Вручение 21 июня 2019 г.

21 июня 2019 года в актовом зале Пулковской обсерватории прошла двадцать первая церемония награждения дипломантов и лауреатов Международной литературной премии в области фантастики имени А. и. Б. Стругацких («АБС-премии»), как и прежде. организованная Фондом братьев Стругацких (председатель – А. Б. Стругацкий; директор – С. И. Арно).
В этот день писателю по имени Братья Стругацкие, чей день рождения приходится на 21 июня 1929 года – момент, равно отстоящий от дат рождения каждого из братьев, – исполнилось девяносто лет.
Программа была традиционной.
Сначала состоялась экскурсия по музею Пулковской обсерватории, потом награждение дипломантов и лауреатов.
Традиционно собравшиеся посмотрели видеообращение Бориса Стругацкого, записанное еще при жизни мэтра.
Хоть церемония и не была юбилейной, но юбиляры нашлись и в этом году.
Среди них – Юрий Юрьевич Жорно, чей благотворительный фонд помогает «АБС-премии» уже двадцатый год подряд.
Те же двадцать лет в качестве ответственного секретаря оргкомитета участвует в организации премии писатель Николай Романецкий.

Страна: Россия Место проведения: Санкт-Петербург, актовый зал Пулковской обсерватории Дата проведения: 21 июня 2019 г.

Художественное произведение

Лауреат
Александр Етоев 3.3
Июнь, 1943 год, Зауралье, Полярный круг. Отблески военных зарниц красят горизонт кровью, враг ещё не сдаётся и с переломленным под Сталинградом хребтом медленно отползает к Западу. Но и сюда, на пространства тундры возле матери приполярных вод великой реки Оби, на города, посёлки, лагерные зоны, фактории и оленьи стойбища, падает тень войны и наполняет воздух тревогой. Эта неспокойная атмосфера одних сводит с ума, превращая людей в чудовищ или в жалкое подобие человека, лишённое воли и милосердия, другие, такие же с виду люди, возвышаются над морем житейским и становятся героями или ангелами. А в центре этих событий жизнь и судьба художника, в волшебных руках которого дышит и оживает глина, камень, дерево и металл.
Эдуард Веркин 3.9
«Остров Сахалин» — это и парафраз Чехова, которого Эдуард Веркин трепетно чтит, и великолепный постапокалипсис, и отличный приключенческий роман, от которого невозможно оторваться, и нежная история любви, и грустная повесть об утраченной надежде. Книга не оставит равнодушными ни знатоков классической литературы, ни любителей Станислава Лема и братьев Стругацких. В ней есть приключения, экшн, непредсказуемые повороты сюжета, но есть и сложные футурологические конструкции, и философские рассуждения, и, разумеется, грустная, как и все настоящее, история подлинной любви.
Марина и Сергей Дяченко 4.0
Четыре подростка в отрезанном от мира коттедже. Пятьсот человек на борту межзвездного корабля, летящего к далекой цели. В коттедже пройдет тридцать дней, на борту — тридцать лет. Это программа «Луч», и у тебя нет выбора. Колонисты на борту корабля потеряли смысл жизни. Чтобы вырваться из кошмара и вернуться домой, ты должен придумать людям на звездолете новый смысл и заставить в него поверить. И помни: это не игра.
Новый роман звездного дуэта Марины и Сергея Дяченко — о Смысле человеческого существования...
Тим Скоренко 4.0
29 мая 1953 года новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей первыми ступили на вершину высочайшей горы мира – Эвереста. Но… первыми ли? Центральная линия романа – обстоятельства, предшествующие легендарному восхождению Джорджа Мэллори в 1924 году, его любовные отношения и научные работы, его многочисленные путешествия и Первая мировая война. Неожиданный, провокационный взгляд на историю исследований Эвереста и одновременно литературная игра – в романе «Эверест».
Василий Щепетнев 0.0
Студент и официант получает в глуши Черноземья огромное наследство. Ему предстоит с ним разобраться и почему-то его дядю боялась даже налоговая инспекция. тессилуч
Михаил Савеличев 0.0
Действие повести разворачивается в конце 1960-х годов на крупнейшей гидроэлектростанции Советского Союза, куда по поручению Комитета государственной безопасности прибывает известный поэт Эдуард Евтушков для создания большой поэмы о ее строительстве и строителях. В ходе выполнения творческого заказа поэт вовлекается в череду весьма странных, порой фантастических и даже мистических событий. Евтушков оказывается проводником силы более могущественной, чем партийные органы и госбезопасность, но которая также заинтересована, чтобы из-под пера талантливого поэта вышло лучшее его творение... swordenferz

