Вручение 2009 г.

Жюри:
Алексей Левинсон – председатель жюри, журналист, социолог
Елена Фанайлова - русский поэт и переводчик
Марк Липовецкий - писатель, профессор, доктор наук
Кирилл Кобрин - российский писатель, критик, журналист
Владислав Толстов - журналист, политический обозреватель

Эксперты:
Николай Александров - литературовед, литературный критик, телеведущий и радиоведущий
Константин Мильчин - критик, книговед, журналист

Страна: Россия Дата проведения: 2009 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Лена Элтанг 3.7
Виртуозная игра в детектив, на радость ценителям изящной словесности. Тайна ведьминого пансиона, дыхание Ирландского залива, причудливые легенды Уэльса, история любви, проходящей путь от страсти к ненависти, загадка смерти, которой, может статься, и не было, - это книга-обманка, герои которой столь мастерски меняют маски и путают следы, что разгадать тайну прошлого для них не менее важно, чем понять смысл настоящего...
Татьяна Бочарова 3.4
Расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске 2 июня 1962 года — трагическая страница истории советского периода, долго сохранявшаяся в тайне.
В первой части книги рассказывается о забастовке рабочих на Новочеркасском электровозостроительном заводе, о митинге у горкома КПСС, о расстреле демонстрации и последующих репрессиях. Использованы материалы архивов МВД, КГБ, «Особой папки» ЦК КПСС, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры РФ.
Во второй части мемуарного характера отражены события перестроечного периода, в той или иной степени связанные с темой Новочеркасской трагедии.
Автор книги Татьяна Бочарова — историк и журналист, активный участник демократических преобразований 80-90-х годов XX века.
Книга адресована массовому читателю. Большой иллюстративный и документальный материал позволит использовать ее в качестве учебного пособия.
Андрей Аствацатуров 3.4
Дебютный роман Андрея Аствацатурова (профессионального филолога, знатока Генри Миллера, внука знаменитого советского литературоведа В.М. Жирмунского) напоминает своей интонацией лучшие страницы Сергея Довлатова, Вуди Аллена и Павла Санаева. Герой-рассказчик - питерский "интеллигент в очках" - проводит читателя по местам своего позднесоветского детства и университетской юности, всюду сохраняя острую наблюдательность, самоиронию и блестящее чувство юмора.
Лев Гурский 2.9
Личность Романа Арбитмана, второго президента России, по-прежнему интересует наших сограждан. Так кто же он на самом деле? Гений? Политический авантюрист? Черный маг? Фантастический везунчик? Или просто человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте? Ответ - в этой книге... Лев Гурский, создатель известных приключенческих романов, впервые пробует себя в биографическом жанре. Корректно, уважительно, но без всякого подобострастия автор рассказывает документальную историю о том, как школьный учитель из провинции волею судеб стал руководителем великой державы, и что из этого вышло.
Сергей Носов 4.2
Новая книга петербургского писателя, драматурга и краеведа Сергея Носова рассказывает о малоизвестных монументах нашего города, таких, к примеру, как памятник Менделееву на Московском проспекте, Грибоедову на Семеновском плацу, Пирогову в Военно-медицинск
Андрей Степанов 4.1
Очень редко встречаются книги в равной степени веселые и умные. Вот как раз такая вам только что встретилась. "Сказки не про людей" - это калейдоскоп улыбок: мягких, скептических, иронических, саркастических - любых. Книга написана о том, что такое человек, но при этом ее герои - по большей части животные: от попугая Екатерины II до современной русско-американской гориллы. Кроме того, имеются влюбленные шайтаны, интеллигентные микробы, разумные шахматы, ученые муравьи и многое другое. Действие происходит в самых разных местах: от некоторых скрытых частей человеческого тела до открытого космоса, от Зимнего дворца до реки Леты. Редкий жанровый коктейль - анекдот, притча, басня, новелла и волшебная сказка - замешан на языковой игре. После употребления будет очень смешно и чуть-чуть грустно. Рекомендуется детям от семи до семидесяти лет.
