Вход / регистрация

Вручение 2 февраля 2021 г.

Мероприятие прошло в формате онлайн-трансляции на YouTube-канале учредителя премии – Фонда Михаила Прохорова.

Члены жюри: Константин Богданов, Галина Юзефович, Егор Михайлов, Юлия Вронская и Борис Павлович.

Эксперты премии: Лев Оборин, Николай Подосокорский и Агнешка Любомира Пиотровска.

Страна: Россия Место проведения: Москва Дата проведения: 2 февраля 2021 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Алла Горбунова 3.7
Никогда еще 1990-е и 2000-е годы не были описаны с такой дос­товерностью, как в новой книге Аллы Горбуновой. Дети, студенты, нищие, молодые поэты — ее герои и героини проживают жизнь интенсивно, балансируя между тоской и эйфорией, святостью и падением, пускаясь из огня семейного безумия в полымя рискованной неформальной жизни Санкт-Петербурга. Но рассказы Горбуновой далеки от бытописательства: она смотрит на хрупкую и опасную реальность с бескомпромиссной нежностью, различая в ней опыт, который способен преобразить ее героев. Алла Горбунова — поэт, прозаик, критик, лауреат премии «Дебют» (2005) и Премии Андрея Белого (2019).
Микита Франко 4.5
В школе, когда нужно было написать сочинение на тему «Моя семья», я всегда писал ложь.Эта книга – то, что я мог бы рассказать о своей семье, если бы кто-нибудь разрешил говорить правду. Книга содержит нецензурную брань.
Шамшад Абдуллаев 3.8
Шамшад Абдуллаев (р. 1957) известен прежде всего как поэт, автор многих книг стихов, лидер сложившейся в Узбекистане на рубеже 1980-1990-х годов Ферганской поэтической школы. Заметно реже в фокусе читательского и критического внимания оказываются прозаические тексты Абдуллаева. В книге «Другой юг» впервые собрана вся его художественная проза, начиная с рассказов середины 1980-х годов и заканчивая новейшими текстами. Гипнотизм среднеазиатского ландшафта, восточная терпкость и размеренность предместья соединяются в текстах Абдуллаева с нелинейными повествовательными техниками европейского модернизма — прустианской верностью логике воспоминания, беккетовской отчужденностью и кинематографичностью французского «нового романа».
Полина Барскова 4.5
Разговор о блокадном письме необходим хотя бы для того, чтобы засвидетельствовать: уже во время блокадного бедствия велась огромная, многоцелевая и многожанровая работа словесности по описанию, осознанию, отражению блокадного опыта. Восстанавливая эту работу сегодня, мы обращаемся к задаче создания языка, которым о блокаде может говорить не переживший ее, но отвечающий за нее и не желающий ее полного забвения. Изучая работу блокадных поэтов, мы видим, что они искали язык, который бы утолял боль жертвы истории и запечатлевал историю, пытаясь примирить эти далековатые задачи.
Рагим Джафаров 4.3
К психологу приводят ребенка, который считает себя пленным контр-адмиралом. Что это - диссоциативное расстройство личности, шизофрения, правда? Содержит нецензурную брань.
Алексей Дьячков 0.0
Действие этих рассказов происходит на БАМе в конце 70-х — начале 80-х. Дорога через тайгу, не хвост собачий! Книга Алексея Дьячкова — о реальности, которая стояла за этим мифом. Нет, ни о каком развенчивании речь не идет; рассказы, написанные Дьячковым, ищут оптику безоценочную, которая достигается двумя приемами — переадресацией взгляда наивному подростку или дислокацией его, взгляда, в точку где-то посреди небес. Но первое ощущение "реалистической реальности" обманчиво; она тоже подана как миф, только в другом, менее пафосном, техническом скорее смысле: от далекой цивилизации нам осталось несколько разрозненных текстов, с разными персонажами, в разных жанрах, разной степени достоверности. Дьячков штоссами, вспоминая Лермонтова, называет незавершенные истории. Для усугубления впечатления чужого космоса местами нарочито усложняет стиль. Прихотливая конструкция, по-настоящему странная книга.
Евгения Некрасова 3.7
Книгу рассказов "Сестромам" населяют люди, животные и мифические существа. Четыре кольца охраняют Москву, да не всегда спасают; старуха превращается в молодую женщину, да не ненадолго. В повседневность здесь неизменно вмешивается сказ, а заговоры и прибаутки легко соседствуют с лондонскими диалектами.
Виталий Терлецкий, Катя 4.3
Закрытая социалистическая республика Собакистан открывает границы главам дружественных государств и избранным журналистам в честь репетиции похорон лидера республики – товарища Дружка. Что может пойти не так? Что угодно! Немного стилистики закрытых стран соцлагеря в восьмидесятые годы, немного антропоморфных животных, щепотка шпионских страстей, триллер по вкусу.
Сергей Вересков 3.9
Про роман "Шесть дней" нельзя сказать однозначно. Например, что это "роман взросления" — герой-то уже взрослый. Или что это travel story — потому что путешествуют тут поневоле и скорее не в пространстве, а внутри себя. Это и не любовный роман — не любовная лихорадка гложет героя. Молодой писатель Сергей Вересков написал роман о матери, хотя читателю может казаться в разные моменты, что это о романах, путешествиях, детстве и юности.

Приз читательских симпатий

Лауреат
Рагим Джафаров 4.3
К психологу приводят ребенка, который считает себя пленным контр-адмиралом. Что это - диссоциативное расстройство личности, шизофрения, правда? Содержит нецензурную брань.

Приз критического сообщества

Лауреат
Полина Барскова 4.5
Разговор о блокадном письме необходим хотя бы для того, чтобы засвидетельствовать: уже во время блокадного бедствия велась огромная, многоцелевая и многожанровая работа словесности по описанию, осознанию, отражению блокадного опыта. Восстанавливая эту работу сегодня, мы обращаемся к задаче создания языка, которым о блокаде может говорить не переживший ее, но отвечающий за нее и не желающий ее полного забвения. Изучая работу блокадных поэтов, мы видим, что они искали язык, который бы утолял боль жертвы истории и запечатлевал историю, пытаясь примирить эти далековатые задачи.

Награда регионального проекта премии Волга/НОС

Лауреат
Шамшад Абдуллаев 3.8
Шамшад Абдуллаев (р. 1957) известен прежде всего как поэт, автор многих книг стихов, лидер сложившейся в Узбекистане на рубеже 1980-1990-х годов Ферганской поэтической школы. Заметно реже в фокусе читательского и критического внимания оказываются прозаические тексты Абдуллаева. В книге «Другой юг» впервые собрана вся его художественная проза, начиная с рассказов середины 1980-х годов и заканчивая новейшими текстами. Гипнотизм среднеазиатского ландшафта, восточная терпкость и размеренность предместья соединяются в текстах Абдуллаева с нелинейными повествовательными техниками европейского модернизма — прустианской верностью логике воспоминания, беккетовской отчужденностью и кинематографичностью французского «нового романа».