Вручение 30 января 2015 г.

Премия "НОС-2014"

Жюри:
Дмитрий Кузьмин – председатель жюри, российский поэт, литературный критик
Константин Богомолов - театральный режиссер
Мария Степанова – поэтесса, эссеист и журналист
Елена Гремина – сценарист, режиссер и драматург
Ирина Саморукова – филолог, литературовед, литературный критик

Эксперты:
Анна Наринская - литературный критик, журналист
Константин Богданов - филолог, литературовед, доктор наук
Владимир Мирзоев - режиссер

Страна: Россия Дата проведения: 30 января 2015 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Алексей Цветков 3.2
Алексей Цветков - писатель, публицист, общественный деятель. Сотрудничал с множеством изданий, был редактором отдела русской прозы в издательстве "Ультра.Культура". Стоял у истоков книжного магазина "Фаланстер", в данный момент - сотрудник книжного магазина "Циолковский". Автор книг "Сидиромов и другая проза", "Дневник городского партизана", "Поп-марксизм" и многих других.
Александр Мильштейн 5.0
Все названия организаций, все имена упоминаемых в "Параллельной акции" людей и сами эти люди с этого момента не имеют к реальным лицам и организациям никакого отношения. Совпадения случайны. Мир есть представление и воля к власти. А вся власть уже отдана воображению.
Максим Гуреев 0.0
В памяти героя романа Максима Гуреева «Покоритель орнамента» в хаотическом, на первый взгляд, порядке смешаны времена и события: день сегодняшний и день вчерашний. Сюжетный стержень романа — ковер в зале евпаторийского краеведческого музея, породивший причудливую цепь ассоциаций.
Маргарита Меклина 3.0
За житейскими трагикомическими историями этой книги стоят глобальные философские проблемы: любви, одиночества, выбора собственной судьбы и, конечно же, проблема самоидентификации. Герои Меклиной все немного чудаки: безработные филологи становятся ясновидящими, гастарбайтеры изучают методики трансерфинга реальности, чтобы эту реальность немного улучшить. А кто-то просто пытается превратить свою жизнь в произведение искусства, но при этом превращает ее в комедию положений. Но комедия эта перерастает саму себя, становясь вселенской оперой и захватывая без остатка!
Линор Горалик 3.9
У поэта, прозаика, эссеиста и художника Линор Горалик — новый сборник. В него включены написанные в разные годы и ранее никогда не публиковавшиеся полностью циклы микрорассказов «Короче» и «Говорит:», повести «Валерий» и «Вроде того», а также пьеса «Свидетель из Фрязино».
Тексты Линор всегда балансируют на грани поэзии и прозы, в них — острота мига «сейчас» и его место в контексте мировой истории. Речь, повадки и поступки персонажей — «улики» дикости и ужаса мира, окружающего героев, но этот же мир обаятелен и интересен своей инакостью, почти инопланетностью, он абсолютно узнаваем — и совершенно непредсказуем.
Татьяна Фрейденссон 4.0
Герои этой книги - потомки нацистских преступни­ков. За три года журналист Татьяна Фрейденссон исколе­сила почти полмира - Германия, Швейцария, Дания, США, Южная Америка. Их надо было не только найти, их надо было уговорить рассказать о своих печально известных предках, собственной жизни и тяжком грузе наследия - грузе, с которым, многие из них не могут примириться и по сей день.
В этой книге - не просто удивительные откровения родственников Геринга, Гиммлера, Шпеера, Хёсса, Роммеля и других - в домашних интерьерах и без цензуры. За исповедями этих людей - вечные темы добра и зла, люб­ви и ненависти, прощения и проклятия.
Светлана Алексиевич 4.4
Завершающая, пятая книга знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич "Голоса Утопии". "У коммунизма был безумный план, - рассказывает автор, - переделать "старого" человека, ветхого Адама. И это получилось... Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип - homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его "совком". Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он - это я. Это мои знакомые, друзья, родители". Социализм кончился. А мы остались.
Владимир Рафеенко 4.2
Каждый одержим своим демоном. Кто-то, подобно Фаусту, выбирает себе Мефистофеля, а кто-то - демона самого Декарта! Картезианского демона скепсиса и сомнения, дарующего человеку двойное зрение на вещи и явления.
Герой Владимира Рафеенко Иван Левкин обречен время от времени перерождаться, и всякий раз близкие и родные люди не узнают его. Странствуя по миру под чужими личинами, Левкин помнит о всех своих прошлых воплощениях и страдает от того, что не может выбрать только одну судьбу. А демон Декарта смеется над ним и, как обычно, хочет зла и совершает благо...
Валерий Айзенберг 4.0
Валерий Айзенберг (р. 1947) - художник, арт-критик, писатель. Создатель Программы ESCAPE, которая стала лауреатом первой в России национальной премии в области современного искусства "Чёрный квадрат" (2003) и представляла Россию на 51 Венецианской Биеннале (2005). Номинант премий Кандинского (медиа-арт проект года), "Соратник" (за достижения в современном искусстве), С. Курёхина (лучший текст о современной культуре), "Внимание" (образовательное видео-искусствоведение).