Критика и публицистика

Лауреат
Вячеслав Рыбаков 4.0
Вячеслав Рыбаков больше знаком читателям как яркий писатель-фантаст, создатель «Очага на башне», «Гравилёта “Цесаревич”» и Хольма ван Зайчика. Однако его публицистика ничуть не менее убедительна, чем проза. «Резьба по идеалу» не просто сборник статей, составленный из работ последних лет – это цельная книга, выстроенная тематически и интонационно, как единая симфония. Круг затрагиваемых тем чрезвычайно актуален: право на истину, право на самобытность, результаты либерально-гуманистической революции, приведшие к ситуации, где вместо смягчения нравов мы получаем размягчение мозгов, а также ряд других проблем, волнующих неравнодушных современников.
4.5
Что же на самом деле случилось на Земле 18 июля 1972 года?
Чем отличается Фолклендская Зона от Угандийской или Хармонтской?
Как изменилось сталкерство за последние 45 лет?
В этом издании вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы, а также:
– досье на официальных сотрудников и сталкеров;
– описание экипировки и техники;
– каталог аномалий и артефактов всех Зон.
"STALKER. Энциклопедия" дает подробнейший рассказ о событиях с момента Посещения и до наших дней и предоставляет детальное описание жизни в Зонах и вокруг них.
Роман Арбитман 3.6
Знаком ли Пиноккио с Тремя законами роботехники? Залетали ли уэллсовские марсиане в Великий Гусляр? Что общего у Гарри Поттера и Уинстона Черчилля? Почему у инопланетян такие глупые имена? За что Артура Кларка прокляли в ЦК ВЛКСМ? Это лишь малая часть вопросов, на которые автор Субъективного словаря фантастики дает самые правдивые ответы. Среди персонажей словарных статей — Агасфер и Карлсон, Микки Маус и Матрица, Аэлита и Франкенштейн, Конан-варвар и Полиграф Полиграфович Шариков, и еще много других — знаменитостей и героев невидимого фронта… Таких словарей раньше не было: для Романа Арбитмана — литературоведа, кинокритика, специалиста по телесериалам, а также писателя-фантаста — мировая фантастика уже давно не объект изучения, а родная коммунальная квартира, которую он знает изнутри и может рассказать о многих жильцах тако-о-о-е… Персонажи фантастики и их создатели — это его родные, соседи, друзья или враги, о которых он пишет то с восторгом и почтительным придыханием, то с гневом и с пристрастием, временами переходя на личности на грани рукоприкладства. В общем, всё, как принято у близких родственников. Тем, кто маловато знает о фантастике, будет интересно понаблюдать со стороны и усвоить много нового. Ну а те, кто фантастику знает хорошо, едва ли сдержат желание поспорить с автором книги.
Василий Владимирский 4.5
С середины 2010-х Василий Владимирский – единственный в Санкт-Петербурге «книжный журналист» и литературный критик, профессионально работающий с фантастикой в широком понимании этого слова. Новый сборник В. Владимирского состоит из трех разделов. В первый вошли статьи и эссе, посвященные самым важным, по мнению автора, книгам англо-американских писателей, от Майкла Суэнвика и Дэна Симмонса до Йена Макдональда и Питера Уоттса, изданным в России за последние годы. Во втором разделе автор исследует феномен «цветной волны», поколение литераторов, появившихся в нашей фантастике в первое десятилетие после Миллениума – включая Дмитрия Колодана, Карину Шаинян, Юлию Зонис, Владимира Данихнова. Завершает сборник раздел, посвященный апокалиптике и постапокалиптике в современной российской литературе, в том числе книгам Яны Дубинянской «Пансионат», Михаила Успенского «Райская машина», Эдуарда Веркина «Остров Сахалин». Дополнительное измерение сборнику «Сопряженные миры» придают интервью с писателями, взятые В. Владимирским в разные годы.

“В отличие от многих других авторов, пишущих о литературе, критик Владимирский видит в фантастическом не однозначный маркер, позволяющий механически отнести книгу к одной из двух наперед заданных категорий («высокая проза» одесную, «фантастика» ошую), но исключительно прием — самоценный или декоративный, уместный или избыточный, основной или вспомогательный, оригинальный или типовой. И эта особая оптическая настройка парадоксальным образом меняет в том числе сам объект наблюдения: литература, увиденная глазами Василия Владимирского, оказывается куда более цельной, логичной, связной и увлекательной, чем кажется многим” — Галина Юзефович.
Вячеслав Недошивин 4.2
Вячеслав Недошивин — писатель, автор книг "Адреса любви. Дома и домочадцы русской литературы. Москва, Санкт-Петербург, Париж" и "Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург". Долгие годы — от диссертации об антиутопиях в 1985 году до статей в научных сборниках и журналах ("Иностранная литература") — занимался творчеством Дж. Оруэлла и переводами его произведений.

"Джордж Оруэлл. Неприступная душа" — это не только подробнейшая биография английского классика, не просто увлекательный рассказ о его жизни и книгах, о его взглядах и его эпохе, — но и, в каком-то смысле, первый его "русский портрет". О русской женщине, в которую был влюблен, об офицере-эмигранте из России, спасавшем его в Париже, и о фронтовом друге-петербуржце, которого, напротив, спасал в Испании уже сам Оруэлл, о дневниках писателя, исчезнувших в подвалах Лубянки, и о переписке с СССР, которую обнародовали у нас лишь в девяностых…

Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из лондонского архива писателя, многие из которых публикуются в России впервые.
Павел Поляков 0.0
В данной книге рассмотрена эволюция двух произведений А. и Б. Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» и «Пепел Бикини» по мере их переиздания. Вторая часть посвящена истории советской фантастики с ремарками автора.
0.0
Издание выпущено при поддержке Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым.

Исследование включает 139 персоналий от писателей-классиков XIX века, создавших произведения в жанре фантастики, до современных молодых авторов. Представлены разделы, посвящённые трём крымским фестивалям: «Фанданго», «Созвездие Аю-Даг» и «Летучий фрегат», рецензии на книги ряда крымских авторов-фантастов, история жанра в Крыму, критические заметки и статьи.