Вручение 1 февраля 2013 г.

Премия "Нос-2012"

Жюри:
Марк Липовецкий - председатель жюри, писатель, профессор, доктор наук
Елена Фанайлова – поэт, литературный критик
Кирилл Кобрин – литератор, историк, писатель
Константин Мильчин – журналист, литературный критик, книговед
Владислав Толстов – журналист, политический обозреватель

Эксперты:
Николай Александров – российский литературовед, критик, теле- и радиоведущий
Андрей Левкин – литератор, журналист
Дмитрий Кузьмин – российский поэт

Страна: Россия Место проведения: Лекторий Политехнического музея, Москва Дата проведения: 1 февраля 2013 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Лев Рубинштейн 4.0
Поэт, публицист, критик и один из основоположников московского концептуализма Лев Рубинштейн много лет пишет колонки для разных изданий. Честному человеку сложно смолчать, когда вокруг творятся безобразия, но не каждый способен облекать мысли в слова. Рубинштейн умеет это делать как никто другой. Его колонки всегда точны и остроумны, не зря они моментально расходятся цитатами в социальных сетях. Новая книга Льва Рубинштейна - собрание колонок, написанных им за последние годы для ""Граней"", ""Большого города"", ""Эсквайра"" и др.
Елизавета Александрова-Зорина 3.9
Социальный роман с детективным сюжетом. Непредсказуемые повороты и неожиданная развязка подчёркивают тонкий психологизм.
Главный герой - Савелий Лютый - прожил жизнь тихо и неприметно. Но злая случайность превратила маленького человека - в убийцу, и его жизнь понеслась, не разбирая дороги. Он не герой и не народный мститель, просто смертельно устал быть пасынком собственной судьбы.
Лора Белоиван 4.2
Пятнадцать историй про деревню Южнорусское Овчарово, жители которой гуляют над рыбами, ловят рыб, обитают бок о бок с рыбами, ничего не знают о рыбах, знают о рыбах все, не думают о рыбах, молчат как рыбы, поют как рыбы и живут, как рыбы - вольно и по-существу. Впрочем, рыбы в этой книге почти совсем не при чем.
Сергей Гандлевский 4.0
"Бездумное было" - "беглые мемуары", по определению автора, которые начинаются историей семьи и заканчиваются декабрем 2011-го, многотысячной демонстрацией протеста на Болотной площади.

"Мне кажется, что сейчас всплеск мемуарного жанра объясняется в первую очередь тем, что исторические эпохи расходятся, как льдины. Мы жили в незыблемом мире. Почти ни у кого из нас не хватало воображения на то, чтобы представить себе, как запросто такая твердыня посыплется. Общаясь с людьми ваших лет или моложе, я нередко невежливо спрашиваю, какого человек года рождения. Даже женщин. Чтобы я понимал: они застали ту эру или не застали, понятны им мои шутки и аллюзии или нет". Сергей Гандлевский
Михаил Гиголашвили 3.6
Одним прекрасным днем в середине XVI века немец Генрих фон Штаден въехал в пределы страны Московии. Его ждали приключения и интриги, фавор и опала, богатство и нищета. А цель была одна — захват страны.
Одним прекрасным днем в начале XXI века его далекий потомок Манфред Боммель въехал в пределы страны России. Его ждали интриги и приключения, фавор и опала, тюрьма и сума... Но его целью тоже был захват страны.
Между двумя немецкими вторжениями — пять веков. Что изменилось за этот срок? Что нашли немцы вместо этой страны, какая судьба ждала их? Что у них получилось? Какая судьба ждет то, что называют Московией и Россией?
Читайте новый роман Михаила Гиголашвили — учебник по перекраиванию карты мира и пособие по русской жизни с картинками.
Георгий Давыдов 3.2
Федор Федорович Буленбейцер, герой романа Георгия Давыдова «Крысолов», посвятил жизнь истреблению этих мерзких грызунов, воплощенных, в его глазах, в облике большевиков: «Особенно он ценил „Крысиный альбом“. … На каждой странице альбома — фотография большевистского вождя и рядом же — как отражение — фотография крысы. Все они тут — пойманы и распределены по подвидам. Ленин в гробу средь венков — и издохшая крыса со сплющенной головой». Его друг и антипод Илья Полежаев, напротив, работает над идеей человеческого долгожития, а в идеале — бессмертия.
Николай Викторович Кононов 3.8
«Бог из машины» — сюжетный ход в античных спектаклях: появление силы, которая решает проблемы героев. «Машиной» выступал кран, позволявший актеру-«богу» «спускаться с небес». Среди российских предпринимателей немало пассионариев, которые дают людям работу и надежду. При этом они лишены античной «машины» — законы неудобны, силовики норовят отнять бизнес, окружающие относятся к капиталистам с завистью, бюрократы выманивают у них деньги. В итоге предприниматели, которые создали бизнес без залоговых аукционов и поддержки чиновников, оказываются чужаками в своем отечестве.

