Не пропусти хорошую книгу
  • 15 000 000оценок книг
  • 940 000рецензий на книги
  • 58 000 000книг в коллекциях
Зарегистрируйтесь или войдите
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно

Юбилейная премия Стругацких: фантастика и ностальгия


АБС-премия-2018: под знаком ностальгии
Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com
Источник: Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Автор: Василий Владимирский

На прошлой неделе в нашем городе прошло двадцатое, юбилейное, вручение АБС-премии, одной из самых престижных отечественных наград за достижения в области фантастики. По традиции, вручение было назначено на 21 июня, день, равноудаленный от дней рождений Аркадия и Бориса Стругацких.

Несмотря на круглую дату, юбилейная церемония почти не отличалась от пяти предыдущих. То же место действия - главное здание Пулковской обсерватории, где в 1950 – 1960-х работал Борис Натанович Стругацкий и которое стало прообразом НИИ ЧАВО из знаменитой «сказки для младших научных сотрудников» «Понедельник начинается в субботу». Тот же председатель оргкомитета Сергей Арно и тот же ответственный секретарь Николай Романецкий на сцене. Те же актеры из художественной студии «3,14» в костюмах пришельцев с Альфы Центавра. И, разумеется, то же видеообращение к участникам, записанное Б. Н. Стругацким в 2012 году, незадолго до кончины. В честь годовщины организаторы постарались собрать в зале всех членов жюри и всех лауреатов АБС-премии за минувшие годы для вручения памятных знаков и грамот, но тем и ограничились. Последняя глобальная перезагрузка церемонии произошла в 2013 году, когда АБС-премии пришлось распрощаться с Центром современной литературы и книги на набережной Макарова, а список финалистов вместо Б. Н. Стругацкого лично стало формировать профессиональное жюри. Конечно, что ни делается - все к лучшему, но прогулки на катерах по Неве и каналам многие до сих пор вспоминают с нежностью и ностальгией.

Однако если перемены не заметны невооруженным глазом, это не значит, что никаких внутренних подвижек не происходит, а премия впала в кому. Как отметил писатель Андрей Лазарчук, один из старейших членов жюри, ему давно не доводилось читать настолько сильный шорт-лист, как в этом году. После неизбежного спада, связанного с кончиной Бориса Натановича, премия наконец восстановила прежнюю форму. Можно сказать, что сегодня это одна из самых авторитетных жанровых наград в России. Отчасти добиться такого эффекта удалось благодаря сильному жюри, куда в разные годы входили Святослав Логинов и Евгений Лукин, Никита Елисеев и Самуил Лурье, Антон Первушин и Владимир Борисов, Юлия Зонис и Тим Скоренко - и многие другие писатели и критики, неравнодушные к фантастике. Отчасти благодаря солидному списку лауреатов, включающему Евгения Войскунского, Кира Булычева, Геннадия Прашкевича, Александра Житинского, Дмитрия Быкова, Вячеслава Рыбакова, Марину и Сергея Дяченко. Наконец, просто потому, что другие награды, претендовавшие на то же место в нашем «премиальном сюжете», по разным причинам недотянули до столь почтенного возраста.

Но есть у этой медали и оборотная сторона. Большая часть произведений, которые прошли сквозь частое сито отбора во второй тур АБС-премии, написаны авторами, уже разменявшими пятый, а чаще - шестой или седьмой десяток. «Молодая шпана, которая сотрет нас с лица земли» что-то не спешит заявить о себе, и это понятно. Как указано в уставе, премия имени Аркадия и Бориса Стругацких «учреждена в целях стимулирования творческой и издательской активности в сфере серьезной фантастики, продолжающей в нынешних качественно новых условиях лучшие традиции так называемой золотой поры НФ». Если речь о советской фантастике шестидесятых - восьмидесятых, в том числе «неподцензурной», десятилетиями оседавшей в столах участников ленинградского семинара молодых писателей-фантастов и других представителей «четвертой волны», то цель достигнута. Ностальгический вектор четко виден на примере трех финалистов этого года в номинации «Художественная проза». Повесть Леонида Каганова «Лимонная планета», например, - отличный пример традиционной социальной фантастики, где научно-фантастический антураж лишь подчеркивает злободневность проблем, которые поднимает автор. Книга другого финалиста - «Один» Анастасии Монастырской отчетливо перекликается с романом С. Витицкого (Б. Н. Стругацкого) «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» - речь здесь тоже идет о непредсказуемости личной судьбы и неопределенности главной жизненной цели. Ну а победителями в этом году стали Андрей Лазарчук и Михаил Успенский (посмертно) в романе-трилогии «Весь этот джакч» переосмыслившие образ планеты Саракш, которую Стругацкие сделали местом действия повести «Обитаемый остров».

Лицом к прошлому развернулись и финалисты в номинации «Критика, публицистика»: книга Марии Карп «Джордж Оруэлл», как нетрудно догадаться, посвящена жизни и творчеству одного из величайших антиутопистов XX века, а название монографии Елены Козьминой «Фантастический авантюрно-исторический роман: поэтика жанра» говорит само за себя. Впрочем, литературоведы всегда предпочитали исследовать феномены, которые уже заняли вполне определенное место в истории литературы, так что здесь нет ничего нового. Однако победительницей в номинации «Критика, публицистика» стала Мария Галина с циклом эссе Hyperfiction, которые несколько лет подряд публиковались на страницах журнала «Новый мир». Классикам в этих статьях, конечно, отводится почетное место, но и современников автор не забывает. Безумно жаль, что в финал не прошла уникальная по форме и содержанию работа Алексея Караваева «Фантастическое путешествие «Вокруг света»» - вот что как нельзя лучше укладывается в нынешний ностальгический тренд.

Конечно, в таком «возвращении к истокам» нет ничего дурного. В России полным-полно премий «за лучшую фантастику вообще», а вот литературных наград с четкими и понятными критериями - раз-два и обчелся. Если в ближайшие годы эта тенденция сохранится, у АБС-премии появится дополнительное конкурентное преимущество: понятно, как, почему и за какие достоинства ее вручают. Положа руку на сердце, этим могут похвастать немногие наши литературные награды, причем не только жанровые, но и «мэйнстримовские», с солидным премиальным бюджетом и ураганным пиаром.

Материал был опубликован в газете под № 114 (6223) от 28.06.2018 под заголовком «АБС-премия-2018: под знаком ностальгии».

Регистрация по электронной почте
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно
Регистрация через соц. сеть
После регистрации Вы сможете:
Стать книжным экспертом
Участвовать в обсуждении книг
Быть в курсе всех книжных событий и новинок