Премия Джеймса Типтри-младшего — ежегодная литературная премия, вручаемая за произведения жанров научная фантастика и фэнтези, которые расширяют и исследуют роли женщины для мужчины и мужчины для женщины.
Мемориальная премия получила имя Джеймса Типтри-младшего — псевдонима американской писательницы Элис Шелдон (Alice Bradley Sheldon), которая взяла себе мужское имя, стала лауреатом нескольких премий и доказала, что разница между мужчиной и женщиной-фантастом иллюзорна.
Произведения лауреатов премии и различные жанровые эссе публикуются в серии ежегодных сборников и антологий. Всего вышло четыре сборника: в 1999 году «Flying Cups and Saucers: Gender Explorations in Science Fiction and Fantasy» под редакцией Дебби Ноткин (Debbie Notkin), и три «The James Tiptree Award Anthology» (2004, 2005 и 2007 годов), редакторами которых являются Пат Мёрфи, Карен Джой Фаулер, Дебби Ноткин и Джеффри Смит (Jeffrey D. Smith).
Награда вручается с 1992 года за роман, повесть или рассказ — тут уж решает жюри из пяти человек (четыре женщины и один мужчина). Помимо чека на символическую сумму $1000 лауреат получает оригинальную художественную работу — скульптуру, рисунок или просто букет цветов, дополняющий или подчеркивающий основную идею произведения. Деньги на вручение премии фонд получает за счёт издания книг с рецептами, благотворительных аукционов и продажи кондитерских изделий.
Номинанты премии попадают в Список почета (Honor List, ранее именовавшийся Short List). Помимо Списка почета жюри формирует также Лонг-лист (Long List), куда включают дополнительно произведения, не вошедшие в число победителей и Список почета.
Специальная премия была учреждена в пятую годовщину основной премии. Лауреатами премии стали произведения, которые могли бы получить Премию Джеймса Типтри-младшего еще до того, как эта премия была учреждена. Номинанты вошли в Ретроспективный список почета.
Псевдоним доктора психологии Элис Брэдли Шелдон стал именем премии за «научно-фантастическое или фэнтезийное произведение, которое исследует и расширяет тематику взаимоотношения полов». Так сложилось, что во времена Гернсбека и Кэмпбелла научной фантастикой занимались мужчины (за редким исключением — Ли Брэкет и Андрэ Нортон — хотя имя последней тоже долгое время принимали за мужское).
Элис Брэдли стала в прямом смысле “фантастической женщиной”, произведения которой, концентрированные, эксцентричные и полные экспериментальных ходов, нередко причисляются киберпанками к своим «предтечам». Получившая три «Небьюлы» и две «Хьюго», Элис Бредли впоследствии сама стала символом, наверное, самой…