Автор рассказывает захватывающие истории об успехах и трагедиях тех, кто решился начать свое дело в России.
Олег Рашидов 3.5
О чем эта книга?

О том, что такое Сколково на самом деле? Кто и зачем придумал Русскую Кремнивую долину? Как возник и с чего начинался этот амбициозный политический стартап, который по замыслу первых лиц государства, должен до неузнаваемости изменить страну? Какое будущее ждет этот блестящий Город Будущего?

Сколково называют очередной бесполезной причудой "кремлевских мечтателей", новым изощренным способом "распилить" государственный бюджет и, наконец - жестом отчаяния государственных менеджеров, бездарно потративших миллиарды, отпущенные на технологическую модернизацию страны. Но зачем все красить одной краской?
Алла Боссарт 3.1
Толик — интеллигентный мужчина, тридцати девяти лет, холостой — попал в инфекционную больницу. Казалось бы, событие неприятное, но обыденное. Однако ждали Толика там события ужасные, в той же мере великие...
Фирменный горько-соленый гротеск Аллы Боссарт — известного журналиста и прозаика — вылился в реализм такой силы и точности, что у читателя волосы встанут дыбом.
Анатолий Гаврилов 4.1
Новая книга Анатолия Гаврилова "Вопль впередсмотрящего" - долгожданное событие. Эти тексты (повесть и рассказы), написанные с редким мастерством и неподражаемым лиризмом, - не столько о местах, ставших авторской "географией прозы", сколько обо всей провинциальной России. Также в настоящее издание вошла пьеса "Играем Гоголя", в которой жанр доведен до строгого абсолюта и одновременно пластичен: ее можно назвать и поэмой, и литературоведческим эссе.
Дмитрий Данилов 3.7
«Книга „Описание города“ родилась из эксперимента: можно ли чужой город сделать „своим“, вжиться в него, полюбить? Достаточно ли ездить в него каждый месяц в течение года, всматриваться в жителей, разглядывать дома, бродить по улицам? Мне трудно судить о том, каким получился текст, но эксперимент я считаю полностью удавшимся». Дмитрий Данилов
Александр Иличевский 3.7
"Анархисты" - новый роман Александра Иличевского, лауреата премий "Большая книга" и "Русский букер", - завершает квадригу под общим названием "Солдаты Апшеронского полка", в которую вошли романы "Матисс", "Перс" и "Математик".
Петр Соломин, удачливый бизнесмен "из новых", принимает решение расстаться со столицей и поселиться в тихом городке на берегу Оки, чтобы осуществить свою давнюю мечту - стать художником. Его кумир - Левитан, написавший несколько картин именно здесь, в этой живописной местности. Но тихий городок на поверку оказывается полон нешуточных страстей. Споры не на жизнь, а на смерть (вечные "проклятые русские вопросы"), роковая любовь, тайны вокруг главной достопримечательности - мемориальной усадьбы идеолога анархизма Чаусова...
Аркадий Ипполитов 4.3
Книга - путешествие по Милану, Павии, Брешии, Комо, Кремоне и другим местам Ломбардии, которое могут себе позволить только избранные. Такая Италия - редкий, дорогой, почти недоступный подарок. Аркадий Ипполитов, писатель, ученый-искусствовед, знаток-путешественник, ведя читателя на самую блестящую из всех возможных экскурсий, не только рассказывает, что посмотреть, но и открывает, как увидеть. Замки, соборы, дворцы, картины, улицы, площади, статуи и рестораны оживают, становятся знакомы, интересны, дышат подробностями и обретают мимику Леонардо, Арчимбольдо, Наполеона...
Картезианцы и шартрез, гусиная колбаса и "глупая говядина", миланские гадалки и гримасничающие маскароны... Первое желание читающего - вооружившись книжкой, срочно лететь в Италию и увидеть ее новыми глазами.
Дима Клейн 0.0
Человек и его альтер-эго. Принц и нищий. Ученый и тень. Вечно юный, классический сюжет, не правда ли? Итак, живущие в разных странах братья-близнецы объединяются для управления крупной евроазиатской державой под условным названием «Россия». При этом один из братьев оказывается офицером КГБ, а другой - лжеученым и мечтателем-неудачником. А тут появляется и амурная тема - оба брата влюблены в международно признанную красавицу и убежденную феминистку. Страсти. Погони. Интриги. Деньги. Власть.Строго дозированное, алхимическое смешение фантазии и реальности. Наличие узнаваемых политических и прочих фигур нашего времени. Чёрно-белая кинематографичность и простота сюжета. Рекордно малое количество лирических отступлений и описаний природы. Быстро. Легко. Смешно. Познавательно. Иронично. Все - как в реальной жизни, только гораздо интереснее.
