15 апреля 2016 г., 11:38

7K

ПостНаука: Добро и зло в «Гарри Поттере»

256 понравилось 66 комментариев 92 добавить в избранное

o-o.jpeg Филолог Мария Штейнман о системе отражений, жертвенности и двойниках Гарри Поттера

Когда мы говорим о добре и зле в «Гарри Поттере» , мы должны очень четко представлять себе, что Роулинг не писала поучение, проповедь, дидактику и так далее. Это книга, которая развивалась по своим законам и в той ситуации, в которой Роулинг ее писала. И естественно, как и художественный текст, проблематика книги тоже имеет несколько очень любопытных и важных уровней.

И самый первый — это вопрос о жертвенности и спасении. Когда Роулинг работала над сюжетом «Гарри Поттера», она пережила потерю матери. На нее это повлияло колоссально, и мы понимаем, что Гарри во многом транслирует те чувства, которые пережила автор книги. Это первый момент. А второй момент — Роулинг, конечно, следует за классической идеей мифа о покровительстве ушедшей матери. Это есть и в русских сказках — кстати, та же самая «Крошечка-хаврошечка», — и в сказках братьев Гримм, буквально тот же самый сюжет.

У Роулинг эта тема трансформируется, тема посмертного благословения переходит в идею защиты. Как мы помним, Гарри защищен вплоть до конца четвертой книги. Он защищен физически от Волан-де-Морта. И, более того, до тех пор, пока он находится в доме, делит кров с родственниками матери, он тоже неуязвим. Вокруг дома Дурслей тоже развивается достаточно много забавных сюжетов. Гарри, как мы помним, недоумевает, почему он обязан возвращаться в этот дом каждое лето, и только потом выясняется, что это залог его безопасности.

Второй момент — это фигура, конечно, Снегга, одна из самых загадочных и дуалистических. Снегг — это, собственно, первый волшебник, с которым знакомится Лили, и, с другой стороны, это такой одновременно друг-враг, антагонист-протагонист по отношению к Гарри. Существует огромное количество версий — философских, религиозных, эзотерических, юнгианских, которые объясняют поведение Снегга. Конечно, во многом это юнгианская фигура, фигура такой тени, которая преследует Гарри. С другой стороны, это двойник Гарри. Также у Гарри есть еще один двойник, и это сам Волан-де-Морт. Получается очень загадочная ситуация: они все похожи — либо рано остались без матери, как Гарри и Волан-де-Морт, либо мать была подавляема, как в ситуации у маленького Снегга. Также они все полукровки, не волшебники на сто процентов (кстати, идея того, что Гарри — полукровка, конечно, не касается его напрямую, потому что формально у него оба родителя волшебники, но его мама неволшебного происхождения).

Все в целом рождает очень сложную структуру отражений: у нас есть Гарри, отражение его — Снегг, отражение его — Волан-де-Морт. Снегг — это до какой-то степени «ангел», но все-таки хранитель, потому что он защищает Гарри, как мы это потом выясняем. И помножьте на абсолютно фрейдистский мотив проекции отцовства на Гарри, потому что Снегг все время видит в Гарри своего вечного соперника Джеймса — счастливого соперника Джеймса, который женится в результате на Лили, а Снегг остается ни с чем, но продолжает ее любить.

Параллельно давайте посмотрим на идею защиты со стороны отца через абсолютно мифологического оленя, через принимающего облик оленя патронуса Гарри. Этот патронус и есть проекция Джеймса. Он же анимаг, оборотень по сути, только такой оборотень по своему желанию, и он трансформируется именно в оленя. А параллельно мы вспомним, что патронус Снегга — это лань, а лань — это патронус Лили. Иначе говоря, это не просто бесконечная система отражений, а система смыслов. Именно поэтому, наверное, Роулинг удается избежать плоской дидактичности в своей книге. Смыслы очень сложно уложить в прокрустово ложе притчи или даже аллегории — они существенно шире.

Следующий вопрос — это, собственно, вопрос о добре и зле. Гарри, как мы понимаем, объединяет в себе и добро, и зло по той самой причине, что, с одной стороны, Гарри защищен материнским благословением, Гарри абсолютно позитивный образ, но, как мы помним, он же носитель, он же крестраж для самого Волан-де-Морта. Как с этим быть? Если первоначально Гарри точно знает, на какой он стороне — света или тьмы, добра или зла, — затем все меняется. Кстати, психологически это оправдано. Когда он проходит этапы подросткового протеста и так далее, мы обнаруживаем, что он внезапно видит в себе все больше и больше негативных проявлений. Очень любопытно, что фильм решает эту проблему слишком плоско. Есть злобное влияние Волан-де-Морта, актер нервно дергает шеей или головой, как-то конвульсивно, и всем все понятно: это влияние злобного Волан-де-Морта.

