Официальная церемония началась в Центре Современной Литературы и Книги на набережной адмирала Макарова в 3 часа дня. Именно 21 июня, дату, равноудаленную от дат рождения каждого из братьев Стругацких, можно назвать днем рождения «АБС-Премии». Марианна Баконина, проводившая церемонию, перечислила многочисленных спонсоров премии и напомнила собравшимся, что впервые вручение Семигранной гайки и конвертов с некой суммой состоялось в Санкт-Петербурге 21 июня 1999 года. Соотвественно, «АБС» исполняется уже шесть лет!.. Сам Борис Натанович Стругацкий отозвался о премии так: ««АБС-премия» изначально задумывалась как средство поощрения хорошей фантастики в России, причем в особенности той фантастики, которая была близка самим братьям Стругацким: реалистической, социальной, философской. В какой мере этот замысел удалось нам реализовать, судить не нам, а читателям и писателям, отслеживающим процесс. Во всяком случае, льщу себя надеждой, что среди лауреатов премии никогда не было (и не будет впредь!)
На этот раз выбор жюри в номинации «Критика и публицистика» был легко предсказуем. В прошлом году отечественную литературу постигла тяжелая утрата: не стало Игоря Всеволодовича Можейко, Кира Булычева, любимого и уважаемого тремя поколениями читателей. Его «Падчерица эпохи», публиковавшаяся в 2003-м с продолжением на страницах журнала «Если», была названа лучшей фантастиковедческой работой года. Куда менее очевиден выбор лучшего художественного произведения года. Им стала «Орфография» Дмитрия Быкова, объемистый роман о первых послереволюционных годах, с небольшим альтернативно-историческим допущением: в результате радикальной реформы в Советской России отменены не только «ять» и несколько других букв алфавита, но и вся орфография как таковая. Еще на «Интерпрессконе», где эта книга фигурировала в номинации «Крупная форма», некоторые фэны высказывали сомнение — достаточно ли она фантастична? Но недаром положение об «АБС-премии» гласит: «...рассмотрению подвергается чрезвычайно широкий спектр произведений — от чистой научной фантастики в манере Г. Дж. Уэллса, С. Лема и Р. Шекли до гротесков и фантасмагорий в стиле Ф. Кафки или В. Шефнера». Таким образом, любой намек на фантастичность происходящего может стать основанием для получения премии. Что уж говорить о главном сюжетообразующем элементе, как в «Орфографии»!
Осталось только выяснить: к какой именно категории относят члены жюри роман Дмитрия Быкова — к гротескам или фантасмагориям?
В. Канис