Кирилл Кобрин 4.2
Все, что есть в этой книге — тексты. она состоит из них точно так же, как деревянная стружка состоит из дерева. А металлическая — из металла. Но эта книга не о том, что получилось, а о том как. Не о цели, а о процессе, об обработке текстов, о текстообработке. Так она и называется. На изготовление ее ушли сочинения двух литераторов, одного переводчика, одного художника и одного издателя. Никто из них не виноват в том, что получилось.
Вероника Кунгурцева 4.0
"Родители" этой книжки - "Витя Малеев в школе и дома", "Алиса в Зазеркалье", а бабушка - сказка о Семилетке. После того как Орине исполнилось семь, время ускорило свой бег, и девочка из Поселка в течение трех дней стала девушкой и женщиной. Впрочем, все это произошло не дома, а в Потусторонье, которое оказалось отражением прожитой ею жизни. Орина вместе с соседским мальчиком должна выполнить трудные задания, чтобы вернуться домой. Только вот не ошиблась ли она в выборе попутчика...
Владимир Лидский 3.5
"Русский садизм" Владимира Лидского - эпическое полотно о русской истории начала XX-го века. Бескомпромиссная фактичность документа соединяется в этом романе с точным чувством языка: каждая глава написана своим уникальным стилем. История Гражданской войны и установления Советской власти до сих пор остаются одной из самых темных, самых будоражащих страниц нашей истории. "Русский садизм" претендует на то, чтобы закрыть эту тему, - и именно поэтому он вызовет волну споров и поток критики. Роман еще по рукописи вошел в короткий список премии "Национальный бестселлер".
Эдуард Лимонов 3.8
Новый роман Эдуарда Лимонова посвящен жизни писателя в Москве сразу после выхода из тюрьмы. Легендарная квартира на Нижней Сыромятнической улице, в которой в разное время жили многие деятели русской культуры, приютила писателя больше чем на два года. Именно поэтому этот период своей беспокойной, полной приключений жизни автор назвал "В Сырах" - по неофициальному названию загадочного и как будто выпавшего из времени района в самом центре Москвы.
Юрий Мамлеев 3.5
Роман Юрия Мамлеева «После конца» – современная антиутопия, посвященная антропологической катастрофе, постигшей человечество будущего. Люди дружно мутируют в некий вид, уже не несущий человеческие черты.
Все в этом фантастическом безумном мире доведено до абсурда, и как тень, которая увеличивается от удаления света, так и его герои приобретают фантасмагорические черты. Несмотря на это они, эти герои очень живучи и проникнув в сознание, там пускают корни и остаются жить, как символы и вехи, обозначающие Путеводные Знаки на дороге судьбы, опускающейся в бездну. Русская готика Мамлеева не боится аллюзий. Мы проходим круг за кругом нового ада, и там за поворотом сюжета, автор в милосердной молитве просит создателя помиловать отпавшее человечество.
Может быть и тщетно.
Сергей Носов 3.4
Каждая книга Сергея Носова - прозаика и драматурга, финалиста "Русского Букера" и "Национального бестселлера" - это творческий эксперимент, игра с умным читателем.
Герои нового романа - детский поэт, позитивный психиатр, страдающая манией ревности семейная пара и загадочная Франсуаза - отправляются в Индию, на встречу с брахманом Гириш-бабой. А в Петербурге накануне их отъезда происходят весьма странные события...
"Франсуаза, или Путь к леднику", по признанию автора, "роман о странностях жизни, ее внезапно-стях и причудливости".
Роман Козак, Сергей Полотовский 3.3
О чем эта книга Эта книга о Викторе Пелевине. В декабре 2009 года в ходе опроса на сайте OpenSpace.ru он был назван главным интеллектуалом России. В голосовании, в котором приняло участие около 40 тысяч человек, он обошел телеведущего Леонида Парфенова, заключенного Михаила Ходорковского и фантаста Бориса Стругацкого. Сегодня в России Пелевин, без сомнения, один из самых влиятельных и популярных современных писателей. Многие считают его лучшим. Каждая его новая книга становится событием. Им зачитываются и утонченные интеллектуалы, и офисные клерки. Его хлесткие выражения разлетаются из романов крылатыми фразами. Его романы экранизируют и издают по всему миру. При всем при этом Виктор Пелевин даже для своих почитателей остается загадкой. Он избегает интервью. Редко становится героем светской хроники. И не ходит на встречи с президентом. Никто не знает подробностей