Вручение 21 июня 2004 г.

Официальная церемония началась в Центре Современной Литературы и Книги на набережной адмирала Макарова в 3 часа дня. Именно 21 июня, дату, равноудаленную от дат рождения каждого из братьев Стругацких, можно назвать днем рождения «АБС-Премии». Марианна Баконина, проводившая церемонию, перечислила многочисленных спонсоров премии и напомнила собравшимся, что впервые вручение Семигранной гайки и конвертов с некой суммой состоялось в Санкт-Петербурге 21 июня 1999 года. Соотвественно, «АБС» исполняется уже шесть лет!.. Сам Борис Натанович Стругацкий отозвался о премии так: ««АБС-премия» изначально задумывалась как средство поощрения хорошей фантастики в России, причем в особенности той фантастики, которая была близка самим братьям Стругацким: реалистической, социальной, философской. В какой мере этот замысел удалось нам реализовать, судить не нам, а читателям и писателям, отслеживающим процесс. Во всяком случае, льщу себя надеждой, что среди лауреатов премии никогда не было (и не будет впредь!)

На этот раз выбор жюри в номинации «Критика и публицистика» был легко предсказуем. В прошлом году отечественную литературу постигла тяжелая утрата: не стало Игоря Всеволодовича Можейко, Кира Булычева, любимого и уважаемого тремя поколениями читателей. Его «Падчерица эпохи», публиковавшаяся в 2003-м с продолжением на страницах журнала «Если», была названа лучшей фантастиковедческой работой года. Куда менее очевиден выбор лучшего художественного произведения года. Им стала «Орфография» Дмитрия Быкова, объемистый роман о первых послереволюционных годах, с небольшим альтернативно-историческим допущением: в результате радикальной реформы в Советской России отменены не только «ять» и несколько других букв алфавита, но и вся орфография как таковая. Еще на «Интерпрессконе», где эта книга фигурировала в номинации «Крупная форма», некоторые фэны высказывали сомнение — достаточно ли она фантастична? Но недаром положение об «АБС-премии» гласит: «...рассмотрению подвергается чрезвычайно широкий спектр произведений — от чистой научной фантастики в манере Г. Дж. Уэллса, С. Лема и Р. Шекли до гротесков и фантасмагорий в стиле Ф. Кафки или В. Шефнера». Таким образом, любой намек на фантастичность происходящего может стать основанием для получения премии. Что уж говорить о главном сюжетообразующем элементе, как в «Орфографии»!
Осталось только выяснить: к какой именно категории относят члены жюри роман Дмитрия Быкова — к гротескам или фантасмагориям?
В. Канис

Страна: Россия Место проведения: Санкт-Петербург (Центр Современной Литературы и Книги) Дата проведения: 21 июня 2004 г.

Художественное произведение

Лауреат
Дмитрий Быков 4.1
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА 29.07.2022 Дмитрий Быков снова удивляет читателей: он написал авантюрный роман, взяв за основу событие, казалось бы, «академическое» — реформу русской орфографии в 1918 году. Роман весь пронизан литературной игрой и одновременно очень серьезен; в нем кипят страсти и ставятся «проклятые вопросы»; действие происходит то в Петрограде, то в Крыму сразу после революции или... сейчас? Словом, «Орфография» — веселое и грустное повествование о злоключениях русской интеллигенции в XX столетии...
Марина и Сергей Дяченко 4.1
В один прекрасный день каждый человек услышал, как кто-то зовет его по имени. А некоторое время спустя в одной больнице стали выздоравливать самые безнадежные пациенты. Но это было только начало, ибо в наш тихий спокойный мир пришел Пандем. Пришел, чтобы повести человечество вперед по пути прогресса. Чем обернется приход Пандема? Добром или злом? Друг он или враг? Это каждый решает для себя сам.
Кирилл Бенедиктов 4.0
Идёт 2053 год, крупнейшие и сильнейшие государства планеты фактически объединились под контролем Белого Возрождения — фашистской религиозно-политической организации, созданной несколько десятков лет назад. Чтоб «очистить» Землю от излишков людей низшего сорта — то есть отличных от англосаксонского типа — власти строят в Центральной Азии полигон, с которого всех, кто не попал под квоты, переместят в другое измерение. В последние несколько дней перед намеченной датой «Большого Хэллоуина» разворачивается эта история...

Критика и публицистика

Лауреат
Кир Булычёв 0.0
История становления и развития советской довоенной научной фантастики 1917-1941 годов. Писалась автором в общей сложности около 15 лет.
Александр Зеркалов 4.2
В своей книге Александр Зеркалов исследует ершалаимские главы романа «Мастер и Маргарита» через призму первоисточников булгаковского текста — канонических Евангелий, Талмуда, трудов древних историков и более поздних авторов, на которых прямо или косвенно указывает текст знаменитого романа. Обширная эрудиция позволяет автору убедительно доказать, что за художественными образами романа стояло глубокое изучение предмета. Таким образом, фигура Булгакова предстает в новом свете, а текст романа читается по-новому. При этом А.Зеркалов не отвергает того, что писалось о творчестве Булгакова до него, а просто идет дальше в раскрытии философской концепции «Мастера и Маргариты». Булгаков показан А.Зеркаловым одновременно и тонким исследователем источников романа, и вдумчивым их интерпретатором. Причем на интерпретации Булгакова серьезное влияние, по мнению А.Зеркалова, оказало время, в которое писался роман, — время сталинского террора и подавления свободомыслия в любой форме. Из исследований, разбирающих связи романа с Новым заветом, самое интересное — книга Александра Зеркалова «Евангелие Михаила Булгакова». Это сильный автор, идеи которого интересны, даже если они спорны или просто ошибочны. © Лидия Яновская