О премии

«Рукопись года» — премия, созданная издательством «Астрель-СПб» специально для того, чтобы помочь молодым авторам опубликовать лучшие рукописи.

Цель премии — помочь талантливым авторам добиться успеха и признания в литературном мире посредством публикации их рукописей. Девиз премии: «Не продается вдохновенье!» Премия является ежегодной. Номинационный список составляется автоматически из рукописей, присланных на рассмотрение в издательство в течение одного календарного года, но также оргкомитет может принимать номинации от номинаторов, назначенных из числа известных писателей, журналистов, деятелей культуры и пр.

Вначале премия рассматривала рукописи всех авторов, чьи произведения, за исключением номинированной рукописи, ранее не издавались тиражом более 1000 экземпляров, вне зависимости от года издания. Публикация в сети Интернет не является препятствием для участия в премии. Также, стоит отметить, что вначале премия рассматривала рукописи всех авторов вне зависимости от их писательского опыта и вручалась в трех номинациях: «Сюжет», «Язык», «Оригинальная идея». Также вручалась Главная Премия — Гран-При (данная номинация осталась без изменения все годы существования премии).

Жюри премии состоит из редакционного коллектива «Астрель-СПб». Информация о составе жюри публикуется в СМИ и/или сети Интернет. В Жюри есть свой Председатель. В случае возникновения спорных вопросов Жюри имеет право привлекать в качестве Консультантов победителей предыдущих сезонов Премии.

Члены Жюри читают все произведения, включенные в номинационный список, и коллегиально составляют Лонг-лист, из которого позже уже формируется Шорт-лист (не более 10 произведений). Победители определяются путем открытого голосования членов Жюри и получают право на издание рукописи в издательстве «Астрель-СПб» тиражом не менее 3000 экземпляров. Издательство обязуется обеспечить допечатную подготовку и дистрибуцию книги.

Необходимо указать, что в ряде случаев организаторы вручают премии в дополнительных номинациях, о которых можно узнать более подробно на страницах ежегодных номинантов.

Сейчас на премию могут быть номинированы свободные от копирайта рукописи авторов, чьи произведения, за исключением номинированной рукописи, ранее не издавались тиражом более 1000 экземпляров, вне зависимости от года издания. Публикация в сети Интернет не является препятствием для участия в премии.

Премия является ежегодной.

картинка Rosio

Жанр: Современная проза Страна: Россия Язык: Русский Первое вручение: 2010 г. Последнее вручение: 2023 г. Официальный сайт: http://www.astrel-spb.ru/premiya-qrukopis-godaq.html

История

Учреждена в 2009 году издательством «Астрель-СПб» при поддержке портала Proknigi.com.
Вначале премия рассматривала рукописи всех авторов, чьи произведения, за исключением номинированной рукописи, ранее не издавались тиражом более 1000 экземпляров, вне зависимости от года издания. В 2012 году «Рукопись года» была переориентирована исключительно на молодых, ранее не издававшихся авторов, а номинации были заменены конкурсными местами.

Номинации

Гран-при
Рукопись года

Главная премия - лучшая работа года по всем трем критериям (сюжету, языку и идее, лежащей в основе книги)

Рукопись года
Сюжет
Язык
Оригинальная идея
Книги для детей
Young Adult
Мистика и магический реализм
Современная проза
Спецноминация «Лучшая книга о путешествиях»
Спецноминация «Новая криминальная проза»
Спецноминация «Юмористическая проза»
Спецноминация «Детская литература»
Спецноминация «Фэнтези»
Спецноминация «Мейнстрим»
Спецноминация «За нонконформизм»
Спецноминация «Хоррор»
Спецноминация «Подростковое фэнтези»
Спецноминация «Будущее»
Вне конкурса

Награда, которой жюри поощряет успешные на их взгляд работы, не вошедшие в шорт-лист.

