Вручение апрель 2004 г.

15-18 апреля 2004 г.

ЛАУРЕАТ в номинации "Солнечная машина":
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т.Г.Шевченко

Страна: Украина Место проведения: Международная ассамблея фантастики «Портал-2004» — Киев Дата проведения: апрель 2004 г.

Крупная форма

Лауреат
Геннадий Прашкевич 3.0
Футурологическая утопия «Кормчая книга» — широкое полотно, показывающее несколько срезов предполагаемого будущего. Срезов, разделённых многими и многими столетиями. Кормчими книгами назывались на Руси в XIII веке сборники церковных и светских законов. «Кормчая книга» Геннадия Прашкевича — своеобразный свод законов будущего мира. Всматриваясь в грандиозную тень, падающую в наше время из предполагаемого будущего, писатель делает смелую попытку спрогнозировать развитие мирового социума, рассказать о предстоящих глобальных переменах, опираясь на открытый героем романа закон исторической спирали – периодическую повторяемость форм организации общества. Не ограничиваясь рассмотрением прямолинейно-поступательного вектора развития человечества, писатель демонстрирует сразу несколько вероятных вариантов развития событий, предупреждает о чудовищных катастрофах и общемировых проблемах, ожидающих земную цивилизацию, пытается подсказать возможные выходы из тупиковых ситуаций, оперируя при этом потрясающим количеством персонажей и квазидокументов.
Кирилл Бенедиктов 4.0
2053 год. Прекрасный Новый Мир...
Пережив сокрушительные войны и ужасные эпидемии, западные демократии затосковали по `сильной руке`. Отныне мировая политика вершится под знаменами Белого Возрождения - фашистского движения, пропагандирующего генетическую чистоту. Половина населения земного шара уже заперта в резервациях и изолятах, однако ученые Белого Возрождения продолжают разрабатывать проекты, которые помогут окончательно решить проблему `человеческого мусора`. Единственное средство борьбы с Прекрасным Новым Миром - террор. Полковник Влад Басманов, более известный как неуловимый террорист Зеро, должен пробраться на базу `Асгард` и попытаться уничтожить загадочный объект `Толлан`, чтобы предотвратить гибель миллиардов людей.
Юрий Бурносов 3.9
Загадочная, как "Имя Розы", зловещая, как "Сонная лощина", захватывающая, как "Братство Волка", - так отозвалась пресса о трилогии Юрия Бурносова "Числа и знаки". Хитроумная детективная интрига вплетается в ткань увлекательного исторического романа-фэнтези, а герой, ведущий расследование, нередко задается вопросом: противостоит ли ему преступник из плоти и крови, или же за совершенными злодеяниями стоят темные потусторонние силы.
Приме-конестабль Секуративной Палаты Хаиме Бофранк приезжает в уединенный, затерянный в лесах городок, где произошла череда кровавых убийств. Так, почти обыденно, начинаются удивительные события, которые приведут мир на край гибели, - и только сильные духом и чистые сердцем смогут удержать его от падения

Содержание:
Два квадрата (Роман)
Три розы (Роман)
Четыре всадника (Роман)
Владимир Васильев 3.6
"Ночной дозор", "Дневной дозор" и вот теперь - "Лик Черной Пальмиры"!
Светлые и Темные испокон веков блюдут условия Договора. Договора, обеспечивающего равновесие между Добром и Злом. Но теперь Договор - нарушен!
Беда пришла в Петербург, самый мистический из "магических центров" нашей страны. В городе объявились "дикие" Иные - подростки, не знающие ни Света, ни Тьмы, упивающиеся свалившейся на них Властью.
Они спокойно и легко пресекают действия любых носителей Силы!
И тогда Инквизиторский Совет высылает против безумных мальчишек и девчонок карательную экспедицию Темных магов...
С. Витицкий 4.0
Действие романа происходит не в далеком будущем, как чаще всего бывало в сочинениях А. и Б. Стругацких, но "здесь и сейчас". Внешняя интрига - попытка неких криминальных структур использовать способность одного из героев угадывать будущее. Примет нашего времени (мафия, коррумпированные выборы, "новые русские") в романе достаточно, но, как всегда, главное в нем - интрига идей и "проклятые" вопросы: имеем ли мы право на вмешательство в чужие дела, пусть даже и во имя высшей цели (привет благородному дону Румате!), где пролегает грань между чистыми побуждениями и своекорыстием, а также - в чем сила и в чем бессилие личности в истории.
Сергей Кузнецов, Линор Горалик 3.9
В мире, где главный враг творчества - политкорректность, а чужие эмоции - ходовой товар, где важнейшим из искусств является порнография, а художественная гимнастика ушла в подполье, где тело взрослого человека при желании модифицируется хоть в маленького ребенка, хоть в большого крота, в мире образца 2060 года, жестоком и безумном не менее и не более, чем мир сегодняшний, наступает закат золотого века. Деятели индустрии, навсегда уничтожившей кино, проживают свою, казалось бы, экстравагантную повседневность - и она, как любая повседневность, оборачивается адом. Творчество обесценивается, человеческая жизнь хрупка, и невозможно отмахнуться от ужаса бытия.

