Вручение 2 июня 2014 г.

Жюри:
Почетный председатель премии - Леонид Юзефович (писатель, Москва-Петербург)
Юлия Ауг (актриса, режиссер)
Татьяна Геворгян (телеведущая, журналист, актриса)
Николай Копейник (художник)
Борис Куприянов (эксперт, Москва)
Алексей Лебедев (сценарист)
Фигль-Мигль (писатель)

Страна: Россия Место проведения: г. Санкт-Петербург Дата проведения: 2 июня 2014 г.

Роман

Лауреат
Ксения Букша 3.7
Новый роман Ксении Букши основан на фактическом материале, однако с реализмом (как со старым, так и с новым) он не имеет ничего общего. Устаревшая форма производственного романа в руках современной писательницы совершенно обновилась, а каждая из сорока глав книги написана стилистически обособленно, что создает эффект многослойности текста. Дополнительную конструктивную нагрузку несут авторские иллюстрации. При всем этом книга получилась предельно живой и увлекательной, глубокой и честной.
Валерий Айрапетян 3.7
Валерий Айрапетян задается самыми простыми и самыми страшными вопросами так, как будто над ними не бились тысячи лет лучшие умы. Он находит красоту в боли, бесприютности и хрупкости смертного.
Простые человеческие истории принимают здесь мифологическое, почти библейское измерение. Смерть, утрата любимого человека, семейный разлад - события, вписанные в будничные декорации равнодушного города, становятся поводом для философской медитации. Сквозь стоически переносимые личные горести герой завороженно разглядывает окружающую действительность, и из мучительно спутанного клубка грусти, тоски и растерянности рождается любовь.
Марат Басыров 3.5
Жан Жене - у французов, Чарльз Буковски - у янки, у России новых времен - Эдуард Лимонов. В каждой национальной литературе найдется писатель, создавший яркий образ экзистенциального бунтаря, в котором олицетворено самосознание если не целого поколения, то значительной его части. Но мир, покинувший лоно традиции, устроен так, что дети не признают идеалов отцов, - каждое поколение заново ищет для себя героя, которому согласно позволить говорить от своего имени. Этим героем никогда не станет человек, застывший в позе мудрости, знающий сроки, ответы на главные вопросы и рецепты успеха. Нет, герой этот - мятущаяся личность, сплав демонических страстей и плачущей под их гнетом оскверненной души. Марат Басыров дал жизнь и голос этому герою - герою поколения нынешних сорокалетних. Недавно еще безрассудных, бунтующих, на ощупь познающих разницу между наваждением и озарением, теперь уставших, но не смирившихся и не простивших.
Знакомьтесь, если вы еще не встречались - Герой Нашего Времени.
Павел Крусанов 3.8
Павел Крусанов — известный прозаик с явственным питерским акцентом: член Ленинградского рок-клуба, один из лидеров «петербургских фундаменталистов», культуртрегер, автор эпатажных романов «Укус ангела», «Американская дырка», «Бом-бом», «Мертвый язык». Его упрекали в имперских амбициях и антиамериканизме, нарекали «северным Павичем», романы Крусанова входят в шорт-листы ведущих литературных премий.
«Царь головы» — книга удивительных историй, современных городских мифов и сказок сродни Апулеевым метаморфозам или рассказам Пу Сун-лина. В этом мире таможенник может обернуться собакой, а малолетний шкет вынуждает злобного сторожа автостоянки навсегда исчезнуть с лица Земли. Герои хранят свою тайну до последнего, автор предпочитает умолчание красноречию, лишая читателей безмятежности.
Кирилл Рябов 4.3
В древние времена было принято считать, что Вселенная состоит из трех миров: Неба, Земли и Преисподней. Почти все религии учат, что Бог обитает на небесах, поэтому, обращаясь к нему, люди воздевали руки вверх. Однако были и другие, которые в попытках достучаться до Всевышнего взывали к тому, что находилось под их ногами. Объясняли они это просто: земля крутится, и то, что считается низом, может вполне быть и верхом. Важен был сам посыл -- с какой страстью и с какой искренностью исходил он от человека. Получалось, Бог был в небесах и под землей, в высоком и низком, в чистом и грязном, везде. Он был в самом человеке, но вряд ли человек об этом догадывался. Эта книга и есть та Вселенная, состоящая из трех миров. Они кружатся, меняясь местами, и непонятно, какой из них низок, а какой высок. Каждый сможет сделать свой вывод, но вряд ли он окажется правильным, если читатель не заглянет, как в зеркало, внутрь себя. Например, так, как это сделал Кирилл Рябов, назвавший книгу своим псевдонимом, ставшим культовым в сети Интернет.