Спецноминация «Большая форма»
Спецноминация «Большая форма»
Спецноминация «Короткая форма»
Спецноминация «Короткая форма»
Спецноминация «Лучшая книга о путешествиях»
Спецноминация «Лучшая книга о путешествиях»
Спецноминация «Самые оригинальные персонажи»
Спецноминация «Самые оригинальные персонажи»
Спецноминация «Лучший детский детектив»
Спецноминация «Лучший детский детектив»
Спецноминация «Другая детская книга»
Спецноминация «Другая детская книга»
Спецноминация «Новый формат»
Спецноминация «Новый формат»
Спецноминация «Книга-удивление»
Спецноминация «Книга-удивление»
Спецноминация «Фантастика»
Спецноминация «Фантастика»
Спецноминация «Триллер»
Спецноминация «Триллер»
Гран-при
Иван Белов 4.4
Гибнущий мир захвачен нечистью, мертвецами и тьмой. Гниющие моря воняют на сотни верст, океаны пересыхают, ядовитые ливни выжигают растительность и Конец Света ожидается как избавление. Поселения редки, границы прозрачны, власть слаба. Тьма сгущается, и на ее пути стоит Заступа, проклятый Богом и людьми вурдалак.
Рукопись года
Юлия Домна 5.0

1 место.

Мир, в котором Вторая мировая война имела иной — шокирующий — исход.
Мир, в котором человечество внезапно открыло, что уже довольно давно делит Землю с двумя более развитыми видами.
Мир, в котором ты — функция системы. Ты можешь объединиться с кем-то другим, чтобы составить дубль-функцию. Можешь отдать свою жизнь в пользу другого — твоей контрфункции. Но навсегда останешься лишь скромной строчкой в массиве данных, которые скрупулезно соберет и проанализирует некто способный просчитать и взвесить вероятности наступления всех возможных вариантов будущего.
Не лучший мир для того, чтобы пытаться быть хорошим человеком.
Не лучший мир для того, чтобы любить. Чтобы страстно и бескорыстно желать помочь. Чтобы, пожалев больную девочку, согласиться занять ее место в матрице жизни и смерти, а самому отправиться в лабиринт Дедала.
Но лучшего нет.
Рукопись года
Екатерина Тюхай 4.3

2 место.

2065 год. Игорь Соколов — тридцативосьмилетний президент России будущего, в которой все чиновники живут и работают под видеокамерами, а судебные решения принимают нейросети. Соколов в прошлом — одарённый программист, который искренне считает, что эмоции и мысли тоже можно подчинить технологиям, и ищет стартапы на эту тему. Соколов инвестирует в «Капсулу» — устройство для чтения мыслей и управления эмоциями через сны, которую создала нейробиолог Кира Мечникова. В случае успешных испытаний «Капсулы» Соколов планирует подписать закон 147 — о праве государства вмешиваться в сознание граждан во имя безопасности. С помощью «Капсулы» Соколов хочет окончательно удалить те эмоции и воспоминания, которые делают его человеком. Он погружается в «Капсулу», не подозревая, что проводником внутри сна будет злейший враг…
Рукопись года
Александр Подольский 3.3

3 место.

Прах к праху, а история к истории. О том, что в каждом обиженном ребенке скрывается монстр. О том, что Дед Мороз — не тот, кем кажется. О кровавых играх на выживание и демоническом кинотеатре. Об ужасах, таящихся в метро, под землей, под толщей воды, в стенах старых домов, в русских народных сказках, японском фольклоре, в степях Казахстана, в Южной Америке, на тибетском высокогорье и где-то далеко-далеко за пределами нашего мира… Прах к праху, история к истории — страшные, странные, удивительные, фантастические.
Рукопись года
Елена Вяхякуопус 0.0

3 место.