В книге все сложнее. Гарри сам не понимает очень многих своих поступков. Он не понимает, почему он поступает так или иначе. Гарри может вести себя достаточно жестко без всякого указания со стороны Волан-де-Морта. Это, собственно, поведение в шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка», когда Гарри чуть не убивает Малфоя. Да, он бывает жестоким без всякого Волан-де-Морта. Это просто этапы развития личности.

И самое главное, что Роулинг очень четко, устами Дамблдора дает нам ключ к пониманию и образа Гарри Поттера, и всей ее книги. В одной из ситуаций Дамблдор объясняет Гарри: «Вопрос не в том, какие в тебе начала, — вопрос в том, какое начало ты выбираешь, какой выбор ты сделаешь». И это важная идея свободы воли. Предопределения нет. Мир волшебников, вселенная Роулинг действительно колеблется на определенных весах. Это момент в самой первой книге, когда Гарри решает, на какой факультет он пойдет, потому что по сути это и есть его решение, он выбирает определенную сторону. И он прекрасно может учиться на Слизерине, потому что он умен, отважен, в нем есть эта скрытая жесткость, если не сказать жестокость. Но параллельно он выбирает дружбу, путь своего отца и своей матери.

И точно так же будет несколько раз повторяться эта идея выбора, когда Гарри совершает определенный поступок, причем не столько физический, сколько моральный. В этом плане самый главный выбор, перед которым стоит Гарри, — это та система дуальности, которую Роулинг подает через образы Даров Смерти и крестражей. Конечно, это традиция даже не столько Клайва Льюиса, сколько Толкиена. Важная проблематика — это вопрос бессмертия. Что человек выбирает? Он выбирает бессмертие тела или бессмертие души? Потому что вся суть идеологии Пожирателей смерти в том, что они выбрали бессмертие тела и к тому же копируют Волан-де-Морта. Он выбрал бессмертие тела, более того, он выбрал, если угодно, вожделение тела. Он привязал себя к материальному миру через расщепление души. Это, кстати, очень глубокий образ, отчасти соотносящийся с концепциями некоторых учителей в иудаизме: после того как Адам совершил грехопадение, его душа была разделена на множество частей. И когда Волан-де-Морт совершает преступление, его душа расщепляется.

И второй момент — это бессмертие не телесное, но духовное. Парадокс в том, что оно тоже дублируется. Те Дары Смерти, которые хочет приобрести Гарри, — это определенное искушение. Как мы помним, Дамблдор этого искушения не выдерживает в своей юности. Это еще один парадоксальный двойник Гарри Поттера, потому что, когда он находится ровно в том же возрасте, в котором находится Гарри в седьмой книге, он поддается искушению собрать все Дары Смерти, абсолютно эзотерические по сути, поскольку они обозначают классический глаз в треугольнике, око Бога.

Дамблдор пытается собрать Дары, для того чтобы избежать физической гибели, — и они ему не даются. Гарри получает эти Дары буквально на блюдечке, потому что они нужны ему не для себя. Они нужны ему для того, чтобы одолеть своего негативного двойника, свою юнгианскую тень, поэтому эти Дары приходят к нему практически сами. Плащ ему отдает Дамблдор, этот плащ пришел к Гарри по наследству, плащ-невидимка. Волшебная палочка — это тот самый артефакт, который одновременно является и Старшей палочкой, и Бузинной палочкой (у Роулинг это очень хорошо обыграно).

И камень — аналог философского камня, тоже отражение. В первой книге философский камень дает бессмертие, в последней книге это камень воскресения. И его тоже просто приносят ему. Вопрос, когда Гарри осознает и соберет их воедино, — это вопрос его внутренней готовности пожертвовать собой ради других. Только в таком случае эти вещи приходят к нему вместе с ответами на эти трудные загадки, которые он должен решить, чтобы собрать все Дары воедино.

Добро и зло присутствуют в книгах о Гарри Поттере, но они никогда не смешиваются. Они как вода и масло: они есть, но это не манихейский дуализм, не идея, что одно перетекает в другое. А это идея их абсолютной разделенности и, самое главное, осознанного выбора со стороны того или иного героя.

