Вручение 21 июня 2000 г.

Для большинства приглашенных церемония награждения лауреатов «АБС-премии» открылась 21 июня 2000 года в 18 часов. Именно к этому времени в Дом журналиста съехались гости.
Однако для финалистов, Оргкомитета и съемочных групп ТВ все началось гораздо раньше. Они собрались в Центре современной литературы и книги в 16 часов, чтобы отправиться к Дому журналистов на катере.
А там их уже ждали гости — почитатели творчества братьев Стругацких: писатели, артисты, ученые, бизнесмены, депутаты Законодательного Собрания, представители городской Администрации, члены Семинара, которым уже более четверти века руководит Борис Стругацкий, любители фантастики. В частности, церемонию почтили своим вниманием директор Пулковской обсерватории В. К. Абалакин, кинорежиссер Ю. Б. Мамин, певец Вячеслав Бутусов, драматург Александр Володин, тележурналисты Ника Стрижак и Дмитрий Запольский, актриса Лариса Малеванная и многие другие известные санкт-петербуржцы. Всего зарегистрировалось более 160 человек. Все они получили памятные наборы с атрибутикой премии.
В 18 часов ведущие — писательница Марианна Баконина и актер Николай Буров — пригласили на сцену Бориса Стругацкого, председателя Оргкомитета Дмитрия Каралиса и членов Оргкомитета Вячеслава Рыбакова, Андрея Измайлова и Виталия Бабенко (г. Москва).
В зал внесли фиолетовый флаг «АБС-премии». Зазвучала арфа. Марианна Баконина объявила церемонию открытой.
Традиции проведения подобных мероприятий известны: вручение подарков спонсорам и меценатам, награждение финалистов и, наконец, оглашение имен лауреатов. В нынешней церемонии все это присутствовало. Но были и сюрпризы. Ведущим то и дело мешали заместитель директора НИИЧАВО по административно-хозяйственной части Модест Матвеевич Камноедов и домовой Тихон, материализовавшиеся персонажи повести «Понедельник начинается в субботу». А торжественная часть началась с того, что «Семигранной гайкой» и дипломом «АБС-премии» был награжден Борис Стругацкий — «за уникальный вклад в становление и развитие современной фантастической литературы» (изготовление медали и диплома было профинансировано личными пожертвованиями членов Семинара).
Решение Оргкомитета зал встретил аплодисментами.
После оглашения имен меценатов мэтр произнес традиционную тронную речь. Он поблагодарил всех, без кого бы церемония не состоялась, и напомнил принципы, согласно которым премия присуждается.
Затем началось награждение. Дипломы и премии получили все семеро присутствующих на церемонии финалистов.
Отсутствующих Кира Булычева и Виктора Пелевина представлял Виталий Бабенко, а Михаила Успенского и Вадима Казакова — соавторы.

Страна: Россия Место проведения: Санкт-Петербург (Дом журналистов) Дата проведения: 21 июня 2000 г.

Художественное произведение

Лауреат
Сергей Синякин 3.5
Фантастическая повесть. Советский аэронавт Штерн в середине тридцатых годов совершает открытие, в корне меняющее представление человечества о мироздании. Более того, у него есть доказательство правильности его открытия. Однако партии, правительству и лично товарищу Сталину это открытие ненужно, и за Штерна берутся компетентные органы. Автор описывает до боли знакомую процедуру: человека хотят сломать, но он не сдается и сквозь лагерные муки проносит правду о своем открытии...
Наталья Галкина 4.2
В основе философско - поэтического романа Натальи Галкиной - история любви юного провинциала и светской дамы. Любовная драма разворачивается в Санкт - Петербурге, городе Святого Петра, который постепенно из декорации становится полноправным участником действия. Тени великих строителей города, поэтов, актеров, художников возникают рядом с героями и сопровождают их на протяжении всего романа.
Андрей Лазарчук, Михаил Успенский 4.1
Этот роман по праву можно отнести к жанру живой и даже «мгновенной» классики. Он номинировался на Букеровскую премию, но в то же время в нем можно найти все то, что притягивает поклонников современной остросюжетной литературы: на страницах романа встречаются ритуальные убийства и путешествия во времени, красотка, владеющая восточными единоборствами, и таинственные хранители древних знаний. Именно многогранность таланта его авторов, Андрея Лазарчука и Михаила Успенского, подкрепленная замечательным и живым языком, способствовала огромному успеху этой книги, представляющей собой совершенно чумовую, невозможную смесь из детектива, альтернативной истории, антиутопии... одним словом — своего рода фотографический снимок нашего сумасшедшего времени.
Юлия Латынина 4.3
Если Ваша империя из центра мира превратилась в камешек на краю необъятной Галактики, если Ваши чиновники готовы продать как можно больше родины за как можно меньше денег, если люди со звезд уверены, что во всем виноваты Ваша алчность и глупость, а Ваши сектанты уверены, что люди со звезд — это бесы, вылезшие из-под земли, если в стране не осталось никого, кроме нищих, взяточников и фанатиков, — смогут ли коррумпированный чиновник и отчаянный террорист добиться того, чего не добились благонамеренные реформаторы?
Виктор Пелевин 3.9
Роман, в котором переплетаются реальность, виртуальность и мифология. История возвышения Вавилена Татарского, принадлежащего к поколению "П", от продавца в ларьке до воплощения божества, посредством рекламных технологий. Герой сочиняет слоганы, придумывает концепции, а также узнаёт, что управляет современным ему обществом.

Критика и публицистика

Лауреат
Кир Булычёв 4.2
Это автобиографические «Записки семидесятника», как их назвал сам автор, в которых он рассказывает о своей жизни, о том, как она привела его в ряды писателей-фантастов, как соединились в нем писатель и историк, как влияла на него эпоха, в которой довелось жить. К своему «несерьезному» фантастическому жанру он относился исключительно серьезно, понимая, что любое слово писателя прорастает в умах читателей, особенно если это читатели молодые или даже дети, так любящие фантастику.
Вадим Казаков, Алексей Керзин, Юрий Флейшман 0.0
Это часть фундаментальной энциклопедии «Миры братьев Стругацких», подготовленной фэн-группой «Людены». Библиография, ставшая итогом более чем десятилетней работы авторского коллектива, с исчерпывающей полнотой представляет творчество А. и Б. Стругацких за период с 1956 по октябрь 1998 г. Она относится к числу лучших «персональных» библиографий фантастики, когда-либо изданных на русском языке.
Сергей Переслегин 0.0
Аналитический обзор состояния российской фантастической прозы 1990-х годов.