Вручение 21 июня 2018 г.

XX церемония вручения Международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких ("АБС-премия").

Лауреаты премии были награждены дипломом и денежной премией, а также золотым знаком в виде гайки. Кроме того, лауреатам и гостям были вручены юбилейные альбомы, в иллюстрациях которых отразилась вся 20-летняя история крупнейшей российской премии в области фантастической литературы.

Страна: Россия Место проведения: Пулковская астрономическая обсерватория, Санкт-Петербург Дата проведения: 21 июня 2018 г.

Художественное произведение

Лауреат
Андрей Лазарчук, Михаил Успенский 3.6

Первая книга цикла. Премию получила вся трилогия "Весь этот джакч".

Саракш – газовый пузырёк в бесконечной толще камня. Единственный, неповторимый, герметично закрытый навсегда. Мир, тяжело выкарабкивающийся из последствий атомной войны. Небольшой шахтёрский городок на самой границе обитаемой территории. Здесь добывают соль – она важнее золота. Здесь же проходит граница – которая, конечно, на замке. У выпускников школ не такой уж большой выбор: или на шахты, или в армию. Но пока впереди целое лето, а потом выпускной класс, а вокруг горы и горные озёра, заброшенный санаторий, в котором чудак-профессор проводит эксперименты, и его слуга, будто бы сшитый из разных кусков… И всё бы здорово, но однажды трое школьников едва не гибнут от пьяной выходки садиста-гвардейца, а чуть позже находят в лесу почти обугленного человека в странном комбинезоне с кучей предметов в карманах. Человек жив, но без сознания. Выхаживая его, школьники и чудак-профессор решают применить старый довоенный ментоскоп, чтобы узнать о пришлом хоть что-нибудь… Тут-то всё и начинается.
Анастасия Монастырская 0.0

Финалист

Есть люди-развилки. Люди, способствующие катарсису события. Люди, работающие на необратимость. История находит таких людей за много лет до часа Х, пестует, охраняет, чтобы в определенный момент бросить в свои жернова. Принести жертву. В этих жерновах за считанные секунды нужно сделать выбор. Выжить. Сохранить свой род. Но в том и состоит урок истории. Как выживать? В ущерб совести или в ущерб жизни? Не ведет ли потеря совести к деградации рода? И наоборот. Все ответы заведомо неправильны. Возможно, кому-то повезет: сохранит жизнь и сохранит совесть. Так тоже бывает. У истории хорошее чувство юмора, в отличие от чувства справедливости…
Леонид Каганов 4.5

Финалист

Повесть на тему ближнего будущего, парадоксов новых социумов и социальных отношений. Написана специально для сборника Сергея Чекмаева "Социум".
Ксения Букша 3.1
Ксения Букша родилась в 1983 году в Ленинграде. Окончила экономический факультет СПбГУ, работала журналистом, копирайтером, переводчиком. Писать начала в четырнадцать лет. Автор книги "Жизнь господина Хашим Мансурова", сборника рассказов "Мы живём неправильно", биографии Казимира Малевича, а также романа "Завод “Свобода”", удостоенного премии "Национальный бестселлер". В стране праздник – коронация царя. На Островки съехались тысячи людей, из них десять не смогли пройти через рамку. Не знакомые друг с другом, они оказываются запертыми на сутки в келье Островецкого кремля "до выяснения обстоятельств". И вот тут, в замкнутом пространстве, проявляются не только их характеры, но и лицо страны, в которой мы живём уже сейчас. Роман "Рамка" – вызывающая социально-политическая сатира, настолько смелая и откровенная, что её невозможно не заметить. Она сама как будто звенит, проходя сквозь рамку читательского внимания. Не нормальная и не удобная, но смешная до горьких слёз – проза о том, что уже стало нормой.

"Новый роман Ксении Букши, как всегда, не похож на предыдущие. Как всегда, ослепительно ярок, свеж и тревожен. Как всегда, полон чёрного юмора, жестокости и того особого изящества, которое есть только в петербургской прозе. А что подобные мысли и чувства сейчас владеют многими, так писатель на то и писатель: мы ещё и себе не признались, а он уже вслух сказал, да как звонко". Дмитрий Быков
Андрей Круз 3.8
1999 год, пятнадцать лет прошло с тех пор, как мир разрушила ядерная война. От страны остались лишь осколки, все крупные города и промышленные центры лежат в развалинах. Остатки центральной власти не в силах поддерживать порядок на огромной территории. Теперь это личное дело тех, кто выжил. Но выживали все по-разному. Кто-то объединялся с другими, а кто-то за счет других, превратившись в опасных хищников, хуже всех тех, кого знали раньше. И есть люди, посвятившие себя борьбе с такими. Они готовы идти до конца, чтобы у человечества появился шанс построить мирную жизнь заново.

