Вручение 3 февраля 2012 г.

Премия "Нос-2011"

Жюри:
Марк Липовецкий - председатель жюри, писатель, профессор, доктор наук
Елена Фанайлова – поэт, литературный критик
Кирилл Кобрин – литератор, историк, писатель
Константин Мильчин – журналист, литературный критик, книговед
Владислав Толстов – журналист, политический обозреватель

Эксперты:
Николай Александров – российский литературовед, критик, теле- и радиоведущий
Андрей Левкин – литератор, журналист
Дмитрий Кузьмин – российский поэт

Страна: Россия Место проведения: Лекторий Политехнического музея, Москва Дата проведения: 3 февраля 2012 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Игорь Вишневецкий 3.9
«Ленинград» переполнен цитатами — прямыми и видоизменёнными, — повествующими о реально или в воображении произошедших событиях. Я лишь расположил их в определённом порядке.
Николай Байтов 4.2
Есть писатели, которым тесно внутри литературы, и они постоянно пробуют нарушить её границы. Николай Байтов, скорее, движется к некоему центру литературы, и это путешествие оказывается неожиданно бесконечным и бесконечно увлекательным. Ещё — Николай Байтов умеет выделять необыкновенно чистые и яркие краски: в его прозе сентиментальность крайне сентиментальна, печаль в высшей мере печальна, сухость суха, влажность влажна — и так далее. Если сюжет закручен, то невероятно туго, если уж отпущены вожжи, то отпущены. В итоге получается уникально выразительная, контрастная проза. Вероятно, близкая к мифу, потому что истории Николая Байтова не просто запоминаются, а будто отзываются в памяти, как если бы мы знали их всегда.
Дмитрий Данилов 3.5
"Горизонтальное положение" - новый роман Дмитрия Данилова, чей дар рассказчика поистине уникален, а история, которую он передает, понятна каждому.
Кто из нас ни разу не задумывался о том, что он лишний в мире? Проще всего впасть в уныние: для человека с временной регистрацией нет постоянной работы в Москве, но нужно кормить далеких родственников, болит тело и душа, а твои мысли о жизни никому не интересны. Ты - один из миллионов, капля в море, песчинка в пустыне. Взять и принять горизонтальное положение - так ведь проще. И становится совсем не больно существовать в мире модных и успешных ловцов удачи.
Но слабый телом силен духом. Он сможет встать в полный рост и вновь ощутить дыхание жизни.
Николай Кононов 3.8
Герой романа совершает прекрасную и мучительную «одиссею», полную желаний плоти и тончайших душевных переживаний. И бренное человеческое тело, пройдя сквозь призму времени и череду событий 40-х, предстает единственным домом души. Ведь именно в его хрупкости обретается связь души и вселенной. Ведь именно в нем - последняя обитель воспоминаний.
Александр Маркин 4.5
В 2006 году вышел первый том дневника Александра Маркина, московского филолога-германиста, специалиста по творчеству Альфреда Деблина.
Александр Маркин теперь живет в Цюрихе, но его пристрастия сохранились: он любит описывать пассажиров в метро, несчастные случаи со смертельным исходом, альпийские виды и проявления мужской истерии. Во втором томе дневника представлены избранные записи 2006—2011 годов из Живого Журнала, который Александр Маркин ведет под ником Untergeher.
Виктор Пелевин 3.8
«Война и Мир» эпохи, в которую нет «ни мира, ни войны».
Мария Рыбакова 4.4
"Гнедич" - новый и неожиданный роман Марии Рыбаковой. Бывает, что поэты с годами начинают писать прозу. Здесь совсем иной, обратный случай: роман в стихах. Роман - с разветвленной композицией, многочисленными персонажами - посвящен поэту, первому русскому переводчику "Илиады", Николаю Гнедичу. Роман вместил и время жизни Гнедича и его друга Батюшкова, и эпическое время Гомера. А пространство романа охватывает Петербург, Вологду и Париж, будуар актрисы Семеновой, кабинет Гнедича и каморку влюбленной чухонки. Роман написан в форме песен - как и сама "Илиада".
Михаил Шишкин 4.1
Михаил Шишкин - прозаик, разрушивший миф о том, что интеллектуальная проза в России - достояние узкой читательской аудитории. Его романы, удостоенные престижных литературных премий, - всегда событие и… всегда загадка.
В новом романе "Письмовник", на первый взгляд, все просто: он, она. Письма. Дача. Первая любовь. Но судьба не любит простых сюжетов. Листок в конверте взрывает мир, рвется связь времен. Прошедшее становится настоящим: Шекспир и Марко Поло, приключения полярного летчика и взятие русскими войсками Пекина.