Владимир Сорокин 3.9
Новый роман Владимира Сорокина — это взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. Узнаваемое и неузнаваемое мирно соседствуют на ярком гобелене Нового средневековья, населенном псоглавцами и кентаврами, маленькими людьми и великанами, крестоносцами и православными коммунистами. У бесконечно разных больших и малых народов, заново перетасованных и разделенных на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее — поиск абсолюта, царства Божьего на земле. Только не к Царству пресвитера Иоанна обращены теперь взоры ищущих, а к Республике Теллурии, к ее залежам волшебного металла, который приносит счастье.
Анна Старобинец 4.3
Анну Старобинец называли ""русским Стивеном Кингом"", ""русским Нилом Гейманом"" и ""русским Оруэллом"". Но это писатель попросту особенный. С лучшей, возможно, фантазией во всей нынешней русской беллетристике. С уникальным чутьем на фобии, мании, болевые точки. И с почти экстрасенсорным умением находить в обыденном мире бреши, из которых тянет сквознячком страшноватого чуда. ""Икарова железа"" — это семь захватывающих историй про меняющуюся реальность. В этой реальности можно, сделав простенькую операцию, стать примерным семьянином, но ненароком потерять душу. Вожделенная поездка в столицу мира оборачивается дорогой в ад, сценарист-неудачник вместо встречи с продюсерами попадает в эпицентр инопланетного вторжения, пробудившийся ген грозит вылепить из человеческой куколки то ли ангела, то ли демона, и еще неизвестно, что за цели преследуют авторы компьютерной игры для детей. Много всякого может случиться в привычном мире, увиденном особым зрением Анны Старобинец!
Сергей Шаргунов 3.7
"1993" - это семейная хроника, переплетенная с историческим расследованием. 1993-й — гражданская война в центре Москвы. Время больших надежд и больших потрясений. Он и она по разные стороны баррикад. История одной семьи вдруг оказывается историей всей страны.
Владимир Шаров 3.6
Владимир Шаров – писатель и историк, автор культовых романов «Репетиции», «До и во время», «Старая девочка», «Будьте как дети» – никогда не боялся уронить репутацию серьезного прозаика. Любимый прием – историческая реальность, как будто перевернутая вверх дном, в то же время и на шаг не отступающая от библейских сюжетов. Новый роман «Возвращение в Египет» (премии "Большая книга", "Русский букер") – история в письмах семьи, связанной родством с… Николаем Васильевичем Гоголем. ХХ век, вереница людей, счастливые и несчастливые судьбы, до революции ежегодные сборы в малороссийском имении, чтобы вместе поставить и сыграть «Ревизора», позже – кто-то погиб, другие уехали, третьи затаились. И – странная, передающаяся из поколения в поколение идея – допиши классик свою поэму «Мертвые души», российская история пошла бы по другому пути…
Ильдар Абузяров 3.6
Действие романа «Финское солнце» происходит в одном доме – в одном замкнутом на своей оси мире. Дом стоит в абстрактном поволжском городе. В доме живут абстрактные, но хорошо узнаваемые, «поволжские финны». У каждого из героев, неслучайно носящих звучные финские имена, своя история и своя судьба. Они работают и учатся, общаются и дружат, влюбляются и ссорятся, пытаются выжить и порой даже идут на страшные преступления. Но чем больше преступлений, тем сильнее расшатывается связывающая жильцов ось…
Впрочем, притчи-расследования, из которых состоит роман, вполне прилагаемы к любому дому в любом городе. Образный мир автора простирается далеко за пределы какого-то одного конкретного места.
Ильдар Абузяров – лауреат Пушкинской премии (2011). Его роман «Агробление по-олбански» – финалист Бунинской премии (2012), роман «Мутабор» – лауреат Катаевской премии (2012) и финалист премии «Национальный бестселлер» (2013). В 2006 году два рассказа – «Почта» и «Мавр» – вошли в шорт-лист премии им. Юрия Казакова. Роман «ХУШ» вошел в лонг-листы премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». В 2014 году по повести Ильдара Абузярова «Роман с жертвой» снят полнометражный художественный фильм.
