Вручение 30 ноября 2015 г.

Страна: Россия Место проведения: город Москва, Театральный музей им. А. А. Бахрушина Дата проведения: 30 ноября 2015 г.

Премия «Театральный роман»

Лауреат
Кама Гинкас, Генриетта Яновская 4.8
Книга известных режиссеров Камы Гинкаса и Генриетты Яновской - одно из самых откровенных и драматических произведений современной литературы о театре, в котором жизнь и сценическое искусство переплетены неразрывно. Ученики режиссерского курса Г. А. Товстоногова, участники знаменитого студийного спектакля Ленинграда "Люди и мыши", они рано начали свой нелегкий творческий путь, на котором были и знаменитые постановки в Красноярске, и годы безработицы,и успех в театрах Москвы и на сценах многих стран мира. Книга наверняка вызовет интерес у широкого круга читателей.
Лауреат
Елена Горфункель 4.9
Два десятилетия, прошедшие в отсутствие Иннокентия Смоктуновского, отдалили его от нас, но и отчетливо проявили его историческую значимость. В книге Елены Горфункель творческий путь феноменального артиста впервые рассматривается в своей завершённости и в сопряжении с эпохой, тоже завершившейся, но не исчерпавшей его: он той эпохе принадлежал, он же над ней возвышался. Читателю предстоит погрузиться в повествование столь же вдумчивое, сколь интригующее. В чем интрига?
В самой личности героя. Его биография - и ролевая, и житейская - далеко не безоблачна. И прослежена она пристально, как никогда прежде. При этом автор не остается в плену внешних событий. Выстраивает внутренний сюжет, побуждающий разгадывать природу мастерства и вдохновения.
Лауреат
без автора 0.0
Альманах включает целый ряд фундаментальных публикаций. Среди них письма Михаила Чехова, которые фиксируют важный этап его знакомства с театральными аспектами антропософии Рудольфа Штайнера; театральный манифест "Театр до конца" Юрия Анненкова; эссе Тамары Карсавиной о ее балетных учителях; письма Марии Германовой к B.И.Немировичу-Данченко; рукописный журнал, выпускавшийся театром "Семперантэ".
Комплекс публикаций посвящен театральным аспектам творческого наследия C.М.Эйзенштейна. Среди них никогда не публиковавшиеся театральные тетради режиссера конца 10-х - начала 20-х гг.; статья "Выразительное движение", написанная совместно с С.Эйзенштейном и С.Третьяковым; материалы к постановке "Валькирии" в Большом театре.
Вторую часть альманаха образуют сообщения и исследования. Среди них статья о попытках Ричарда Болеславского утвердить "систему" Станиславского в американском театре; материал о европейских гастролях ГОСЕТа и о событиях, превративших его художественного руководителя А.Грановского в невозвращенца.

Издание адресовано театроведам, искусствоведам, культурологам, студентам творческих специальностей, а также всем любителям театра.
Лауреат
Михаил Левитин 4.8
У этой необычной книги несколько названий. "В поисках блаженного идиотизма" - так Петр Фоменко называл занятия режиссурой. "Разрозненные листы" - это определение дал своей книге автор - друг Петра Наумовича - режиссер и писатель Михаил Левитин. Он сделал почти невозможное: создал живой образ (иногда на грани фола) этого сложного, непредсказуемого, невероятно талантливого человека. Левитин объясняет случившееся так: "Книгу можно писать как ревнивец-коллега - недобрую. Можно как друг - добренькую. Можно писать собой..." Книга написана "собой" и, без сомнения, будет интересна всем, кто любит и помнит великого режиссера.

Автор и издатели благодарят "Благотворительный фонд развития театрального искусства" за помощь в издании этой книги.
Лауреат
Борис Мессерер 0.0
Альбом известного художника Бориса Мессерера включает уникальные эскизы декораций и костюмов к самым интересным и значимым театральным постановкам, оформленным автором на протяжении более полувека, начиная с первых спектаклей молодого "Современника".
Издание дополнено документальными фотографиями выдающихся актеров и деятелей культуры современности. В коротких и выразительных эссе Борис Мессерер рассказывает о своей жизни на театре, о поиске и реализации сценографических решений, о сотрудничестве с крупнейшими отечественными и зарубежными режиссерами. Важное место отведено инсталляциям, которым художник придает самостоятельное значение, приравнивая их к произведениям станкового искусства. Книгу завершает очерк о мастерской на Поварской, ставшей центром притяжения для людей искусства и литературы.
Размеры эскизов даны в сантиметрах по размерам листов оригиналов.

Специальный диплом премии

Лауреат
Шенг Схейен 4.7
Книга голландского историка Шенга Схейена — самая полная на сегодняшний день биография Сергея Дягилева (1872-1929).

Дягилев мечтал стать певцом, композитором, художественным критиком, но взялся сочинять куда более таинственное и глобальное произведение — образ будущего искусства. Умение уловить и вывести на свет новое, небывалое — самая суть его гения. Дягилевские "Русские сезоны" на сто лет вперед определили репутацию искусства России как самого передового, экстраординарного и захватывающего балетного явления.

Провидец и тиран, ловец душ и неисправимый одиночка, визионер и провокатор, он слышал музыку раньше сочинившего ее композитора и видел танец прежде первого па. Книга Схейена уникальна и интересна не только главным героем, но великим множеством жизненных подробностей русского и европейского модернизма, драматургией взаимоотношений главных имен музыки, театра и живописи ХХ века. Ведь за свою недолгую жизнь Дягилев общался и сотрудничал с Чеховым, Римским-Корсаковым, Бакстом, Бенуа, Роденом, Дебюсси, Матиссом, Пикассо, Стравинским, Прокофьевым, Маяковским, Баланчиным, Коко Шанель и др.

Биография Дягилева похожа на экстравагантный авантюрный роман, хотя все в ней — правда.

В книге публикуются редкие фотографии, документы, эскизы костюмов и декораций — бесценные свидетельства искусства, живущего вне всяких границ.
Лауреат
Алексей Бартошевич 4.8

Премия присуждена за вклад в отечественное шекспироведение.

В книге собраны работы о театральных судьбах Шекспира в Англии, России и других странах Европы, написанные известным историком театра и шекспироведом. Анализируются постановки шекспировских трагедий, хроник и комедий в пределах огромного исторического периода — от середины XIX до начала XXI века, от эпохи Диккенса и Ирвинга до спектаклей, появившихся на сцене в 2014 году. Рассказывается о шекспировских постановках крупнейших режиссеров — Уильяма Поула, Федора Комиссаржевского, Питера Брука, Питера Холла, Юрия Любимова, Роберта Стуруа, об образах героев пьес Шекспира, созданных выдающимися актерами — Джоном Гилгудом, Лоренсом Оливье, Сосом Саркисяном, Владимиром Высоцким, Энтони Шером, Евгением Мироновым. Особое место в книге занимает история сценических метаморфоз величайшего из шекспировских творений — "Гамлета". Обращаясь к конкретным сюжетам театральной истории Шекспира, автор показывает, как с помощью произведений великого драматурга каждое время, каждое поколение стремится познать и выразить свою собственную сущность.

Книга, написанная ярким образным языком, предназначена для самого широкого читателя, в особенности для студенческой молодежи, для будущих актеров, режиссеров, театральных критиков.