Влюбленные идут навстречу друг другу, чтобы связать собою разорванное время.
Это роман о тайне. О том, что смерть - такой же дар, как и любовь.
Каринэ Арутюнова 2.8
Рожденная на выжженных берегах Мертвого моря, эта книга застает читателя врасплох. Она ошеломляюще искренна: рядом с колючей проволокой военной базы, эвкалиптовыми рощицами, деревьями - лимона и апельсина - через край льется жизнь невероятной силы. Так рассказы Каринэ Арутюновой возвращают миру его "истинный цвет, вкус и запах". Автору удалось в хаотическом, оглушающем шуме жизни поймать чистую и сильную ноту ее подлинности - например, в тяжелом пыльном томе с золотым тиснением на обложке, из которого избранные дети узнают о предназначении избранной красной коровы.
Марина Ахмедова 4.2
"Дневник смертницы. Хадижа" - неспешный рассказ девочки о жизни в одном из горных сел Дагестана, где героиня с детства учится различать гнев и милость Аллаха, который постоянно ставит ее перед выбором - белое или черное?
Повзрослев, Хадижа покинет село и окунется в страсти города, где тебя принимают по одежке, где многое продается и покупается. Город, в котором идет война между боевиками и силовиками, постоянно предлагает ей выбор, но маскируя белое под черное, и наоборот. Что она выберет? Хадижа и сама не знает ответа на этот вопрос и лишь к концу понимает, что вся ее жизнь - череда выборов, и каждый сделанный выбор определяет следующий.
Прототипом героини послужили реальные девушки, причастные к бандподполью на Северном Кавказе.
Илья Бояшов 3.5
У России женский характер и женское лицо - об этом немало сказано геополитиками и этнопсихологами. Но лицо это имеет много выражений.
В своем романе автор рассказывает историю русской бабы, которая из ничтожества и грязи вознеслась на вершину Олимпа. Тот, кто решит, что перед ним очередная сказка о Золушке, жестоко ошибется - Бояшов предъявил нам архетипический образ русской женственности во всем ее блеске, лихости и неприглядности, образ, сквозь который проступают всем нам до боли знакомые черты героинь вчерашнего, сегодняшнего и, думается, грядущего дня.
Прочитав "Каменную бабу" невольно по-новому посмотришь на улыбающихся с экрана примадонн.
Яна Вагнер 4.1
Грипп. Им ежегодно болеют десятки миллионов людей на планете, - мы привыкли считать его неизбежным, но не самым страшным злом. Пить таблетки, переносить на ногах, заражая окружающих... а что будет, если однажды вирус окажется сильнее обычного и сначала закроют на карантин столицу, а потом вся наша страна пропадет во мраке тяжелого смертельного заболевания?
Яна Вагнер - дебютант в литературе. Ее первый роман "Вонгозеро" получился из серии постов в Живом Журнале - она просто рассказывала историю своим многочисленным читателям, которые за каждой главой следили, скрестив пальцы на удачу. Выживут герои или погибнут, пройдут ли уготованные им испытания или сдадутся? Яна Вагнер пишет об обычных людях - молодой семье, наших современниках, застигнутых эпидемией врасплох. Не обладая никакими сверхспособностями, они вынуждены бороться за жизнь в наступившем хаосе. И каждую минуту делать выбор в пользу человечности, - чтобы не оскотиниться перед лицом общей беды.
Никаких гарантий, никакой защиты, никакой правды - кроме той, которая поможет выжить.
Наталья Галкина 4.2
"Табернакль" - новый роман Натальи Всеволодовны Галкиной, был напечатан в конце прошлого года в журнале "Нева". Широкому читателю, к большому сожалению, Галкина не известна, или почти не известна. Наталья Всеволодовна пишет стихи, прозу, занимается переводами. Её роман "Вилла Рено" - финалист премии "Букер" 2003 года.
DJ Stalingrad 3.8
Этот текст пришел из ниоткуда - у него нет автора. Он будто коллективное видение, исторгнутое из прогнившего нутра Москвы нулевых. Еще лет пять назад весь город был наполнен бандами подростков и ребят постарше - они кутили и дрались повсюду, на земле и под землей - на станциях и пересадках метро. Были вовлечены тысячи людей - старшие классы, вузы, ПТУ. Панк-хардкор, футбол, стимуляторы, воровство, мелкое мошенничество - и мордобой, конечно же. Насилие стало для ребят средством самовыражения - роскошью слабых. Ведь это роскошь для России - быть смелым, если твои родители нищие. И совсем уж немыслимая роскошь - транслировать радикальный опыт так, чтобы это было не просто актуальной хроникой, не просто болезненной до невыносимости правдой, но Книгой о Жизни и Смерти. "Этот неожиданный жесткий текст многих испугал, потому что был прочитан лишь как апология насилия. А должен был испугать куда больше - ведь автор задает в нем такие предельные вопросы бытию, на какие большинство из нас никогда не отваживается".