его биографии, политических пристрастий, взглядов на жизнь и собственное творчество. Книга-расследование критика Сергея Полотовского и журналиста Романа Козака - первая попытка собрать из фрагментов цельную картину, описать жизненный путь самого влиятельного писателя России и попробовать осмыслить то, что писатель написал, а вся Россия читала запоем последние двадцать лет. Кто был прототипом самым известных героев пелевинских произведений? Что скрыто в книгах Пелевина между строк? Чем Сергей Шнуров обязан автору "Чапаева и Пустоты"? Почему писатель избегает публичности? Как он совершил путешествие в Икстлан на "Камазе"? Что думает о его творчестве Владимир Сорокин - главный соперник в той же весовой категории? И каков истинный смысл романов Пелевина? В конечном счете все эти вопросы сводятся к одному: какова на деле роль писателя в современном мире, когда настало время айпадов и андроидов, интернет-телевидения и фейсбука? Обо всем этом - и кое о чем другом - читайте в книге "Пелевин и поколение пустоты". Для кого эта книга Для тех, кто ждет выхода новой книги Пелевина больше, чем нового фильма о Терминаторе и чемпионата мира по футболу; для тех, кто думает, что понимает, о чем пишет Пелевин, и готов к неожиданностям; и даже для тех, кто не ждет от очередной книги Пелевина ничего хорошего, но хотел бы понять, какого черта остальные все-таки чего-то ждут. Почему мы решили издать эту книгу Нам нравится Пелевин. Из получившейся биографии мы узнали много любопытного и о самом писателе, и о том, что скрыто в его романах. Прочитав ее, вы сможете глубже понять его книги и заглянуть за кулисы литературной жизни современной России. Фишка книги Чтобы написать эту биографию, критик Сергей Полотовский и журналист Роман Козак в течение года исследовали судьбу писателя, разыскивали и интервьюировали людей, которые учились, работали, тусовались и путешествовали с ним. А также поговорили о Пелевине и современной литературе со множеством замечательных людей, среди которых Леонид Парфенов, Сергей Шнуров, Владимир Сорокин, Лев Рубинштейн, Михаил Елизаров, Марат Гельман, Александр Генис, Захар Прилепин и многие другие.
Герман С. 3.6
"Прыжок волка" берет свой разбег от начала Хазарского каганата VII века. Историческая траектория чеченцев прослеживается через Аланское царство, христианство, монгольские походы, кавказские войны XVIII-XIX веков вплоть до депортации чеченцев Сталиным в 1944 году. В заключительных главах анализируются - объективно и без предвзятости - драматические события новейшей истории Чечни.
Саша Соколов 4.0
В новую книгу Саши Соколова вошли три вещи, написанные за последнее время. Виртуозный творец изысканной русской речи в своих сочинениях исследует границы стиха и прозы, звука и смысла, сознания и бессознательного, истинного и мнимого.
Александр Терехов 3.8
Александр Терехов - автор романов "Мемуары срочной службы", "Крысобой", "Бабаев", бестселлера "Каменный мост" (премия "Большая книга", шорт-лист "Русского Букера"), переведенного на английский и итальянский языки.
Если герой "Каменного моста" погружен в недавнее - сталинское - прошлое, заворожен тайнами "красной аристократии", то главный персонаж романа "Немцы" рассказывает историю, что происходит в наши дни. Эбергард, руководитель пресс-центра в одной из префектур города, умный и ироничный скептик, вполне усвоил законы чиновничьей элиты. Однако позиция конформиста неожиданно оборачивается внезапным крушением карьеры. Личная жизнь тоже складывается непросто: все подчинено борьбе за дочь от первого брака.
Острая сатира нравов доведена до предела, "мысль семейная" выражена с поразительной откровенностью...
Роман удостоен премии "Национальный бестселлер".
Глеб Шульпяков 4.2
В книгу вошли тексты, написанные в разных жанрах - путевого дневника, когда записи ведутся ежедневно, и эссе, написанных после возвращения, то есть по памяти. География сборника тоже разнообразна: от Гималаев и Камбоджи до Ирана и российских провинциальных городков (Тамань, Барнаул, Ульяновск, Кемерово). Все эти города и страны объединяет авторский взгляд направленный больше внутрь, чем вовне. Он превращает постижение "гения места" в акт самопознания, а мировидение - в мироведение. Мы изучаем другого, чтобы постичь себя, считает автор. Чтобы найти другого в себе. Завершает книгу очерк о русской деревне, обобщающий опыт жизни автора в тверской глуши.
1 2