Роман о странниках, кто всю жизнь тосковал по утраченному дому, жил не так, как мечтал, не в той стране или не на той планете, где хотел. О потерянных и украденных детях. О чудаках, кого пугают собственные выдумки, а перед настоящими опасностями они проявляют удивительное бесстрашие. Кто боится выйти из дома или поцеловать девушку, но хладнокровно становится под дуло пистолета. Роман о психологах и психиатрах, следователях и подследственных, о мертвых, кто возвращается отомстить живым. И, конечно, о Петербурге и о любви.
Спецноминация «Детская литература»
Наталья Бочечко 0.0

1 место.

У Котоваськи появилась тайна. Отчего он иногда грустит и долго не возвращается из путешествий домой? Что он ищет в далёких странствиях по всему свету? Главная мысль повести: даже такому независимому коту-страннику важно знать, что у него есть дом. И там его ждут. И туда он будет всегда возвращаться, какие бы прекрасные места ему ни открывались.
Спецноминация «Детская литература»
Морошка Сергеева 4.2

2 место.

Нужен ли рыбе зонтик? Ещё как! Рыбы в этой сказке ходят в сапожках, воруют ягоды и вьют гнёзда в зонтах. А началось это безобразие из-за того, что кто-то испортил погоду и озеро испарилось. Баба Юа, живущая на краю леса, пыталась всё исправить, но стало только хуже. Местность заросла гигантскими мухоморами, Юа превратилась в бабу Ягу, у избы выросли куриные ноги. И кот заговорил. Вместе с переменами пришли проблемы: то изба потеряется, то туристы понаедут, всё замусорят. Рыбы ещё эти... Эй, рыбы! Стойте! Куда кота понесли, сказка ещё не кончилась!? Успеет ли Яга всем помочь и всё исправить до приезда внука? Ой, не знаю...
Спецноминация «Детская литература»
Александра Артёмова 5.0

3 место.

Недалеко от дома стоит старинная водяная мельница. Она давно разрушена, но камни ещё помнят того водяного, что когда-то здесь чудил. А река шепчет, шепчет истории, а вода уносит время...
Спецноминация «Фантастика»
Ирина Кварталова 4.4

1 место.

Тильда – мастер-архитектор одного из самых больших храмов столицы. Грандиозное строительство поглощает почти все ее силы и время, и Тильда не замечает, как жизнь, выстроенная некогда по строгому упорядоченному плану, начинает рушиться. Сын ввязывается в игры с опасной темной силой, а вялые бюрократические интриги перерастают в жестокое противостояние, исход которого предрешен.
И когда в единый миг не остается ничего — ни дома, ни дела, ни репутации, хватит ли сил не отчаяться и начать новую жизнь — в другой стране, имея при себе лишь знания и упорство?
Хватит ли мудрости понять сына и разглядеть в случайном попутчике того, кто не просто протянет руку помощи, но станет и опорой, и светом?
Спецноминация «Фантастика»
Владимир Чернявский 4.2

2 место.

Люди ищут «телефониста», когда скорбь по ушедшим близким становится невыносимой. Марк – телефонист. Его дар – находить в городских лабиринтах точку пробоя и соединять жизнь со смертью.
Судьба Марка кардинально меняется, когда он знакомится с Еленой и ее маленькой дочкой, а вездесущие агенты Особой службы открывают на него охоту.
Спецноминация «Фантастика»
А. Фонд 4.2

3 место.

Попаданка во времена брежневского застоя, где женщина не только хранительница очага, но и активный строитель коммунизма. Директор по управлению персоналом крупной корпорации попадает в тело конторского работника депо «Монорельс». И вот с такими невнятными исходными данными нужно что-то делать дальше.
Спецноминация «Триллер»
Ангелина Саратовцева 4.2
Он гениален во всем.

Его книги – завораживают, его вкус – безупречен, и одного его взгляда достаточно, чтобы потерять голову.

Гениальный убийца. И все же у нее есть шанс. Возможно…

Что, если скелеты в шкафу это не всегда метафора?..

Кураторы