Михаил Бутов
Алексей Никитин 3.6
Роман "Истеми" киевлянина Алексея Никитина возвращает читателю подзабытую радость от чтения одновременно увлекательного и умного. "Истеми" только притворяется легко читаемой приключенческой повестью. В действительности мы имеем здесь дело с настоящей психологической драмой - одним из самых убедительных в современной русской литературе портретов поколения 1980-х.
Марина Палей 3.7
"...Довольно скоро стали происходить непривычные для меня вещи. Например, возвращаясь с работы, я видела в коммунальном коридоре, под моей вешалкой, ее рыжие башмачки. В декабре, состаренные слякотью вперемешку с ядовитой солью тротуаров, они приобрели совсем жалкий вид. Я их ужасно любила. Обычно я приползала с работы, чуя всем существом, что сейчас рухну. Но видела ее рыжие башмачки. Меня это всякий раз поражало. И я распахивала дверь с ощущением человека, который сейчас, не теряя ни секунды, притом играючи, будет двигать-передвигать горы - самые титанические, какие удастся сыскать на нашей скудной планете".
Это отрывок из романа Марины Палей "Дань саламандре", знаковой книги, отмеченной как ведущими литературными критиками, так и простыми читателями.
Андрей Рубанов 4.2
Андрей Рубанов - писатель резкий, наблюдательный, острый. Он уже известен читателю как автор нескольких блестящих и нашумевших романов - "Сажайте, и вырастет", "Великая мечта" и др., - бьющих в самые болевые точки современной российской действительности.
"Тоже Родина" - первая книга рассказов Рубанова, в которой он описывает и оценивает сегодняшнее время как человек, пропустивший его через себя, подобно фильтру, оставляющему на выходе чистое вещество жизни.
Фигль-Мигль 4.0
В подъезде своего дома убит редактор модного журнала. В школе, где преподаёт известный кино­критик, погибла, упав на лестнице, завуч. Что это, несчастный случай? Есть ли связь между этими со­бытиями? И правда ли, что директор школы - ре­зидент иностранной разведки? И что за странный заказчик появляется у его красавицы жены?
Обо всём этом читайте в новом романе Фигля-Мигля, чей роман «Щастье» многими был признан лучшим литературным дебютом 2010 года.
Маргарита Хемлин 4.1
Этот роман - о войне. О времени, когда счастье отменяется. Маленький человек Нисл Зайденбанд и большая бесчеловечная бойня. Выживание и невозможность жизни после того, как в войне поставлена точка. Точка, которая оказалась бездной.
Андрей Шарый, Ярослав Шимов 4.5
Книга посвящена судьбе Австро-Венгерской империи, столетие назад - второй по площади и третьей по численности населения страны Европы, на территории которой теперь размещается дюжина независимых государств. Корону Габсбургов уничтожила Первая мировая война, но корни их империи до сих пор питают центральноевропейское пространство.
Работа А.Шарого и Я.Шимова не имеет аналогов в отечественной литературе. Никогда прежде основанный на столь глубоком знании фактов анализ исторических процессов не сопровождался таким захватывающим рассказом о буднях и праздниках дунайской монархии, такими яркими портретами династии Габсбургов и их подданных, столь живыми очерками о поездках по большим и малым габсбургским городам: Вене и Будапешту, Праге и Львову, Сараеву и Триесту.
Нина Шнирман 4.4
"Счастливая девочка" - повесть-воспоминание москвички Н.Шнирман, написанная от лица маленькой Нинуши, чье раннее детство пришлось на предвоенные и военные годы. В этой книге нет вымысла, а есть только то, что удержала удивительно емкая и талантливая детская память: детали быта интеллигентной семьи (отец, Г.Л.Шнирман, - выдающийся ученый, вся жизнь которого прошла под грифом "совершенно секретно", четырежды лауреат Государственной премии); отношения между окружающими; внешние события, которые предстают, как правило, в отраженном свете - через переживание их ребенком, с жадным любопытством познающим мир, наделенным задатками самобытной личности и обостренным чувством справедливости.