Источник: ПостНаука
В группу Статьи Все обсуждения группы
256 понравилось 92 добавить в избранное

Комментарии 66

Хорошо написано

Спасибо!
Замечательная статья.
Аж захотелось еще раз перечитать ГП)))

Дмитрий Быков в своей лекции "Гарри Поттер. Евангелие от Роулинг" тоже довольно подробно и увлекательно интерпретирует этот сюжет.

KillileaThreshold, Ох, спасибо вам за наводку, послушала, получила массу удовольствия!

radiomiku, Мне тоже показалось интересным, несмотря на то, что я даже не со всем могу согласиться. )

KillileaThreshold, Увлекательно - да, но это просто чушь и буффонада. Не ожидал такого от Быкова.

KillileaThreshold, Все параллели Поттера с Евангилием надуманы, логические связи искажены религиозными и литературными взглядами Быкова. Поттер как первая книга, которая персонифицировала зло в одном человеке? Дамблдор - Бог? Снейп - Иуда? А Роулинг в курсе? Всю эту надуманную, высосанную из пальца чушь, можно таким же образом надумать абсолютно о любой книге. "Колобок как предтеча сатаниской библии", "Экзистенциальное влияние сказок о Бабе Яге на творчество Марселя Пруста" - это из той же оперы. Ненавижу, когда на законченном произведении пытаются нагреться материально (лекция платная, кстати) или пропиариться, выдавая безумные фантазии на тему "что хотел сказать автор".

OzTory, Просто погуглите: 'Christianity inspired Harry Potter'
"To me, the religious parallels have always been obvious," Rowling said. "But I never wanted to talk too openly about it because I thought it might show people who just wanted the story where we were going."
Если даже параллели надуманы, то надуманы слишком большим количеством читателей, в том числе самим автором. В этих условиях надо задуматься - возможно, это вы не видите очевидного. :)

KillileaThreshold, Человечество использует одни и те же образы и сюжеты, они являются общекультурными единицами. На них же построена Библия и все остальные мифы. Приписывание этих образов и сюжетов авторству создателей Библии есть ни что иное, как замена местами причины и следствия. Я могу сочинить лекцию, подобную лекции Быкова, "Гарри Поттер. Мифы Древней Греции от Роулинг", "Индуизм как двигатель сюжета в Гарри Поттере". Люди видят то, что хотят видеть. Если они хотят видеть Евангилие, они его увидят. Если Роулинг хочет видеть черную Гермиону, она ее увидит. Если она одолжила куски Библии или Властелина Колец - ее право, но не это сделало книгу бестселлером, как вещает Быков.

OzTory, Авторам Библии никто ничего не приписывает - думаю, все в курсе, что культура существовала и до нашей эры. Но христианство построено на идее Спасителя и Добровольной жертвы, забить на этот простой факт и не видеть аллюзий в книге Роулинг, а также игнорировать ее собственные слова - нужен особый талант. :) Коммерческий успех книги объясняется совокупностью обстоятельств и исключить оттуда факт сходства с библейским сюжетом крайне сложно.

KillileaThreshold, Особый талант нужен, чтобы заявить, что Гермиона могла быть чернокожей. У Роулинг таких талантов уйма. Идея добровольной жертвы появляется в заключительной части, а когда Поттер стал популярным? Задолго до того, как Роулинг начала играть в серьезную литературу! Лучше б Быков рассказал, насколько смехотворна последняя часть - "Дары Смерти", где автор сместила сюжет в сторону "Властелина Колец" и средневековой сказки а-ля братья Гримм, непонятно как и зачем пришитой. Быков иногда хорошо подмечает нелепицы и оправдания их Дамблдором, но делает из этого неверные выводы, поскольку привык делать неверные выводы из-за Библии, где нет ничего верного - обычный хаос на хаосе, а так хочется найти смысл. Библейские сюжеты стали мейнстримом, голывудом, а затем литературным штампом. Только ленивый не использовал их. Многие выделились на этом поприще?

OzTory, А в вашей концепции мира Гермиона не может быть чернокожей? Вообще-то, отсюда могут следовать 2 диаметрально противоположных вывода: 1) Роулинг несет чушь, 2) ваше мировоззрение подлежит определенной корректировке. Почему вы предпочли остановиться на первом варианте и не рассматривать второй? Догадываюсь, что в основном потому что "желание думать о себе хорошо умирает последним". :) Гораздо проще объявить идиотом другого.
Собственно, идея самопожертвования в серии появилась сразу - начиная с Лили Поттер. Поэтому ваша категоричность не оправдана. А попытка расчленить книгу на составляющие обречена на провал - все равно что выковырять изюм из булочек и заявить, что их и так бы съели. И, пожалуй, ваше предположение о бессмысленности Библии не подтверждается - треть населения Земли видят там некий смысл, пусть и не такой, какой бы хотелось видеть вам... я бы не стала объявлять всех их поголовно фантазерами, за уши притягивающими непритягиваемое. )))