Осторожно: при повторном чтении можно надолго впасть в задумчивость.

"Поздний дебют - пусть не отдельный литературный жанр, но уж точно отдельная глава истории литературы. Узнав всего пару лет назад критика Степанова, неизменно внятного в мысли, четкого в оценках и осведомленного в контекстах, я был удивлен, обнаружив чуть позже, что тот же человек сочиняет и прозу. Прозу, критике вопиюще противоречащую: барочную, алогичную, пышную, орнаментальную; я бы сказал, выстраданно-самостоятельную. Сколько еще талантов несуетно таится на просторах России... Вопрос к птице-тройке".
Вячеслав Курицын

"Прочитав эти мудрые сказки "не про людей", хочется сказать себе: будь человеком. Надевая костюм, не забывай, что и костюм надевает тебя. А если твоя собака заговорила, не торопись ее прогонять. И хотя бы иногда думай о вечном".
Сергей Носов
Валерий Айрапетян 3.0
Сегодня модно писать о родственниках. С одной стороны, популярная во всем мире тема “корней”. С другой — известная среди писателей аксиома: мучаешься в поисках персонажа? Попробуй поискать его рядом. Многие молодые писатели с этого начинают. Многие, правда, этим же и заканчивают. В этом смысле писателя можно уподобить автомобилю: необходим и ближний, и дальний свет. Похоже, у Валерия Айрапетяна и с тем, и с другим дела обстоят нормально. Поэтому так интересно — и весело, и грустно — вглядываться в тот, отчасти уже исчезнувший мир, который населяют его персонажи.
Петр Алешковский 3.6
"Сюжеты Алешковского - сюжеты-оборотни, вечные истории человечества, пересказанные на языке современности. При желании можно разыскать все литературные и мифологические источники - и лежащие на поверхности, и хитро спрятанные автором. Но сталкиваясь с непридуманными случаями из самой жизни, с реальными историческими фактами, старые повествовательные схемы преображаются и оживают. Внешне это собрание занимательных историй, современных сказок, которые так любит сегодняшний читатель. Но при этом достаточно быстро в книге обнаруживается тот "второй план", во имя которого все и задумано..."
О.Лебедушкина
Андрей Аствацатуров 3.4
Дебютный роман Андрея Аствацатурова (профессионального филолога, знатока Генри Миллера, внука знаменитого советского литературоведа В.М. Жирмунского) напоминает своей интонацией лучшие страницы Сергея Довлатова, Вуди Аллена и Павла Санаева. Герой-рассказчик - питерский "интеллигент в очках" - проводит читателя по местам своего позднесоветского детства и университетской юности, всюду сохраняя острую наблюдательность, самоиронию и блестящее чувство юмора.
Всеволод Бенигсен 4.2
В романе ГенАцид жители села Большие Ущеры становятся участниками эксперимента, организованного по инициативе президента. Каждый должен выучить наизусть отрывок или целое произведение из богатого нашего наследия. Цель - объединить народ и сохранить главный ресурс и достояние нации - классическую литературу. И - понеслось… Устраиваются литературные вечера, разные забавы и даже в местном универмаге декламируют стихи. Но… постепенно игра приобретает странные очертания: образовываются два враждующих лагеря "рифмачи" и "заики", пьяные посиделки перерастают в настоящий хоррор. Начинается очередной русский бунт бессмысленный и беспощадный.
Роман удостоен премии журнала "Знамя" за лучший дебют, вошел в лонг-лист премии "БОЛЬШАЯ КНИГА".
Андрей Геласимов 4.2
…Забайкалье накануне Хиросимы и Нагасаки. Маленькая деревня, форпост на восточных рубежах России. Десятилетние голодные нахалята играют в войнушку и мечтают стать героями.