Повесть "Счастливая девочка" - очень современна, так как в ней есть то, что волнует сегодняшних читателей, - подлинность восприятия прошлого. И еще: книга заражает потребностью запустить работу собственной памяти, ведь воспоминание, по словам Пушкина, "самая сильная способность души нашей, и им очаровано все, что подвластно ему".
Глеб Шульпяков 2.8
Успешный московский издатель отправляет жену в роддом и остается наедине с собой. В один из душных вечеров из-за нелепой случайности его жизнь внезапно рушится. Оказавшись в подвале неизвестного восточного города, он пытается понять, что с ним случилось - и как обрести новую жизнь. Для этого ему предстоит бежать из плена и пройти путь, где подлинность чужих реальностей соседствует с фантазиями, жестокими и сладостными.
"Фес" - роман-видение, роман-лабиринт. Отчет о путешествии, которое предстоит каждому.
Александр Яблонский 0.0
Роман Александра Яблонского имеет свою традицию, редкую и особенную даже для русской литературы - традицию душевного раздумья. Он историчен - поскольку в нем оживает русская история; полифоничен - поскольку сплетает эпохи, и судьбы, и даже временные особенности русского языка; по-своему детективен. Но, главное: он - бесконечно прекрасен.
В эпоху, подобную нашей, единственной действенной силой, способной противостоять социальному, а стало быть, общему злу становится душа человека, ее волевое начало. Книга А.Яблонского - повествование о ее незаметном, но безупречно действенном подвиге.

Приз читательских симпатий

Андрей Аствацатуров 3.9
Новая книга Андрея Аствацатурова продолжает линию, намеченную им в дебютном романе «Люди в голом». Автор ведет читателя в путешествие по Ленинграду-Петербургу, делая короткие остановки в тех местах, где проходили его детство и юность. Воспоминания переплетаются с жизнью за окном, академические знания становятся частью повседневности. Аствацатуров – великолепный рассказчик, «русский Вуди Аллен», чьи короткие скетчи и литературные анекдоты, случаи из жизни и зарисовки с натуры не раз заставят вас рассмеяться.