KillileaThreshold, Да, Роулинг иногда несет чушь, вы не находите? Многие уже заметили. Это я апеллирую к вашему чувству общности, поскольку главная мысль, пробегающая в ваших рассуждениях, такая: "большинство всегда право, остальные глупы и должны изменить мнение". Та же беда и с Библией. Если тысячи мух не могут ошибаться, верьте им. Гораздо сложнее думать своей головой, а не слепо доверять апостолам и авторитетам.

OzTory, Не-а, так этот финт не работает. :) Ваша проблема в том, что приравнять к мухам всех христиан, включая Фарадея, Кеплера, Декарта, Менделя, - это серьезная заявка на собственное величие. Вы так уж в нем уверены?))) Just think of it.

KillileaThreshold, Если бы тысячи людей, включая ученых, организовали секту, где поклонялись бы богу-пауку и ели младенцев, вы тоже сказали: "Наверное, в этом что-то есть! Те, кто не хочет есть младенцев, слишком высокомерны, ставят себя выше благочестивых поедателей детей. Что они вообще себе позволяют?" Вам нужно прислушаться к собственному совету и задуматься, а не слепо идти за авторитетами, которые тоже люди и часто ошибаются. Тысячи мух-христиан, мух-мусульман, мух-индуистов и т.д. не познали истину, поговорив с богом, их такими сделали добрые дяди-мессионеры, священники и родители, чьи предки за столетия до этого так же безоговорочно и страстно поклонялись пеньку, волку или огню. Нужно быть великим, чтобы не верить в пеньки и сказки? Нет, всего лишь нужно думать. Чего и вам желаю. До свидания.

OzTory, Дискуссия предсказуемо закончилась диагнозом по аватару и декларацией ЧСВ. )))

OzTory,

Дамблдор - Бог?

А почему бы и нет? Я очень далека от религии и в целом не поддерживаю выискивание потаённых смыслов, о которых автор и не думал при написании, но аналогия мне нравится :)

OzTory, Какое это имеет значение? Или посмеяться (не смешно)?

Спасибо!
Это очень интересно. С огромным удовольствием прослушала бы часовые (- двух, - трех...) лекции по каждой книге Поттерианы!

Отличная статья!)) Спасибо))

Показать текст комментария

А мне не нравится как написано. Слишком перегружено словами, за которыми нужно лезть в Гугл. Да, смысл передан, но все эти "дуалистических", "антагонист-протагонист", "юнгианских", "прокрустово ложе притчи или даже аллегории"... Не нравится. Я слышала эти слова, читала их значение, но видеть их не доставляет удовольствия. При том, что я очень люблю историю Гарри, с удовольствием перечитываю каждый год. Всё это понятно и без заумных слов.

Свернуть

OlliOwl, Ну кто ж виноват, что за такими обычными словами Вам необходимо лезть в Гугл.

OlliOwl, Во многом, разумеется, вы правы, но боюсь, что в рамках локальной доксы не только ваш тетический тезис, но и дихотомический аспект видения проблемы не получит широкой поддержки среди реципиентов вышеизложенной информации. )))

OlliOwl, Не переживайте - свой плюс я вам уже поставила. :)
И если это и можно расценивать как стеб, то никак не над вами. Ваша позиция мне как раз понятна.

OlliOwl, +1
Автор статьи не особо глубоко и копнула-то, если честно. Много умных слов в поверхностном "исследовании".

А мне понравилось, только интересно, вкладывала ли Роулинг в свои книги весь тот смысл что раскрывают в многочасовых лекциях :)

LenkaN, Мне кажется, Роулинг как река глубока, и вкладывала еще больше, чем находят господа филологи =)

LenkaN, Беря во внимание, что Роулинг филолог там еще и не такое найдешь.

Написано действительно очень интересно, по мере чтение все казалось, что я сама это понимала, только никак не могла сформулировать в своих мыслях. Естественно, зародилось сомнение, а действительно ли Роулинг ощущала все то, что мы видим в этой статье. На этот вопрос мне не нужен ответ. Я нашла в этой статье отклик, увидела его.

Все выковыряли из носа и размазали по своим бумажкам"
Путин

У меня лично уже упоминание Гарри Поттера вызывает дрожь.

Читайте также