарной, большинство о ней попросту не знало.
Лучшие сатирические пьесы Булгакова "Зойкина квартира", "Багровый остров" существовали как легенда у московских театралов и, может быть, были знакомы опять-таки близкому кругу Булгакова в авторском чтении. Но даже когда они хлынули, разрешенные, на сцену, ни "Блаженство", ни "Зойкина квартира", ни "Багровый остров" не стали хитами. То ли потому, что время их ушло, а пьесы к тому времени очень привязаны невероятной точностью реалий. То ли потому, что тот читатель и зритель больше не существует. А может быть, в них нет, как говорил Музиль, той неизбежной примеси масскульта, которая делает общепринятый шедевр шедевром. В "Мастере" эта примесь очень велика.

KillileaThreshold, Дима Быков - один из самых популярных "литературоведов". Именно потому, что один из самых слабых. Не говоря уже о том, что он родом из того самого масскульта.

KillileaThreshold, аргументируйте своим мнением,пожалуйста

KillileaThreshold, вы хоть знаете о чём говорите,или только цитаты копировать умеете?

MarinaVoznesenskaya, Вы хотите, чтобы я вам ответила на заданном вами хамском уровне или проявила минимальную вежливость?

KillileaThreshold, Вы правы,сатира для ограниченного времени.Шутки 70х и 80х сейчас непонятны молодёжи ,так и с Булгаковым увы!

kortesse, Почему "увы"? Мне кажется, книги вообще живут в очень ограниченном контексте времени. Но это как раз нормально, это признак того, что общество все же идет куда-то. :)

KillileaThreshold, Смотря какие книги.По Вашему получается ,что классика уже должна исчезнуть,а она читается!
конечно не всеми,но и Библию и Веды и Рамаяну читают до сих пор.Да общество движется, но Нагорная проповедь до сих пор звучит как откровение для многих людей.К сожалению политика своими манипуляциями обесценивает целые пласты литературы и ложью заставляет людей забыть то,что не угодно политикам.Поэтому УВЫ!

kortesse, Библия - это не классика и не худлит вообще, она является квинтэссенцией христианской религии и, кстати, уже столько раз интерпретировалась и адаптировалась, что трудно сосчитать. "Декамерон" - вроде классика, но кто согласен рассматривать эту книгу иначе как с пометкой "вот были же нравы!", то есть относиться иначе как к историческому документу? Шекспир уже ближе, но актуальность его произведений - эпизодическая.

KillileaThreshold, Прошу меня извинить ,был в отъезде и не ответил.Так вот Библия по вашему не классика, правильно это инструкция,свод законов для жизни тогдашних людей.А что изменилось? Да мы много раз на дню упоминаем имя божье и кстати и некстати.Ведь классику мы помним и цитируем не уставая.Почему тогда так часто цитируем Библию?
Декамерон уже потому классика,что ничего не поменялось с тех пор ,люди так же изменяют как и раньше,то есть нравы в общем то не изменились.Поменялся антураж и только.
Шекспир даёт нам возможность посмотреть как рождается измена и предательство,как трагична бывает любовь. Мольер не побоялся церкви и посмеялся над попами ханжами, Бальзака с его экстравагантностью в Париже чуть ли не за дурака принимали, он писал правду про французов , а такое не прощают.Поэтому классика до сих пор актуальна,потому что с чем ни сравни сейчас всё то же самое,так же ханжествуют и лебезят и продают за энную сумму денег, изменился только антураж ,а люди такие же....

kortesse, Предположим, классику цитировать я уже редко берусь. Возможно, раньше, когда я была молода и пафосна, мне бы и пришло такое в голову. Сейчас же, по осознании неоднозначности всего - в том числе и этой классики - стараюсь осторожнее кидаться цитатами. Кроме того, есть стойкое ощущение, что человек пользуется чужими мыслями, когда своих в голове еще нет... :) Поэтому цитаты - это не показатель. Просто вообще.
Нравы тоже поменялись. Но не у всех. Там, где цивилизация никуда не ушла, там и нравы все те же, и песни все те же. Но, боюсь, будущего за такими государствами не будет. Римская империя - наглядный показатель. Все должно меняться... и литература в том числе - выучили один урок, переходим к следующему. А топтание на месте - верный признак того, что прогнило что-то в датском королевстве, а естественный отбор такого не прощает.
Впрочем, тут наша беседа принимает некий философско-, социо- и культурологический крен. ))) Я и сама его боюсь! :)

Concludent! Frumos!

Чудная статья о Михаиле Булгакове. Почитайте. Коротко, удивительно емко и с нежностью.
Мы мало о нем знаем. Спасибо автору. Почитайте Булгакова. Задумайтесь.

Кажется, что я, более близок к той ветви истории, что пошла в сторону от большевистского эксперимента.
Где там моя Москва в которой "Аннушка уже разлила масло", и та действительность, где еавярняка знают, что "Осетрина не может быть второй свежести".

Кажется, что я, более близок к той ветви истории, что пошла в сторону от большевистского эксперимента.
Где Москва в которой на сквере "Аннушка разлила масло"...
И та действительность, в которой точно знают, что "Осетрина не может быть второй свежести".

Спасибо, Марина, за прекрасную статью.

Читайте также