Известный поэт, прозаик и переводчица Линор Горалик и писатель Сергей Кузнецов, автор трилогии "Девяностые: сказка" и нашумевшего романа "Шкурка бабочки", создали книгу, за последние годы ставшую классикой. Казалось бы - фантастический роман о порнографии и будущем. На самом деле - отчаянно честный роман об экзистенциальном ужасе и любви.

Часть правды, самая очевидная и соблазнительная, выглядит так: эта книга, знаете ли, о порнографии... А вот если ползать по строчкам чуткой букашкой, как и положено брату нашему читателю, очень быстро станет ясно: книга эта о любви и боли, или же о боли и любви.
Александр Зорич 4.1
XXVIII в. Российская директория Галактики вынуждена вступить в ""необъявленную войну"" с межзвездными кочевниками — ""джинсами"". О таких войнах не пишут в газетах, не говорят с ""голубых экранов"", не упоминают в учебниках истории. ТАКИХ войн просто не существует ни для кого, кроме участников! Кошмар ЭТОЙ войны примут на свои плечи отчаянные кадеты Военно-Космической Академии, пилоты-истребители ""без году неделя"". ЗАВТРА ВОЙНА?! Нет, война — уже СЕГОДНЯ! Только знают о ней — немногие!
Сергей Лукьяненко 4.3
Рожденный человеком - не способен стать Иным.
Так было всегда.
На этом стоит равновесие между Ночным и Дневным Дозорами. Между Светлыми и Темными магами.
Что случится, если кто-то сможет превращать в Иных самых обычных людей?
Если Светлый маг Гессер и Темный маг Завулон будут вынуждены действовать вместе?
Если в элитном жилом комплексе "Ассоль", в маленькой подмосковной деревушке и в скором поезде Москва - Алматы будет поставлено на карту само существование Иных - и людей?
Генри Лайон Олди 3.7
Вам никогда не хотелось завести шута? Обратиться в ЧП «Шутиха», что на ул. Гороховой, 13, пройти странные тесты, подписать удивительный контракт — и привести домой не клоуна, не комика эстрадного, не записного балагура, а самого настоящего шута? Странного, взбалмошного, непредсказуемого — и отнюдь не смешного для ваших друзей и родственников. Глупости, говорите? Шутовство. Нелепица. А увидеть гладиаторские бои адвокатов, познакомиться с джинном из пожарной инспекции, присутствовать при налете стрельцов на типографию, встретить у подъезда тощую старуху Кварензиму — тоже не хотелось бы?