Итак, место действия — СССР, Калининская область. Личность — Сергей Бережных. Профессия — сотрудник милиции. Семейное положение — жена и сын убиты. Оружие — от пистолета до бэтээра. Цель — месть. Миссия — уничтожение зла в человеческом обличье.
Zотов 4.0
Мда, случится же такое. Заходишь после работы в бар, а к тебе за стойку со стаканом вина подсаживается Иисус. Тот самый. Который понятия не имеет, почему он вдруг оказался в нашем времени. Но это еще ерунда. Вы даже не представляете, что произойдет дальше...
Александр Бачило 4.0
Постапокалипсис. Последнее людское племя пробирается опасными улицами занесенной снегом Москвы к порталу, через который можно навсегда покинуть Землю...
Илья Боровиков 4.2
Новая повесть московского прозаика Ильи Боровикова настолько необычна, что трудно привязать ее к конкретному жанру. Одни читатели воспримут ее как антиутопию в духе Оруэлла и Замятина, другим она напомнит фантастические произведения поздних Стругацких.

Альтернативный стерильный мир страны Гармонии во имя счастья своих граждан и собственной стабильности очищен от всего, что может вызвать негативные эмоции, болезненные переживания, ненужный стресс, но в первую очередь от главного врага умиротворенного существования и благонадежного поведения — памяти.

Однако на ее выжженном, бесчувственном месте рождаются смутные призраки и тревожные мечты. Влекомый ими, главный герой повести, благополучный обыватель-«невдомек», случайно пересекает границу между Гармонией и Забвенией — миром, куда вытеснена боль прошлого, где индивидуальная и коллективная память, вызывая к жизни духов предков, прорастает сквозь землю, начиненную страшными свидетельствами далекой войны. Что ж, герою предстоит пройти свой путь воспоминаний для возможного обретения самого себя.
Дмитрий Быков 3.8
Новый роман Дмитрия Быкова — как всегда, яркий эксперимент. Три разные истории объединены временем и местом. Конец тридцатых и середина 1941-го. Студенты ИФЛИ, возвращение из эмиграции, безумный филолог, который решил, что нашел способ влиять текстом на главные решения в стране. В воздухе разлито предчувствие войны, которую и боятся, и торопят герои романа. Им кажется, она разрубит все узлы..
Володихин Дмитрий Михайлович 4.0
Во времена Ивана Грозного над Россией нависла гибельная опасность татарского вторжения. Крымский хан долго готовил большое нашествие, собирая союзников по всей Великой Степи. Русским полкам предстояло выйти навстречу врагу и встать насмерть, как во времена битвы на поле Куликовом.
Дмитрий Глуховский 4.1
"Текст" — первый реалистический роман Дмитрия Глуховского, автора "Метро", "Будущего" и "Сумерек". Эта книга на стыке триллера, романа-нуар и драмы, история о столкновении поколений, о невозможной любви и бесполезном возмездии. Действие разворачивается в сегодняшней Москве и ее пригородах. Телефон стал для души резервным хранилищем. В нем самые яркие наши воспоминания: мы храним свой смех в фотографиях и минуты счастья — в видео. В почте — наставления от матери и деловая подноготная. В истории браузеров — всё, что нам интересно на самом деле. В чатах — признания в любви и прощания, снимки соблазнов и свидетельства грехов, слезы и обиды. Такое время. Картинки, видео, текст. Телефон — это и есть я. Тот, кто получит мой телефон, для остальных станет мной. Когда заметят, будет уже слишком поздно. Для всех.
Дмитрий Захаров 3.6
Как всякая хорошая фантастика только прикидывается фантастикой (но делает это хорошо), так и кафкианская антиутопия Дмитрия Захарова лишь маскируется под таковую. Замкнутый сам на себя мир российских государственных корпораций, сражающихся за производство удивительного полупроводника, арсенида голландия, оказывается населен людьми, более чем похожими на нас – нас из настоящего, недавнего прошлого и, как ни жаль, обозримого будущего. В этом романе есть все атрибуты фантастического триллера: от всесильных спецслужб до таинственных террористов, от послушных винтиков условно киберпанковских вертикалей власти до оживленных кукол, ждущих своего мессию, – но главное в «Кластере» не это, и даже не мастерская полифония, незаметно и неумолимо затягивающая читателя в мутные бездны корпоративной вселенной. Главное, на взгляд номинатора, то, что «Кластер» не столько создает свой собственный мир, сколько открывает нам глаза на имеющийся. Постепенно проступает карта лабиринта, в котором, как водится, почти все маршруты заканчиваются тупиками – не потому, что мы такие уж плохие люди, а потому, что «раньше у нас было время, теперь у нас есть дела», потому что чаще комфортнее уйти оттуда, где надо бы не забыть остаться, потому что иногда уютнее предать и забыть. Но кто-то, может быть, и прорвется к звездам, из которых идет снег.
Александр Зорич 3.2
Владимир Пушкарев и Константин Уткин - два друга не разлей вода, любители опасностей и адреналиновых встрясок. И работа у них - под стать горячим натурам: экстремальные пожарники. Тушение аварийных реакторов, спасение людей из аномальных зон в секретных институтах...