Военнопленные японцы добывают руду и умирают без видимых причин. Врач Хиротаро день за днем наблюдает за мутациями степных трав, он один знает тайну этих рудников. Ему никто не верит. Настало время призвать Степных богов, которые видят все и которые древнее войн.
Маргарита Меклина 0.0
Один японский энтомолог открыл новый вид насекомых, сдвинул на ухо шляпу, выскочил из своего научно-исследовательского заведения, потому что на месте уже не сиделось, и вприпрыжку помчался к остановке трамвая, это было в Хиросиме в 1945-м году.
В его уме возня со змеями или жуками никак не могла наложиться на бомбардировщики и вездесущую радиацию, но Придумавший Всемирный Рисунок, наверно, дрожал от волнения (похожее на возбуждение, которое ощущал мистер Икио, открыв новый вид насекомых), когда выписывал, волшебной калиостровой каллиграфией, его судьбу. Японский ученый, чье безупречно красивое тело, облаченное в шевиотовый щегольский костюм, трепетало, когда он сравнивал гениталии бабочек – совсем как гениальный автор совсем не генитальной “Лолиты” – облучился и скончался в госпитале через пять дней.
В один из самых счастливых и выпуклых понедельников его жизни элегантного энтомолога изничтожила невидимая радиация, и я помещаю эту историю под стекло своего магического микроскопа, пытаясь проникнуть во Всемирный Рисунок и его Божественный Смысл.
Вадим Демидов 2.2
«Сержант Пеппер...» известного рок-музыканта Вадима Демидова — авантюрное, социально-психологическое и отчасти сатирическое повествование про героико-драматическую историю популярной рок-группы «Хроноп» на самом излете советской власти. Страсть к музыке, стремление к свободе, влюбленность в мечту и братство увлеченных людей в их противостоянии всемогущему государству — все это написано азартно и весело, воссоздавая особую энергетику художественного андерграунда тех лет.
Павел Лемберский 0.0
Интернет-сборник рассказов. В качестве сборника стал номинантом премии НОС-2009 и вошел в лонг-лист. – МОСКОВСКИЕ ОКНА –
– ОСЕНЬ ПАРИКМАХЕРА –
– ТЕНЬ ПОЛКОВНИКА ВЕКСЛЕРА –
– МЫСЛИ О ВОЙНЕ –
– КОНЦЕПУТЛИСТ ФИТИЧКА И ДЯДЯ МИШАНЯ –
– ПЯТЬ ЛЕГКИХ ПЬЕС –
– ДЕВУШКА –
– ВЕРА, ВЕРОЧКА И ПАПА –
– НАШИ ДЕТИ –
– СТЕКЛЯННЫЙ ПОПУГАЙ –
– ОДНОКЛАССНИКИ –
– ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –
– ДЕДУШКА –
– СУББОТА –
– БРАТЬЯ ПИНКУС И СЫНОВЬЯ –
– ТРИ СУДЬБЫ –
– ЛОССЬ НА СНОСЯХ –
– БАСМАЧИ –
– ПЛАТОШИНЫ ЯЙКИ –
– 90-Е –
– ХОЛОДНЫЙ КОСМОС –
– СКАМЕЙКА –
– ТОЖЕ НАПИСАНО –
– НА СЕВЕРЕ ШТАТА –
– ТЕТЯ МОТЯ И ЛЕЙТЕНАНТ –
– СТАТИСТИКА –
– НА ОДНУ МЕНЬШЕ –
– ПОБЕДА –
– НА ПУЛЬХЕРИИ –
Мелихов А. 3.2
"Самое страшное происходит тогда, когда тупицы перестают слушаться гениев". Гений всегда опирается на мечту, на желание преобразовать реальность. И сделать это возможно только посредством любви. Таков герой романа — "человек фантазирующий", который стремится выстраивать отношения с людьми, поддерживая их мечты — то, во что они верят. Но есть и другие, для которых любая мечта кажется вредным сумасбродством, любая фантазия – попыткой "нарушения устоев",...