Средняя и малая форма

Лауреат
Евгений Лукин 3.9
Вот вам, значится, Лыцк, град партийно-православной формации...
Вот вам, стал-быть, и Баклужино, «закордонный прогнивший Запад», место, где темные силы злодействуют!..
А между ними — ни в тех, ни в этих — город Суслов, в котором — ВООБЩЕ НИ-ЧЕ-ГО! Ничего заметного хоть для мирового сообщества, хоть для отечественного общества, хоть и для черной нечисти.
Одна Суслову и слава — Гильдия служебных псов, последних разумных и честных служак будущего нашего!
Мария Галина 4.0
Новая беда постигла человечество. Мандрагоры уничтожили сперва города, затем поселки, а теперь добираются до последних уцелевших людей. Ян и Фей пытаются выжить, несмотря ни на что, но с каждым днем это становится делать все сложнее. Ведь мандрагоры учатся мимикрировать и подражать человеческому поведению. Все сложнее становится понять, кто перед тобой: случайно выживший ребенок или коварный враг, готовый выпустить тучи смертоносных спор? © kkk72
Александр Громов 3.6
Арсений Свистунов — наследственный дворянин в последнем поколении, а это значит, что его сын уже будет простолюдином. И теперь Арсению нужно совершить какой-нибудь грандиозный подвиг, чтобы стать героем и тем самым «продлить» свой титул для потомков.
Леонид Каганов 3.6
В будущем у детей появляется новое развлечение – зверек хомка, которого можно выращивать в инкубаторе. Одна беда, живет он всего три недели, а потом превращается в шоколадку и детям приходится изготавливать новых хомок. Но одноклассников Стасика и Анну-Марию такое положение вещей не устраивает, ведь им хочется чего-то большего, чего-то более захватывающего и интересного. Что же делать? И тогда они решают создать с помощью инкубатора живого… человечка.
Святослав Логинов 4.3
Мучимая одиночеством, болотная кикимора решает сделать себе подругу из деревенской девушки. Поймав её себе в сети, она видит, как та увядает на глазах, скучая по своему любимому. Понимая, что просто загубит девицу, кикимора отпускает её обратно, но та вскоре возвращается, не желая жить в том грешном мире…
Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов 4.5
Ганс Эрзнер был слугой жестокого барона-чернокнижника фон Хорнберга. Когда Старый Барон умирал, Ганс взял его железную руку-протез, наделенную магическими способностями, и оказался в виде демона Зекиэля в аду... © iwan-san
Геннадий Прашкевич 3.9
Давно замечено, что история мирового искусства похожа не столько на гигантскую лестницу, непрестанно уходящую ввысь, где каждая ступень все более и более совершенна, сколько на горную цепь, отдельные вершины которой, всегда недостижимые, образуют единую, невероятную по красоте и необычности панораму. Не все вершины пощажены временем. Силы природы и социальные катаклизмы всегда вмешивались и продолжают вмешиваться в жизнь искусства. Некоторые из вершин известны нам теперь только по позднейшим перерисовкам, по отголоскам архаичных мифов, другие забыты безвозвратно, что же касается неандертальских шедевров, то они сохранились фрагментами. Полную картину уже никогда не воссоздать. Но мы до сих пор находим пещеры с наскальной живописью, изучаем следы доисторических сооружений, обломки странных орудий. Там, где единый каменный рассказ разорван, где нет никакой возможности восстановить утерянное, мы пытаемся заполнять лакуны более поздними фрагментами мирового искусства, совпадающими с первоосновой по интонации.

Критика, литературоведение, эссе

Лауреат
Кир Булычёв 4.3
Мемориальное издание. Избранные работы о фантастике.

В книге есть шаржи пера Кира Булычева.
Андрей Синицын, Дмитрий Байкалов 0.0
Статья-диалог о состоянии фантастической литературы на 2003 год. Разбираются тенденции читательского интереса, а также основные и самые примечательные новинки маститых и не очень авторов.
Мария Галина 4.0
Цикл статей посвящен возникновению и становлению в российской фантастике «теологической» фантастики, с рассмотрением темы на знаковых произведениях. © Kons
Александр Зеркалов 4.2
Книга Александра Зеркалова посвящена исследованию ершалаимских глав романа "Мастер и Маргарита" через призму первоисточников булгаковского текста - канонических Евангелий, Талмуда, трудов древних историков и более поздних авторов, на которых прямо или косвенно указывает текст знаменитого романа. Автор убедительно доказывает, что знание писателем теологической литературы было системно и научно, а за художественными образами романа стоит внимательное изучение предмета. Под псевдонимом Александр Зеркалов публиковал свои литературоведческие работы писатель Александр Мирер (1927-2001).
Елена Петухова, Игорь Чёрный 0.0
Целью данной работы является целостное изучение русского историко-фантастического романа последнего десятилетия XX века, уточнение вопроса о его внутрижанровой типологии, выявление основных признаков различных типов исторической фантастики.
Евгений Харитонов, Андрей Щербак-Жуков 3.2
Эта книга является первым опытом комплексного отражения информации о кинофантастике и киносказке России, СССР и СНГ в самых широких жанровых аспектах.
Фантастическое - одна из древнейших форм искусства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первые шаги киноискусства также были неразрывно связаны с фантастической образностью: это и лента 1895 г. "Колбасная машина" братьев Люмьер, и картины одного из основоположников художественного кинематографа Жоржа Мельеса - "Путешествие на Луну" (1902), "20000 лье под водой" (1907), одна из первых художественных картин в отечественном кинематографе также была связана с фантастическим сюжетом - экранизация "страшной" повести Н.В.Гоголя "Вий" (1909; реж. В.Гончаров).
1 2