Казалось бы, человека на такой работе уже ничем не прошибешь. Но однажды после взрыва на Троицком термоядерном стеллараторе Владимир и Константин увидели нечто такое, что полностью перевернуло их представления о реальности. Такое, что заставило их немедленно уйти из пожарников, открыло дорогу к звездам, привело в самую секретную организацию на Земле - Космодесант...
Леонид Каганов 4.3
Этот месяц перевернул мою жизнь. Какие-то 30 дней... тридцать дней и дядюшка Джо. Миллионер, брат моего деда. Не оставивший мне ни цента в наследство. Но давший куда больше...
Елена Клещенко, Денис Тихий 4.1
Дары Одина людям - не только мудрость и тайное знание, но и раздоры между людьми. Вот, например, если у тебя отняли жизнь, достойно мужчины забрать в обмен жизнь предателя, пока не истекли твои последние тридцать шесть часов. Или недостойно?.. Мед поэзии - напиток скальдов, который наделяет простые слова таинственной силой. Это колдовство, говорили викинги.
Саша Кругосветов 0.0
Рассказ о путешествии капитана Александра на остров Мория, о необыкновенной жизни и подвигах Великого Федерального Канцлера этого острова, несгибаемого государственника, магистра юридических и богословских наук, профессора боевых искусств стиля Нельзя, простого парня с рабочих окраин, «великого и ужасного» Ганса ГАНСа, о жизни его Братанов, четких пацанов кооператива «Лужа», о жизни пастуха бездны Симона Рыбака, чернеца Световида-воина, а также о жизни прекрасной Беллы Кулы, вновь явленной нам божественной Мории.
Анатолий Курчаткин 3.2
«Подозреваетесь. Чревато для вас. Докажите, что подозрения беспочвенны». Такую записку, написанную на четвертушке листа, получает герой романа. И что значат эти слова, что обещают, к чему принуждают его? Он вполне законопослушен, не посягает на устои. Правда, живет он в странном городе, где всё подчинено непреложным правилам тайной и грозной службы стерильности. Легкой завесой фэнтези прикрыто повествование, в центре которого личная драма героя. Получение им нелепой записки поначалу выглядит как неприятное недоразумение, но разделяет его жизнь на «до» и «после». Течение романа чем дальше, тем стремительнее — автор, несомненно, владеет приемами детективного повествования. Роман написан со стилистическим изяществом и метафорической изысканностью.
Игорь Минаков, Максим Хорсун 0.0
Студент Костя Лещинский с Земли и модельер То Нда Хо Гаррель с Арсианы, заброшенные в мир, где погибла высокоразвитая цивилизация, вынуждены стать пилотами боевых бронеходов, чтобы поддерживать хоть какую-то тень порядка среди множества разумных существ, так же, как они, похищенных с родных планет.
Новые бойцы не подозревают, что это лишь начало Пути. Ведь их судьбы брошены на кон в галактической игре, разменными фишками в которой служат целые галактики.
Лети вверх! Лети вниз! Лети вбок! Ты мертв. Ты жив. Твое путешествие начинается…
Ася Михеева 4.5
Ты никто и звать тебя никак! — говорили они. Как можно с такими способностями не выучиться ничему? — говорили они. Какое бессмысленное хобби… — говорили они. Они были правы.
Генри Лайон Олди 4.0
В приморском городе Кекрополе идет дождь. Веселятся завсегдатаи баров, полиция охотится за преступниками, байкеры пристают к девчонкам, приехавшим на заработки из разрушенной бомбежками Халпы. В городе Кекрополе бродит голодный Минотавр, и Тезей, профессиональный борец из клуба «Элевсин», ищет путь в этом лабиринте, иначе цепь убийств трижды обернется вокруг Кекрополя. Куда смотрят боги? Или мы называем их богами всего лишь за неимением лучшего слова?! История Тезея и Минотавра известна всем. В новой книге Г. Л. Олди она рассказана по-другому, вынуждая задуматься: так уж ли мы, дети цивилизации, вооруженные гаджетами и пистолетами, отличаемся от шлемоблещущих героев Древней Эллады? А может быть, Минотавр — великий уравнитель?
1 2