Роман "Квартирант", впервые выходящий отдельным изданием, сопровождается авторскими графическими работами.
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/418348/
Юрий Арабов 3.8
Юрий Арабов – прозаик, поэт, сценарист; автор книг «Биг-Бит» (главная премия им. Аполлона Григорьева), «Механика судеб», «Флагелланты», «Чудо», «Орлеан» (шорт-лист премии «БОЛЬШАЯ КНИГА»), поэтических сборников «Воздух», «Земля»; отмечен премией «Триумф», премией им. Бориса Пастернака; премией Каннского фестиваля за сценарий к фильму Александра Сокурова «Молох». .«Столкновение с бабочкой» – роман-сновидение, роман-парадокс. Как повернулась бы история России ХХ века, если бы главные ее действующие лица могли договориться, пойти на компромисс? Место действия – Цюрих, Петроград, Гельсингфорс; персонажи как будто всем известные, но увиденные с необычной стороны – Ленин, Николай II, императрица Александра Федоровна, наследник Алексей, Матильда Кшесинская и – конечно – русский народ…
Юрий Буйда 3.7
Тати – хозяйка Дома Двенадцати всадников на Жуковой Горе. Она не только принадлежит к древнему роду Осорьиных, но и является воплощением Бога и Дьявола в одном лице. Ее дом – ее крепость, ради своей семьи она готова пойти на все, даже на преступление…
Повесть «Яд и мед» сопровождена циклом рассказов «Осорьинские хроники», в которых история рода Осорьиных обрастает удивительными и невероятными подробностями!
Алексей Макушинский 3.8
Действие романа разворачивается в конце XX века в Европе: главный герой путешествует во Францию, чтобы встретиться со всемирно известным архитектором Александром Воско — другом легендарных Миса ван дер Роэ и Жана Балладюра. Воско олицетворяет собой ушедшую в прошлое Россию, величавую и гордую, оказавшуюся в эмиграции. После падения монархии на одной шестой части Земли возникло «царство дракона». Но все ли уехавшие были правы и правы ли оставшиеся в нем?
Анна Матвеева 3.9
Героев новой книги застали врасплох девяностые: трудные, беспутные, дурные. Но для многих эти годы стали "волшебным" временем, когда сбывается то, о чем и не мечталось, чего и представить было нельзя. Здесь для сироты находится богатый тайный усыновитель, здесь молодой парень вместо армии уезжает в Цюрих, здесь обреченной на бездетность женщине судьба все-таки посылает ребенка, а Екатеринбург легко может превратиться в Париж...
Юрий Милославский 2.2
Юрий Георгиевич Милославский - прозаик, поэт, историк литературы, религиовед. Уроженец Харькова - там и начинал как литератор. С 1973 года в эмиграции.
ПРИГЛАШЕННАЯ - это роман о природе любви, о самом ее веществе, о смерти и возрождении. Читателю предлагается вслед за рассказчиком - Николаем Усовым - погрузиться в историю юношеской несчастной любви: продолжая воздействовать на него всю жизнь и телесно, и душевно, она по сути подменила его биографию, его личность. Окраинный южный город России (место юности), потом Нью-Йорк, другая жизнь... Герой не может смириться с "невстречей" и начинает искать пути преодоления субстанции времени, чтобы она - "встреча-любовь" - все-таки состоялась...
Фрагменты первой части романа были опубликованы в литературном альманахе "Рубеж" (Владивосток).
Елена Минкина-Тайчер 4.4
Этот роман — «собранье пестрых глав», где каждая глава названа строкой из Пушкина и являет собой самостоятельный рассказ об одном из героев. А героев в романе немало — одаренный музыкант послевоенного времени, «милый бабник», и невзрачная примерная школьница середины 50-х, в душе которой горят невидимые миру страсти — зависть, ревность, запретная любовь; детдомовский парень, физик-атомщик, сын репрессированного комиссара и деревенская «погорелица», свидетельница ГУЛАГа, и многие, многие другие. Частные истории разрастаются в картину российской истории XX века, но роман не историческое полотно, а скорее многоплановая семейная сага, и чем дальше развивается повествование, тем более сплетаются судьбы героев вокруг загадочной семьи Катениных, потомков «того самого Катенина», друга Пушкина. Роман полон загадок и тайн, страстей и обид, любви и горьких потерь. И все чаще возникает аналогия с узко научным понятием «эффект Ребиндера» — как капля олова ломает гибкую стальную пластинку, так незначительное, на первый взгляд, событие полностью меняет и ломает конкретную человеческую жизнь.
Алексей Никитин 4.4
Новый роман современного русскоязычного украинского писателя, местами игровой, местами пугающе пророческий, удачно комбинирует сюжетную увлекательность беллетристики и метафорику высокой литературы. Действие происходит в конце 1980-х годов в Киеве, точнее, в одном из его районов, Парке Победы. Где-то далеко идет афганская война, коррумпированная власть уже не справляется с управлением, страна скоро рассыплется, но пока каштаны цветут, жители южной столицы шутят и влюбляются, празднуют дни рождения и проводы в армию, устраивают жизнь и достают по блату то, чего, как им кажется, не хватает для счастья. Роман еще в рукописи попал в лонг-лист премии «Национальный бестселлер» и в финал Русской премии.

