Истории

Оценка :  4.5
«Я существую - это ложь, пожалуй. Я пробуждаюсь - это тоже бред»

картинка Encinesnowy

Много ли существует книг, где Лиссабон является не фоном для событий, но одним из действующих лиц? Сам по себе Лиссабон не очень выразительный в плане источника творческого вдохновения город. Париж, Лондон, Нью-Йорк - избито, но на плаву. Лиссабон - нет. Само его положение на отшибе Европы определило его роль и в политике, и в искусстве. Дефицит книг с присутствием Лиссабона формирует особую цену на каждую из них. "Год смерит Рикардо Рейса" ( как меня раздражает перевод португальской литературы! Я каждый раз при чтении этого романа мысленно исправляла имя главного героя на "Рикарду Рейша") - бриллиант в моей коллекции, где Лиссабону отведена роль, если не главная, то очень значительная. Солнечный, с прозрачным воздухом и чистым небом, этот город в романе Сарамаго предстает перед читателем дождливым и задумчивым. Лиссабон здесь становится живым, автор наделил его человеческими эмоциями: как Европа 30-х годов замерла в тревожном ожидании Второй мировой войны, так и Лиссабон вместе со своими жителями притих в страхе перед надвигающейся бедой.

И во время чтения и сейчас, по прошествии месяцев, я воспринимаю роман "Год смерти Рикардо Рейса" как полусон, полубодрствование. Я не даром и в рецензии, и в истории вынесла в виде тезиса цитату Фернандо Пессоа: «Я существую - это ложь, пожалуй. Я пробуждаюсь - это тоже бред». Вместе с героями книги мы не спим, но и не бодрствуем. У Сарамаго получилось создать особенное настроение. Переплетение творца и создания - поэта и его гетеронима ( словно по аналогии Бога и человека) только усиливает это чувство. Я до сих пор не сомневаюсь в правильности того, что внесла этот роман в список трёх наиболее важных произведений португальской литературы.

История произошла: 6 ноября 2018 г.
Развернуть
Оценка :  0
Житейское дело

Сегодня шла по улице, по тротуару вечером, уже темно вокруг, фонари светят. Навстречу мне по тротуару же - дяденька, такой лет пятидесяти, хрупкого телосложения, среднего роста. Останавливается где-то шагов за 10 до того, как нам поравняться. Стоит, ждет... Сигарета в пальцах зажата, на отлёте. Я подхожу к нему, чтобы пройти дальше. Слышу: "Выпимши, чтобы не сшибить...", говорит он больше как бы для себя, чем для меня.
Объяснил он мне, почему стоял столбом, пока я не прошла ))) Я от души посмеялась.
А книга - просто у меня в сумочке лежит. Пока не дочитала )

История произошла: 14 декабря 2013 г.
Развернуть