Елизавета Александрова-Зорина 3.9
Социальный роман с детективным сюжетом. Непредсказуемые повороты и неожиданная развязка подчёркивают тонкий психологизм.
Главный герой - Савелий Лютый - прожил жизнь тихо и неприметно. Но злая случайность превратила маленького человека - в убийцу, и его жизнь понеслась, не разбирая дороги. Он не герой и не народный мститель, просто смертельно устал быть пасынком собственной судьбы.
Светлана Алексиевич 4.4
Завершающая, пятая книга знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич "Голоса Утопии". "У коммунизма был безумный план, - рассказывает автор, - переделать "старого" человека, ветхого Адама. И это получилось... Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип - homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его "совком". Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он - это я. Это мои знакомые, друзья, родители".
Социализм кончился. А мы остались.
Евгений Алехин 4.1
Исследование темы "Поэт и поэзия", предпринятое в жанре заметок на листках отрывного календаря, неизбежно превращается в триллер. История, где прошлое следует из будущего, а настоящее никем не гарантировано, тем не менее подчеркнуто правдива и честна. Мы не всегда понимаем, что означает быть сочинителем, чаще всего кажется, что этот статус определяет все дальнейшие поступки. Но перед вами история, когда жизнь через свою повседневную лихорадку, любовные, иногда скучные, иногда томительные и нервные перипетии, упрямый быт и пульсирующую паранойю превращается в почти вынужденное творчество. Это история музыкальной группы, частной жизни и любви, рассказанная как жуткая сказка на ночь.
Константин Арбенин 3.6
Роман-сказка "не только для взрослых", настоящая книга для семейного чтения.
Иван отправляется "за смертью" по просьбе своего отца, Кощея Бессмертного. По пути обретает друга и невесту, спасает некоторое количество персонажей и целое государство впридачу, но попадает в плен... В сказке полно чудес, парадоксов, иронии и даже занимательной прикладной философии.
Марина Ахмедова 3.3
ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ О РОМАНЕ: «Крокодил» – роман страшный, потрясающий, необходимый неосведомленной молодежи как предостережение , противоядие, как антидот. Хватка у Марины журналистская - она окунулась с головой в этот изолированный от нормальной жизни мир, который существует рядом с нами и который мы почти и не замечаем. Прожила в самом логове в роли соглядатая и вынесла из этого дна свое ужасное и несколько холодноватое повествование. Марина Ахмедова рассказывает не о молодых западных интеллектуалах , балующихся кокаином в ослепительно чистых сортирах современных офисов московского Сити. Она добыла полулегальным образом рассказ с самого дна, с такого дна жизни, который самому Алексею Максимовичу не снился. Она рассказывает про тех, кто сидит «на крокодиле», с которого «слезть» нельзя, потому что разрушения, которые он производит в организме, чудовищны и необратимы, и попадают в эти крокодильи лапы как правило не дети «из приличных семей», а те самые, из подворотни - самые уязвимые, лишенные нормальной семьи, любящих родителей, выпавшие из социума и не нужные ни обществу, ни самим себе. «Караул! – кричит Марина Ахмедова. – Помогите! Спасите!» Кричит иначе, чем написали бы люди моего поколения. Нет, пожалуй, она вообще не кричит – она довольно холодно сообщает о происходящем, потому что, постояв в этом гнилом углу жизни, знает, что этих людей спасти нельзя».
Надежда Беленькая 3.7
Это роман о прибыльном, опасном и противозаконном российском бизнесе — международной торговле детьми. Обычно авторы столь опасных произведений пытаются защитить себя от возможных претензий: «Все совпадения — случайны». Надежда Беленькая поступила демонстративно наоборот. Вот первая строчка ее книги: «Эти события происходили на самом деле». Она все видела, сама во всем принимала участие, сама все пережила и сама поняла, что так продолжаться не должно. Но она отчетливо поняла и другое: отчего детдомовские дети, нашедшие счастье в приемной семье за границей, при звуках русской речи в ужасе прячутся под стол. Так продолжаться тоже не должно.
Илья Бояшов 3.5
Илья Бояшов - писатель с двойным дном. Он умеет рассказать историю так, что судьба его героя, описанная как частный случай, оборачивается в сознании читателя неким обобщающим провиденциальным сюжетом. Именно это качество вкупе с художественным мастерством позволило в свое время Бояшову взлететь на литературный Олимп и занять то место в современной русской словесности, которое по праву на сегодняшний момент за ним закреплено.