Дан Маркович 3.5
"Развалины погибшей империи... разрушаются дома, разрушается человеческая мораль, разрушаются души... В медленно умирающем (некогда цветущем) научном городе, захваченном шайкой бандитов, забытый всеми старый ученый доживает свой век. Он не нужен новым хозяевам города - варварам, но оказывается, что он нужен... бездомным кошкам, уцелевшим на развалинах прошлой жизни. Кошки идут к Человеку - за теплом и едой, Человек идет к кошкам, потому что может быть им полезен. Кошки очеловечиваются, Человек, находя у них понимание, почти что превращается в старшего члена стаи. Он - Перебежчик из мира людей в мир животных. Мир людей - жесток, коварен и подл, мир животных - суров, но справедлив в своей естественной простоте.
Что это - фантастика, антиутопия? Вовсе нет. Это современная жизнь, герой повести живет совсем недалеко от нас с вами, читатель, - в небольшом подмосковном городке.
Думается, книга Дана Марковича "Перебежчик" войдет в число самых значительных произведений русской литературы конца 20 века - литературы времени гибели Империи."
Эвелина Ракитская
Формат: 14,5 см х 20 см.
Елена Некрасова 3.0
Роман "Автор сценария" погружает в атмосферу гигантской "фабрики грез" - "Мосфильма".
Это кинозазеркалье, наполненное колоритными персонажами, каскадерскими трюками и бутафорскими обманками, калейдоскопом реальных и вымышленных судеб...
Героиня романа пишет сценарий в жанре "кино про кино". Сама жизнь плавно переходит в сценарий - действительность и вымысел неразрывно шествуют рядом. Бывший возлюбленный становится одним из персонажей, а поездка в украинское захолустье дает мощный импульс для создания мистического триллера...
Алексей Левшин 0.0
Пятнадцать лет жизни во Франции явились для автора отправной точкой развития авторского замысла, пока в конце концов он не востребовал возвращения автора на родину из пестрой европейской жизни для уточнения и восполнения воспоминаний, к которым добавились новые ощущения, прозрения, крутые повороты жизненного сюжета.
Поэт, писатель, драматург, один из основателей Русской Школы Творческого развития и театра "Летний снег" в Париже, приехав в Москву, занялся авторской песней, преподаванием, режиссурой, оставаясь прежде всего поэтом.
Роман "Ягодное поле" начат во Франции, окончен в России, но создается ощущение, что сюжет его продолжает развиваться в настоящем. Частично публиковавшийся в Интернете, отрывочно звучавший в исполнении автора на творческих и дружеских встречах, роман издается в новой редакции. Отношения двух главных героев и просты, и замысловаты. Оба они мечтают о возвращении на родину, оба проникнуты воспоминаниями детства, размышлениями о судьбе русской культуры. Оба любят одну и ту же женщину, Ольгу.
Виктор Пелевин 3.7
По словам издателей, эта книга посвящена современной действительности и очень точно ее отражает. Вместе с тем она, вопреки названию, не о политике.
Захар Прилепин, Н. Н. Носик 3.8
Новый сборник рассказов Захара Прилепина "Ботинки, полные горячей водкой" не может кого-то оставить равнодушным, что угодно - только не это! Смех, слезы, радость и грусть, эмоции самые разные. Это увлекательные брутальные новеллы - мастерски написанные, порой трагические, порой необычайно смешные. Они очень разные и очень - счастливые, и все одинаково беспощадно хороши. Одиннадцать историй про "настоящих пацанов", про дружбу и предательство, испытания тюрьмой и войной. И - любовь к жизни во всех ее проявлениях.
Лев Рубинштейн 4.3
Книга "Словарный запас" представляет своего рода словарь современной политической культуры, в котором статьи поэта и эссеиста Льва Рубинштейна иллюстрируют ключевые понятия общественной жизни сегодняшней России.
1 2