"Алексей Никитин, до обращения к литературе занимавшийся физикой и, кроме прочего, принимавший участие в сооружении саркофага над чернобыльским реактором, стал блестящим продолжателем традиции киевской литературной школы, известной нам по воспоминаниям Константина Паустовского и «Белой гвардии» Михаила Булгакова".
Газета La Stampa

"Свободное владение украинским языком помогает мне чувствовать русское слово, но абсолютно не мешает ощущать свою прозу частью русской литературы".
Алексей Никитин, из интервью журналу «Собака»

"Советский и мистический Киев, а соответственно, и его жители, невероятно важны для писателя. Он сочиняет свой город, каждый закоулок которого знает и по-настоящему любит, и пытается (небезуспешно) заразить этой любовью читателя".
Из рецензий Большого жюри премии «Национальный бестселлер–2014»
Максим Осипов 3.5
Это четвертая книга Максима Осипова в издательстве Corpus, она включает восемь произведений. Все они написаны в жанре “длинных коротких историй” (маленькие повести, большие рассказы) на материале российской действительности, наблюдаемой с разных сторон: из провинции, из столицы или извне, из Америки. Герои Осипова — наши современники, однако заняты они вопросами вневременными, окончательных ответов на которые, как правило, не находят. И, возможно, именно такая авторская позиция позволяет освещать действительность много ярче, чем любое законченное, взвешенное мировоззрение.
Максим Осипов — лауреат и финалист множества литературных премий, присуждаемых за малую прозу, его сочинения переведены на французский, английский, а пьесы идут в нескольких театрах страны.
Татьяна Толстая 4.3
В книгу Татьяны Толстой "Легкие миры" вошли новые повести, рассказы и эссе, написанные в последние годы. Повесть, давшая название сборнику, была удостоена Премии Ивана Петровича Белкина (2013).

"В новой прозе Татьяна Толстая совершила революцию: перешла от третьего лица к первому. Сливаясь и расходясь с автором, рассказчица плетет кружевные истории своей жизни, в том числе – про любовь, как Бунин" (Александр Генис)
Владимир Шаров 3.6
Владимир Шаров — писатель и историк, автор культовых романов "Репетиции", "До и во время", "Старая девочка", "Будьте как дети" — никогда не боялся уронить репутацию серьезного прозаика. Любимый прием — историческая реальность, как будто перевернутая вверх дном, в то же время и на шаг не отступающая от библейских сюжетов. Новый роман "Возвращение в Египет" — история в письмах семьи, связанной родством с… Николаем Васильевичем Гоголем. ХХ век, вереница людей, счастливые и несчастливые судьбы, до революции ежегодные сборы в малороссийском имении, чтобы вместе поставить и сыграть "Ревизора", позже — кто-то погиб, другие уехали, третьи затаились. И — странная, передающаяся из поколения в поколение идея — допиши классик свою поэму "Мертвые души", российская история пошла бы по другому пути…
Олег Юрьев 4.4
НЕИЗВЕСТНЫЕ ПИСЬМА Олега Юрьева - не мистификация, не стилизация. Это способ сказать о времени. Точнее - сказать время устами тех, кто полагал свою судьбу в слове, кого слово несчастливо увело за пределы жизни и сознания, туда, где нет времени, но откуда можно увидеть время как прошлое, ставшее будущим, как альфу и омегу, как историю, развернутую в моральном пространстве между библейской притчей и скверным анекдотом. Якоб Михаэль Рейнгольд Ленц, околевающий в замоскворецких лопухах, Иван Прыжов, спивающийся в Петровском заводе, Леонид Добычин, встречающий свое залетей-ское столетие среди шушарских коровников, - говорят и не могут остановиться, даже умирая, даже умерев. Их речь становится формой времени. Они оставлены судьбой, но не оставлены словом - бесконечным постскриптумом к их горестной участи. Словом как искуплением.

Приз читательских симпатий

Лауреат
Владимир Сорокин 3.9
Теллур. Металл, с гвоздями из которого работают плотники. Только они не забивают эти гвозди в свежеобструганные доски. Они забивают их в головы своих клиентов. Причем по их же собственному желанию. И гвоздь этот способен подарить очень много. Так много, что ради этого стоит рискнуть жизнью. Множество мелких государств, появившихся на территории бывших Европы и России отличаются государственным строем, укладом, обычаями. Но все они объединены одним — теллуром. И для каждого живого существа, от человека до зооморфа, порой цель жизни сводится к одному — теллуровому гвоздю.