Новая повесть Ильи Бояшова - история человека, ощутившего в себе присутствие души, как болезнь, и не жалеющего сил и средств на то, чтобы излечиться от недуга, избавиться от назойливого жильца. Увы, такова реальность: инфернальным силам уже не нужно покупать людские души - сделка потеряла смысл. Сегодня многие готовы сами заплатить, лишь бы избавить свое физическое Я от неудобного соседства и обрести беспечность - внутреннее успокоение.

Для лиц старше 16 лет.
Яна Вагнер 4.1
Привычного мира больше нет, он сузился до стен ближайшего дома. Кто там — живые или мертвые, друзья или враги? Человек человеку — спаситель или волк? В замкнутом пространстве звуки делаются резче, краски ярче, а эмоции обостряются до предела. Ревность, страх, ярость перерастают самих себя. Есть ли шанс у любви, нежности, благодарности? Анна в одной клетке с теми, кто ей дороже всего на свете, но и те, которых она прежде избегала изо всех сил, тоже с ними. А это уже ее личный апакалипсис. «Апокалипсис от Анны»…
Александр Володарский 4.0
Химия" - это сборник записок, которые анархист Александр Володарский вёл, отбывая срок в колонии-поселении. Публикация этих текстов в его блоге доставила много неприятных минут чиновникам от украинской пенитенциарной системы. "Химия" - это странное место, где могут встретиться "первоходы", отбывающие срок за мелкое хулиганство или ДТП и рецидивисты, которые провели в тюрьме большую часть жизни, а под конец срока были переведены на облегчённый режим. "Химия" - место, где грань между тюрьмой и свободой истончается и эти на первый взгляд несовместимые миры сливаются воедино. Описание лагерного быта чередуется со статьями об акциях и кампаниях киевских левых, прямая речь заключённых - с политическими текстами, живые эмоции - с отстранённым анализом, а ирония - с серьезностью.
Василий Голованов 4.0
Признанный мастер тревел-текстов Василий Голованов (р. 1960) в оче­редной раз предлагает читателю «путешествие с открытым сердцем» в пространстве и времени, в лабиринтах истории и человеческого духа. Сквозь патину времени проступают образы пассионариев, которые не перестают притягивать к себе внимание людей, ищущих прорыва к свободе, творчества и самостояния: великого полководца антич­ности Александра Македонского и поэта Велимира Хлебникова, русского анархиста Михаила Бакунина и французского — Армана Гатти, нашего современника Михаила Тарковского и гения Андрея Платонова с его почти библейскими персонажами. Голо­ванов не хочет примириться с «железным веком», все тяжелее на­катывающим на любые проявления свободы духа. В разных време­нах и странах Голованов отыскивает людей, оставивших миру свои Послания. Эти послания, как и тексты самого Голованова, готовы открыться каждому, кто хочет вырваться за рамки удобного, комфортного, бездумного существования. Да и сам автор преисполнен такой решимости, отправляясь с друзьями-единомышленниками в фантастическую экспедицию — к развалинам Чевенгура.
Денис Гуцко 3.7
Денис Гуцко – прозаик, автор книг «Русскоговорящий» (премия «РУССКИЙ БУКЕР»), «Покемонов день», «Домик в Армагеддоне». Если первые его романы – о молодых людях, которые учатся жить, не теряя себя, то теперь писателя интересует человек зрелый, многое успевший и многое утративший.Главный герой романа «Бета-самец» Александр Топилин вполне доволен жизнью. Ему сорок лет, он не женат и живет без обязательств. Он совладелец доходного бизнеса, его друг и партнёр Антон Литвинов – сын министра. Всё схвачено, все двери открыты. Топилин согласен оставаться на вторых ролях, играть по чужим правилам. Он – классический бета-самец.Однажды Литвинов насмерть сбивает человека, и Топилин «улаживает формальности». Это события не его жизни, но именно сейчас он может всё изменить. Нужно только попытаться сыграть первым номером…
Сергей Дигол 0.0
Роман, вошедший в длинный список ежегодной национальной литературной премии «Национальный бестселлер» за 2014 год.
Роман – постмодернистская игра, в которой люди и даже предметы кочуют из одной истории в другую, а сюжеты порой напоминают перевертыши, да такие, что уже не разобрать, а есть ли среди персонажей романа, даже самых могущественных, хотя бы одна «не бесконечно малая величина»?
1 2